dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Правда – хорошо, а счастье лучше

Алексей Битов (poziloy)

«Мы создаем суперорганизацию мира и созидания. И наличие людей, с которыми за прошедшие двадцать лет мы встали плечом к плечу, музыкантов, общественных, культурных и политических деятелей – это залог того, что у нас все получится», – заявил Захар Прилепин, комментируя начало работы созданного им общественного движения «За правду»» (https://vz.ru/news/2019/10/29/1005592.html). Эта информация выложена на сайте деловой газеты «Взгляд» 29 октября с.г. в 16.30.

Полагаете, время появления публикации тут несущественно? А вот и не факт – если учесть, что в тот же день, но чуть раньше (в 14.12) на другом сайте появилось интервью с тем же Прилепиным – ««Доронина благословила»: Прилепин ответил на обвинения актеров МХАТ» (https://m.gazeta.ru/culture/2019/10/29/a_12782966.shtml). «За правду», говорите?

Вот несколько блистательных образчиков прилепинской «правды».
«Как в любой институции, в театре есть люди, которые чувствовали себя при прежнем положении вещей абсолютно комфортно, находились в статусе особо приближенных. Статусы переменились, и это им не нравится». Э, нет, не надо фантазий: в «ближний круг» доронинского МХАТа входили В.Клементьев (первый заместитель худрука), М.Кабанов (тогдашний завтруппой), Е.Коробейникова, А.Дмитриев, Т.Шалковская (кстати, супруга Клементьева; по слухам, Доронина – крёстная мать их детей). Где все эти люди теперь? В ближайшем окружении новых хозяев театра (похоже, формула «Не трогайте артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти» не всегда далека от истины). А из всех, кто пытается противостоять Боякову с Прилепиным, близка к Дорониной, насколько известно, была только Л.Матасова, одна-единственная. Так что поздравляю вас соврамши, господин «За правду».

Вопрос: «Почему Татьяна Васильевна не появляется в театре с января?» Ответ Прилепина потрясает своей правдивостью: «Я думаю, что Татьяна Васильевна, как всеобщая любимица и поистине народная актриса (возможно, главная русская актриса), испытывает совершенно понятное для меня, как для литератора, чувство ответственности перед всеми участниками происходящего. Когда мы с Эдуардом Бояковым приходили в театр, она прямым текстом, в присутствии своих артистов, благословила нас на работу. Процессы, которые в театре происходят, Татьяне Васильевне известны и понятны, потому что с ней контактирует и наша сторона, и другая.
И если Татьяна Васильевна выступит против нас, она будет противоречить самой себе, потому что это будет выступление против большинства, против основной части труппы, против нового руководства, приход которого она приветствовала. А если выступит на нашей стороне, то это поддержит сильных, победителей, большинство, что ей тоже не близко.
Вероятно, по этой причине она выбрала позицию «над» – только в ней ей по-человечески комфортно. Нет какой-то позиции, которую можно было бы занять, кроме этой
». Прилепин, пожалуй, поскромничал – мог бы с таким же успехом предположить, что Доронина молчит, ибо онемела от восхищения, воочию узрев Эдуарда Владиславовича [Боякова] и Евгения Николаевича [Прилепина, известного широкой публике под именем Захар].

И насчёт благословения надо, конечно, сказать особо: в декабре минувшего года Доронина действительно (по некоторым сведениям, после долгих «уговоров») дала добро на приход в горьковский МХАТ «новой команды», но в качестве не первых лиц, а своих помощников (Пускепалис – главный режиссёр, отвечающий за текущую работу с актёрами, Прилепин – замполит завлит, Бояков – менеджер) при сохранении общего руководства за президентом театра Дорониной (кстати, поправки, внесённые тогда в Устав театра, это подтверждают – в частности, п.«д» статьи 31.2, согласно которому Президент МХАТ «определяет принципы формирования репертуара Театра»). Напомню: гарантами соглашения выступили министр культуры В.Мединский и советника президента по вопросам культуры В.Толстой; правда, В.Толстой уже умывает руки и говорит: «Сейчас очень многое изменилось, я эту ситуацию не контролирую и комментировать не могу ничего» (https://www.gazeta.ru/culture/2019/10/23/a_12772442.shtml). «Изменилось», если на то пошло, не «сейчас», а практически сразу: в самом начале нынешнего года на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Бояков во всеуслышание заявил: «на мне ответственность за этот театр сегодня возложена», а затем на всякий случай добавил: «Должность президента – почётная». Потом, в июне, стало ещё круче: «Театр – это вертикаль, и я руководитель театра, точка» (https://www.kp.ru/daily/26994/4055324/). Но если Прилепин утверждает, что Доронина «благословила» курсы йоги и т.д. – видимо, писатель решил сменить жанр и пробует сотворить нечто для читателей ясельного возраста.

Особое внимание хочу обратить на верность Боякова йоге: он внедрял её и в «Практике», и в Воронеже, и теперь на Тверском бульваре, и в бытность буддистом, и после того, как объявил себя православным. Снова вспомнился эпизод из романа норвежского писателя С.Хёля «Моя вина»: «Сначала он заделался «левым» и боролся за лансмол [есть такая форма норвежского литератургого языка]. Потом он вступил в рабочую партию и боролся за лансмол. Потом вступил в крестьянскую партию и боролся за лансмол. В конце концов он боролся за лансмол в качестве коммуниста. Все время он боролся за лансмол. Потом – наступила пора оккупации, и он стал бороться за лансмол, будучи квислинговцем... Почему он, как бы ни швыряло его из стороны в сторону, продолжал отстаивать лансмол? Значит, было все же хоть что-то, во что он верил? Или он посчитал, что норвежскому политическому деятелю бороться за лансмол всегда сподручно?»

Впрочем, как бы ни звучал на лансмоле лозунг «За правду!», вернёмся всё-таки к Прилепину.
«80 человек ушедших – это сотрудники всех служб театра, от замдиректоров до техничек. Статистика говорит, что это средняя цифра по театру за каждый отчетный год». Что-что? Из доронинского МХАТа ежегодно уходило 25% сотрудников? Судя по всему, г.Прилепин – не только детский писатель, но ещё и фантаст...

«не понимаю, почему героиней вашей публикации [««Крепостной МХАТ»: 80 человек уволились при Боякове», 24.10, https://www.gazeta.ru/culture/2019/10/23/a_12772442.shtml] является актриса, которая вообще уже не числится в МХАТ. Она работает в Малом театре, а вы про это даже не упоминаете. (Заслуженная артистка России Юлия Зыкова поступила во МХАТ им. Горького в 1992 году, в октябре 2019 года перешла по приглашению в Малый театр за две недели до публикации первого материала, сообщила «Газете.Ru» актриса театра Людмила Матасова)». Ну, тогда не худо бы упомянуть, что для начала Зыкову сняли с ролей, т.е., по сути, это не она «ушла», а её ушли Бояков с Прилепиным. Если уж «За правду», пусть будет за правду, без купюр и умолчаний. А равно и без наведения тени на плетень.

«подоплека кампании против нынешнего МХАТ куда более серьезная... люди массово пошли во МХАТ, у нас постоянно присутствует огромное количество народа [ничего, что пустой зал на спектакле «Последний герой» довелось наблюдать собственными глазами? Или речь не о спектаклях, то бишь не о театре?]. Театр становится центром притяжения неоконсервативных сил. И я прекрасно отдаю себе отчет в том, что у МХАТ огромное количество недоброжелателей – не из патриотической среды, не из актерской, боже упаси, а именно из среды людей, которые не заинтересованы в утверждении нашей с Бояковым государственнической позиции.
Либералы – это ребята, которые любят, чтобы театр принадлежал им одним. С театром у них хорошо получается, спору нет, они привыкли ухмыляться и говорить, что все лучшее делают они – и никто больше. А то, что делали в свое время Доронина или [основатель и художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Николай] Губенко – не в счет… Они и только они – центр притяжения, центр арт-пространства, центр всего вообще. И тут выясняется – что нет. Оказывается, есть другие люди, которые способны запустить подобные процессы
». Про «либералов», пожалуй, отчасти верно, хотя и с оговоркой: немалая часть театральной тусовки именует себя либералами, но (по странному совпадению) один из двух самых любимых в их кругу режиссёров в своё время украшал съезды «Единой России», а другой совсем недавно служил доверенным лицом у С.Собянина. Есть и другая странность: именно из этой тусовки вышел на свет театральный деятель Бояков, да и Прилепина подняли на щит, скажем так, не без их участия (за правду – так за правду). Однако едем дальше.

Вопрос: «Запланированы постановки по Водолазкину, по Шаргунову, проводятся лекции Александра Дугина и Александра Проханова – не идет ли это вразрез с традициями русского психологического театра Дорониной?»
Ответ Прилепина: «Я думаю, все названное так или иначе должно было произойти в МХАТ имени Горького еще при Дорониной, но, в силу ряда причин, случилось с запозданием... Присутствие Александра Дугина и Александра Проханова в сегодняшнем МХАТ понятно и очевидно.
Главными друзьями и зрителями театра Дорониной были [советник президента России] Сергей Глазьев и [лидер партии «Справедливая Россия»] Сергей Миронов. Проханов представитель того же самого неоконсервативного направления. Дугин – выразитель правых взглядов. Они все представляют одну и ту же линию, одну и ту же стратегию. Так что никто ни с кем в противоречие не вступает
».

Ой ли? Проблема не в том, что Дугин (по Прилепину, «выразитель правых взглядов») и эсер Миронов, всегда позиционировавший себя «левым» (как Бояков всегда выступал за йогу, а норвежский персонаж – за лансмол), вряд ли могут представлять «одну и ту же линию, одну и ту же стратегию» – мало ли, какие бывают на свете политические альянсы? Но скажите на милость, какое отношение имеет театр к политическим альянсам любого толка? Как говорят в таких случаях, где Арзамас, а где Арканзас? Утверждение г. «За правду», что «Присутствие Александра Дугина и Александра Проханова в сегодняшнем МХАТ», типа, не идёт в разрез с традициями русского психологического театра, может украсить передачу «Смехопанорама», но не более того (понятно, это относится к любому другому театру, к любым другим лицам и вообще к любому роду, мягко говоря, непрофильной деятельности, включая всяческие курсы для желающих).

Что ж, коль скоро речь зашла об условных «либералах» и их не менее условных оппонентах, стоит обратить внимание на ещё одну деталь. Вопрос: «Во МХАТ пришли актеры из театра «Практика», где раньше работал Бояков. При этом, по словам юриста театра, среднее число увольнений, связанных с перезаключением договоров, осталось прежним. Получается, что пришли новые люди и вымывается какая-то часть состава?»
Ответ Прилепина: «... Все, кто хотели работать в МХАТ, будут работать, кто не хочет – не будут. Что касается артистов из театра «Практика»… А откуда они должны были прийти? Из «Гоголь-центра»? Из театра на Бродвее? Они пришли из театра «Практика», в котором Бояков работал, который он создавал. Что здесь необычного? Кстати, артисты приходят не только из «Практики»». Спрашивается, давно ли Прилепина перестал устраивать «Гоголь-центр» и лично К.Серебренников (если кто подзабыл, эти «птенцы сурковой норки» недавно вполне себе приятельствовали)? Неужели «Отморозки» в «Гоголь-центре» больше не идут?

Ладно, перейдём от личного к общественному. Август 2012-го, тогдашний глава первопрестольного Депкульта С.Капков даёт интервью в связи с назначением в Театр Гоголя нового худрука (по фамилии Серебренников). Цитата:
«– В чем суть новой концепции театра?
– Мы ее презентуем в конце года...
– Вы не хотите пока о ней говорить?
– Вы понимаете, это не моя епархия. Это вопрос к Кириллу Семеновичу Серебренникову. Он много на эту тему говорил. У него есть проекты работы с арт-резидентами, создания дискуссионных клубов. Его идея в том, что театр должен быть открыт с трех часов дня до закрытия метро.
– То есть речь идет даже не столько о театре, сколько культурном центре?
– Ну почему же, все это укладывается в концепцию театра. Взять, например, театр «Практика». Их событийная программа включает в себя очень разные вещи – от творческих мастер-классов до развивающих занятий с детьми и уроков йоги
» (http://www.mn.ru/culture/83526). Получается, первопроходцем-то был не Серебренников, а тогдашний глава «Практики» по фамилии Бояков? А «Гоголь-центр» всего лишь «подхватил знамя»? Да и объявленная в августе 12-го (хотя, насколько могу судить, не реализованная до конца по разным причинам) программа «Места силы» на улице Казакова – сильно ли она отличалась от нынешней программы МХАТ на Тверском бульваре? «Мероприятия будут проходить в ежедневном режиме с утра до позднего вечера в помещениях МХАТ на Тверском бульваре – на Третьей сцене театра, а также в фойе верхних этажей. Всего будут работать 14 площадок, а также кафе и книжный магазин.
В рамках "Открытых сцен", сообщили ТАСС в пресс-службе МХАТ, публику ждут разнообразные культурные и образовательные события: от йоги до поэтических перформансов и лекций отечественных и зарубежных интеллектуалов, от детских студий до обсуждения сугубо взрослых тем, от светских дискуссий до религиозных диспутов, от классики на Большой и Малой сценах до рэпа на Третьей
» («Эдуард Бояков запускает новый проект, возвращая МХАТ к своим истокам», https://tass.ru/kultura/6966105).

Ещё для сравнения: «Никаких принудительных увольнений нет, идут консультации с каждым человеком и людям, которые, как-то особенно рьяно выступили и написали письма, со сцены выступают к зрителям, выходят на митинги – им предлагается: «Ну, господа, если вам не нравится, – а, там еще в социальных сетях они пишут, – если вам не нравится, возьмите и увольтесь и, как-то совершите логично следующий проступок». Но, никто прока не увольняется, к сожалению. Что делать в этой ситуации, непонятно... В нашей стране есть некие социальные гарантии тем людям, которые не хотят, не могут уволиться...
Я буду работать только с теми, с кем считаю нужным, приятным, с кем я могу что-то сделать
» (Серебренников, 2012 год, https://echo.msk.ru/programs/razvorot/927456-echo/).
И: «Я с вами не буду работать. Вас нет в моем творческом пространстве. И не будет. То, что я вас не могу выбросить, это проблема законодательства» (Бояков, 2019 год, https://www.gazeta.ru/culture/2019/10/23/a_12772442.shtml). Можно поискать другие цитаты на ту же тему, но жалко тратить время – и так всё ясно.

Да, разумеется, у тех и у других – разные «интеллектуалы», разные «перформансы», разные диспуты, но это уже персоналии, детали. А цель, как ни крути, одна и та же: превратить театр в «кластер», в «дом новой культуры» имени Суркова. И лично мне глубоко плевать, кто каким знаменем при этом размахивает.

Скажем честно: знамя в таких случаях – всего-навсего элемент драпировки. В лучшем случае, декорация. Не более того.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments