dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Годовщина

Алексей Битов (poziloy)

20 декабря 2018 года умер Дмитрий Калинин, основатель и худрук московского театра НАТ. Прошёл год.

Не знаю, как живёт без него Театр НАТ, но он, во всяком случае, не рассыпался, не распался. Кроме всего прочего, это означает, что запас прочности строитель Калинин своей постройке обеспечил.

Повторим свой прошлогодний мемориальный пост.

Есть театры, которые, что называется, на слуху, а есть и такие, о которых слышали далеко не все. НАТ, к сожалению, был известен незаслуженно мало, хотя в своей «категории» он был лучшим из всех, в которых удалось побывать. Этот театр явно заслуживал перехода в более тяжёлый «вес», он и там бы, уверен, не затерялся, но... в общем, не сложилось: звёзды встали как-то не так.

Калинин был очень хорошим режиссёром, но не лучшим, мягко говоря, пиарщиком, и в то время, когда другие, изрядно уступавшие ему в даровании и умении, получали всё, что хотели, и сверх того, он со своими актёрами (как правило, его же воспитанниками) оставался в замкнутом пространстве 60-местного зала. Театральный мир, увы, устроен так, как устроен, то есть несправедливо; впрочем, устройство одного отдельно взятого сегмента не может сильно отличаться от остальных – на то и существует закон сообщающихся сосудов, хотим мы этого или нет.

Было время, я пытался уговорить знакомых критиков посмотреть спектакли Калинина, но не преуспел: одни сразу же говорили, что не доберутся из-за плотного графика, другие, вроде бы, обещали, но с тем же результатом. Не снимаю вины и с себя – значит, был не убедителен, не смог найти нужных слов. Простите, Дмитрий.

НАТ был авторским театром – там шли спектакли режиссёра Калинина, поставленные чаще всего по пьесам драматурга Калинина. Об одном из таких спектаклей: «Текстовую версию «Песни» [спектакль «Лошадиная песня»]... я прочитал уже после того, как посмотрел спектакль. Разумеется, никакая это не пьеса, а лишь диалоги, без ремарок. В «стенограмме» не только отсутствуют, например, слова «входит» и «выходит» (правда, иногда и по контексту догадаться нетрудно: «Пойду новости смотреть» или «Василиса, постой!»)... так вот, не только это, но и сами скачки, допустим. В «стенограмме» мы можем судить о происходящем [на скачках] исключительно по словам заинтересованных зрителей [персонажей-людей], а на сцене основное действие происходит внизу, где работают лошади и наездники, и зрители с балкончика [те самые персонажи] лишь комментируют то, что мы и так видим. Как показаны сами скачки? Без особых затей: на основной сцене там и сям развешаны канаты (едва ли не главный сценографический атрибут), лошадь делает кульбит на одной из канатных пар – препятствие взято; кульбит сорван – препятствие повалено, вот и всё, и разобраться в этом, право же, нетрудно – похоже, все, кто смотрел, справились... К чему я пишу об этом так подробно? … для того, чтобы стало понятно: в спектакле есть обе составляющих, видео- и аудио-, а в стенограмме зафиксирована только одна. Не буду врать, прочти я такое в обычном тексте, сильно ругался бы, но есть тут маленький нюанс: Калинин не путается и не мельтешит, и, хотя его текст, вроде бы, помещён в безвоздушное [в смысле, непрописанное] пространство, мне, читателю, очевидно, что сам-то он видит всё достаточно отчётливо (но фиксирует при этом лишь аудиоверсию). И вот эта чёткость видения, как хотите, ощущается; я «врубился» с первой же прочитанной стенограммы, хотя спектаклей Калинина тогда ещё не видел. Но назвать такой текст пьесой, пусть автор на меня не обижается, всё равно не могу, ведь диалоги – они и в Африке диалоги..

Кстати, если ставить спектакль по этим диалогам будет не Калинин, а другой режиссёр, он, безусловно, выстроит свой видеоряд, где многое, если не всё, будет организовано по-иному, но никаких особенных сложностей при своём «строительстве» не испытает: текст вполне готов к сочетанию с театральным (а не хрен знает, каким) видеорядом
».

Что касается других авторов – их Калинин тоже ставил время от времени; видел у него лишь один такой спектакль, «Дураки» по Н.Саймону (вполне достойная, кстати, работа), но начинал он с Пушкина («Правда о царе Салтане»), а последним, насколько могу судить, его спектаклем стали «Маленькие трагедии». Всё как бы закольцевалось, но ни в том, ни в другом случае ничего сказать не могу.

А спектаклей Калинина по Калинину удалось посмотреть целых 4 («Дихлофосу – нет!», «DJ Моцарт», «Лошадиная песня», «Странный сон сантехника Игната»), и это было необычно и убедительно. Что существенно, необычность не имитировалась с помощью дешёвеньких «фирменных» приёмчиков, она возникала сама собой просто потому, что у Калинина был свой режиссёрский почерк, а каждый почерк, как известно, индивидуален и отличим от других. Никак не могу отнести его спектакли к каноническому психологическому театру, в них явно присутствует элемент абсурда, а явь мучительно (но при этом смешно) похожа на сон. Но действие, тем не менее, затягивает – меня, во всяком случае, затягивало, и не один раз.

В общем, наш театр потерял того, кого толком так и не успели рассмотреть – типа, не до того было.

Казалось бы, ещё не вечер, ведь Калинин только-только перевалил на шестой десяток. Не прошло и года, как он говорил в утренней программе «Эха Москвы»: «Надо выживать, надо работать». А на вопрос, не намерен ли он попробовать себя в новом амплуа (имелся в виду кукольный театр), Калинин сначала сказал, что нет, это не его, но тут же и усомнился: «Мало ли, как жизнь повернётся?»

А оно – вот, как повернулось...

«Режиссер Дмитрий Калинин. Новый Арт Театр. Интервью телеканалу "Просвещение"», часть 3 – https://www.youtube.com/watch?v=kVI2QoAysC4&feature=youtu.be&fbclid=IwAR1px9NgzJ39C_fgXIiRnUDnRTV5vWtYQH1fgoFmp0J1Hem4S39JYjQm_ys

И последнее. Несколько лет назад я собирался написать про «Сон сантехника Игната», но закрутился, а потом забыл.
Моя вина, Дмитрий.

Простите.

Ещё один пост мы выложили на девятый день. Его тоже неплохо бы процитировать сегодня.

На церемонии прощания в НАТе можно было посидеть в зрительном зале. Сидел я довольно долго, но знакомых театральных лиц так и не заметил – разумеется, не считая тех, кто так или иначе работал с Дмитрием. Возможно, кого-то проглядел или не узнал; возможно, с кем-то разминулся, но тенденция, в общем, понятна: не медийная фигура, и этим всё сказано.

«Немедийность» отчасти объясняется тем, что Калинин не играл «на понижение». Это на бирже игра на понижение считается сложной, не всякому доступной; в искусстве, в том числе в театральном – далеко не так. Играть на понижение в таких случаях, наоборот, легко – достаточно ставить во главу угла реакцию «массового зрителя» или ориентироваться на то, что скажет дежурная княгиня Марья Алексевна, подлаживаясь под её «запросы». Наверное, можно случайно «попасть в струю» (так сказать, сорвать джекпот), но, как правило, всё-таки требуется изменить самому себе. Калинин себе не изменял.

В театре это особенно сложно. Можно писать музыку или стихи, романы или картины в надежде, что со временем «Моим стихам, как драгоценным винам, / Настанет свой черед». Не исключаю, что и кино можно снимать с прицелом на условную Вечность (сложно, но можно – плёнка имеет шансы уцелеть). А вот театр, извините за банальность, существует лишь в одном измерении: здесь и сейчас. Получается, особого уважения заслуживают те, кто не оглядывается ни на «Царя», ни на «народ», ни на некую «Марью Алексевну». Перфекционисты, если угодно. Калинина, полагаю, можно назвать перфекционистом, и порукой тому – его работы.


Уже год, как НАТ живёт без Калинина. Но на афише под большинством спектаклей текущего репертуара по-прежнему указано: «Пьеса, постановка и сценография – Д. Калинин».

Дай Бог.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments