dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Не знаю, как это назвать

Алексей Битов (poziloy)

О «Женитьбе» в ШДИ, режиссёр А.Огарёв. Читаю: «"Женитьба" Гоголя в "Школе драматического искусства" заставит хохотать до слёз три часа» (https://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/zhenitba-gogolya-v-shkole-dramaticheskogo-iskusstva-zastavit-hohotat-do-slez-tri-chasa-1519422/).

Свидетельствую: это не совсем так, значительную часть первого действия публика пребывает в некоторой растерянности – не въезжает, как реагировать, а главное, на что реагировать. Кто виноват – вопрос, как известно, герценовский, а не гоголевский, но всё-таки рискну озвучить собственную версию. Уже писал как-то, причём именно о «Женитьбе»: «попробуйте «прокрутить» пьесу на сцене на обычной скорости, и вряд ли вы преуспеете – блистательный текст утратит большую часть своего шарма, если не провиснет вообще. Кстати, обратите внимание на ремарки в «Женитьбе», особенно во второй половине Действия первого: Арина Пантелеймоновна «Схватывает все, что ни есть на столе, и бегает по комнате», «Дуняшка бежит в сени», «Все бегут опрометью», «Дуняшка бежит впопыхах... Дуняшка бежит через комнату», «Фекла бежит через комнату отворять», Агафья Тихоновна «Убегает»... Кто разгоняет действие «Ревизора», понятно, а в «Женитьбе»? Поначалу, вроде бы, всё развивается неторопливо («Степан уходит», «Степан входит», «Степан уходит», Подколесин «Уходит в другую комнату»), а в явлении IX – взрыв: «Кочкарев, вбегая»» (https://dik-dikij.livejournal.com/1553101.html).

Казалось бы, Огарёв всё так и поставил: начало медленное, а потом – тот самый взрыв: темп резко возрастает. Вот только, на мой взгляд, с «замедлением» режиссёр переусердствовал; кто постарше, возможно, помнит, что старые магнитофоны позволяли одним щелчком менять скорость воспроизведения, и была даже такая забава – прокручивать записи в замедленном варианте; получалось смешно, но быстро надоедало. Вспомнилось, однако, пока Подколёсин просто лежал под звуки медленной песни, потом неторопливо вставал и т.д. А когда впервые на сцене появилась Фёкла Ивановна, она, прежде чем подойти к клиенту, несколько раз повернулась вокруг своей оси, что, как нетрудно догадаться, скорости действию отнюдь не прибавило. Но взрыв всё-таки состоялся, и началось всё именно с выхода Кочкарёва... вот только Гоголя при этом взрыве, увы, разорвало на мелкие клочки. Зато зритель расшевелился и даже раздался первый (робкий) смех. Ещё больший смех вызвала впервые прозвучавшая фамилия экзекутора – Яичница. Трудно поверить, что большинство зрителей никогда не слышали про такого персонажа... наверное, всё-таки слышали, но забыли, ибо многие знания – многие печали, и да здравствует детская непосредственность восприятия! А уж какой хохот поднялся, когда Яичница стал показывать свою фамилию с помощью жестов (игра в шарады, если угодно)... Второй массовый взрыв смеха вызвала сцена с цыганским хором и падением в обморок тётушки Арины Пантелеймоновны. А уж когда на сцене запели «Одиночество – сволочь, одиночество – скука / Я не чувствую сердце,я не чувствую руку» восторга и радости в зале было столько, что Гоголь, пожалуй, позавидовал бы. И действительно, куда Николаю Васильевичу до Евгения Ваграновича! не вышел носом, что называется.

Прервусь. На вопрос, зачем скрещивать «Женитьбу» с телевизионными «юмористическими» передачами, могу предложить два варианта ответа. Вариант № 1: Огарёв в самом деле хотел поставить гоголевскую «Женитьбу», но не рассчитал темп, и ему самому стало скучно, вот и пустился человек во все тяжкие. Вариант № 2: «переосмысление» пьесы сделано в расчёте на уровень современного зрителя, который хочет развлечься и развеяться, а вовсе не увидеть собственное отражение – зачем человеку лишний раз напрягаться? Опять же, отвыкли мы от этого – некоторые «режики» вообще прилаживают «зеркало» так, что в нём отражаются лишь они сами, а нам, простым смертным, предлагается любоваться и восторгаться. Справедливости ради, это я не об Огарёве, который, по-видимому, вполне в курсе, что спектакль – нечто целостное (а не просто набор сцен) и технической частью владеет (по крайней мере, умеет заполнять сцену так, чтобы без «дырок», и, несмотря на сбой в начале, держит ритм спектакля). Но как же не разбавить Гоголя Петросяном или, в лучшем случае, «Комеди-клабом»? Могут не понять.

Что ж, возвращаюсь к спектаклю. Ладно, цитаты из Некрасова и Грибоедова – будем считать, дань моде. Но откуда взялись лишние женихи? У Гоголя их четверо, считая Подколёсина... ну, допустим, четыре с половиной, если вспомнить такого эпизодического персонажа как Алексей Дмитриевич Стариков. Однако Фёкла Ивановна у Гоголя говорит про женихов: «Да человек шесть есть»; значит, их и должно быть 6, не больше, не меньше. Стало быть, роль купца Старикова дописывается; в оригинале у него, если не путаю, всего 3 фразы (две на входе, одна на выходе), а тут он превращается в жениха с гитарой («А вы на ней хоть играть-то умеете?» – «Учусь»), а позже и с топором (Раскольников ищет старушку?) А для ровного счёта добавляется ещё один жених, Акинф Степанович Пантелеев («Мой любимец», – говорит о нём, если я правильно понял, сваха). В авторском тексте он присутствует заочно – вживую не появляется, но упоминается («чиновник, титулярный советник, немножко заикается только, зато уж такой скромный... пьет, не прекословлю, пьет. Что ж делать, уж он титулярный советник; зато такой тихий, как шелк»). Вот и готово дело! Собственно, с этим персонажем проще: ни гитары, ни топора – знай себе, падай, изображая алкаша на потеху публике. Гоголь опять-таки отдыхает.

Жевакин дарит невесте бумажный кораблик – понятно, он моряк, проехали. Зато у Анучкина – чемодан и по совместительству собака Арнольд (возможно, чемоданособаковладелец не в пехоте служил, а охранял границу с этим самым Арнольдом на поводке). Над кем смеётесь? Ясно, что не над собою, это вообще другая пьеса.

Кстати, ничего плохого про дикцию актёров сказать не могу, но однажды я не сразу понял, о чём речь, и вместо вопроса «Ты здесь?» услышал утверждение: «Пиздец!» Нет, в реальности ничего такого сказано не было, это мой грех. Извините, бывает.

А вот «Тыдыщ-тыдыщ» звучало со сцены на самом деле, причём неоднократно. Кстати, Огарёв где-то говорил, что решил поставить не «мужской», а «женский» вариант «Женитьбы», т.е. не про Подколёсина, а про Агафью Тихоновну. Всё бы хорошо, но тогда речь должна идти не о женитьбе, а о замужестве; кстати, и название стоило бы поменять на «Замужество, тыдыщ-тыдыщ» (с уточнением: по мотивам пьесы «Женитьба» Николая, тыдыщ-тыдыщ, Гоголя).

Понимаете, какая штука... персонажи Гоголя – это мы с вами, как же их (нас) прикажете не жалеть? А здесь – кого жалеть-то? Того, который с топором, или того, который с чемоданом Арнольдом? Да я бы с радостью, но не получается как-то.

Опять-таки справедливости ради: один персонаж толику жалости всё-таки вызывает. И это, нетрудно догадаться, Агафья Тихоновна. Отдавая должное актрисе А.Мерецкой, отмечу всё же, что, насколько могу судить, именно такую задачу ставил перед ней режиссёр (напомню, это ведь «женский» вариант). А как же Подколёсин? А никак; он в этом спектакле, по сути, персонаж второго плана, и даже кульминация (бегство через окно) показано как-то впроброс. Подколёсина играет И.Яцко, сам режиссёр (и далеко не последний), и я сильно сомневаюсь, что он пошёл бы поперёк замысла своего, можно сказать, коллеги. Так что, как хотите, смею предположить: дело не в нём, а именно в замысле. Зачем? Не знаю.

Можно, конечно, предположить, что всё происходящее – не более, чем сон (разумеется, сон Агафьи Тихоновны), а «персонажей» сна не жалко – они бесплотны. Только вот опять-таки при чём тут Гоголь, у которого такая явь, что явственнее не бывает (тыдыщ-тыдыщ)...

И всё же в определённом смысле спектакль вполне «зеркален». Мы, зрители, если чуть-чуть напряжёмся, можем увидеть в этом «зеркале» самих себя. Вот такие мы и есть.
На фиг нам Гоголь? Пет-ро-ся-на! Пет-ро-ся-на!

Опять-таки, тыдыщ-тыдыщ...

Зазеркалье, однако.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments