dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Почти стансы

Алексей Битов (poziloy)

Наткнулся на объявление о неких курсах: организаторы объясняют, как важно обрести свой собственный голос, и обещают этому научить. Не знаю, чему они там могут научить, любопытнее другое: а не по фигу ли, чьим голосом поёт человек, у которого напрочь отсутствует слух? Или тот, в чьём репертуаре – всего одна буква (разумеется, последняя в нашем алфавите)?

Забавно, что обладатели «собственного голоса» часто пытаются петь хором, а если выходит не слишком слаженно, то исключительно в силу отсутствия слуха («Правда, Дениска поет не очень-то верно... Зато громко»). Вместо пения получается сопение, но ведь настоящее пение – это именно когда громко! А громко со-петь «своим голосом», конечно, можно, но таких талантов у нас, скажем так, многовато будет.

Кстати, каждый, сколько-нибудь предрасположенный к вокалу, всё равно поёт на свой лад – в зависимости от особенностей собственного голосового аппарата; способность к имитации – тоже, знаете ли, достаточно редкий дар, и без слуха тут, между прочим, никак не обойтись. В общем, как ни крути, собственный голос, если он есть, так или иначе прорежется, а уж чего нет, тому, извините, и взяться неоткуда.


В минувшую пятницу отметили 80-летие Ю.Погребничко. То есть не сказать, чтобы так уж громко отметили (нас же приучили: «настоящее пение – это именно когда громко!») Впрочем, у юбиляра голос как раз негромкий, зато свой. Одни его принимают, другие категорически нет, но тут уж, знаете ли, на вкус, на цвет... знаю и верных поклонников, и ярых отрицателей, причём и те, и другие – люди вполне театральные. Мне как зрителю что-то нравится, а что-то, будем считать, мимо прошло; это, уверяю вас, тоже нормально. Но, повторю, голос у юбиляра свой, спутать трудно, а подражать бессмысленно. Более того, Погребничко на сегодня – один из последних адептов авторского театра (как говорится, иных уж нет, а те далече). К слову сказать, обратите внимание: ни один из наших «новаторов», даже получив в распоряжение целый театр, не рискует сделать его своим авторским; то ли им просто слабо, то ли в глубине души ребята понимают, что «заточенных» под него зрителей не напасёшься... гадать не буду, нет подходящей кофейной гущи, да и неинтересно как-то. А спектакли Погребничко объединяют (и превращают в авторский театр) не только приёмы и «фишки» (хорошо или плохо, когда они повторяются – надо полагать, по-разному), но и общая, я бы сказал, тема (по крайней мере, в лучших работах). Основная тема многих сценических работ Погребничко (лейтмотив, если угодно) так или иначе связана с понятием «время» – речь может идти о своеобразных «ямах», мёртвых зонах, куда все мы порой попадаем («Предпоследний концерт Алисы в стране чудес»), или о прошлом, настоящем и будущем, проживаемых параллельно («Школа для дураков»), или, наконец, о том, что время, каково бы оно ни было, проходит для нас слишком быстро («Три мушкетёра»). Благо, тема неисчерпаема, это вам не «я-я-я-я-я», и на ней можно много, что выстроить – включая, разумеется, театр (авторский театр).


Тема решает всё? Нет, это далеко не так; нафантазировать можно всё, что угодно, но к чёрту несбыточные мечтания! «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». Короче, мало что-то придумать, надо ещё суметь это построить. Впрочем, есть режиссёры, обладающие даром царя Мидаса – к чему бы они ни прикоснулись, это превращается в спектакль. Чтобы далеко не ходить за примерами, приведу фрагмент из устных мемуаров А.Бартошевича, выложенных в Сети; текст немаленький, да и рассчитан он на слух, а не на чтение (другой жанр), и не факт, что многие читатели до этого места добрались. Жаль, если так, но попробую компенсировать: «Вот в 48-м году, когда мне было, соответственно, восемь лет… Я уж не помню, то ли это был культпоход классом, то ли… Не помню. На спектакль, который очень зазывно назывался – «Тайна вечной ночи». А я тогда, надо сказать, очень любил и довольно много читал книжек про всякие морские путешествия, про всякие подводные исследования: батискаф, батисфера и так далее. И вот, как нарочно, прихожу на эту «Тайну вечной ночи», где все время звучит название знаменитой глубинной впадины в Тихом океане – Тускарора. Слово-то «Тускарора»! Пьеса очень плохая. Там какие-то впадины, действительно батискаф опускается с персонажами с колосников, а действие происходит под водой, какие-то рыбы плавают. И тут же появляется американская подводная лодка (смеется) с какими-то злодеями на борту. Ну, дурацкая пьеса, но вот сама атмосфера тайны морского дна, эти рыбы, эти батисферы, они оставили ужасно глубокое впечатление, даже не знаю, почему. А потом узнал почему. Потом уже, задним числом. Если бы я тогда узнал, кто был режиссером этого спектакля, мне это имя ровно ничего не сказало бы – какой-то Товстоногов. А дело в том, что Георгий Александрович, когда ушел из Тбилисского русского театра, где он был главным режиссером, и прежде, чем он получил в Ленинграде Театр Ленинского комсомола, он сперва получил до БДТ, он ставил спектакли там, здесь, и вот, значит, добрался до детского театра и поставил «Тайну вечной ночи». Дурацкая пьеса, но такого обаяния спектакль, который просто забыть не мог» (http://oralhistory.ru/talks/orh-1925.pdf). Секрет Товстоногова, скорее всего, заключался именно в том, что он не «интерпретировал» текст, а расставлял нужные паузы; так задавался ритм, который затягивал. Но это опять же к вопросу о слухе – у Товстоногова он был абсолютным (речь, понятно, о театральном слухе). Уникальный дар, спорить нелепо.


Зато самозваных Мидасов у нас хватает. Собственно, их всегда хватало, но раньше не было «кураторов», чтобы вытащить их, вежливо выражаясь, со дна и нахлобучить свободную корону. Теперь – другое дело. Из свежачка: «2 ноября в краснодарском «Одном театре» пройдет премьера спектакля Дмитрия Волкострелова «Квазифутбол». Каждый показ будет зависеть от того, как сыграет накануне ФК «Краснодар».
«Футбольные матчи Краснодара и спектакль связаны напрямую, потому что структура каждого спектакля будет повторять структуру последнего матча, от этого каждый раз спектакль будет меняться. – рассказал журналу ТЕАТР. режиссер Дмитрий Волкострелов. – Интересно изучить это театральными средствами. Футбол сейчас значимая часть человеческой цивилизации, и в спектакле мы пытаемся разобраться в этом на основе разных материалов, включая документальные, например, интервью. Пьесы нет. Будет монтаж текстов, в том числе статистических, но структура каждый раз разная. Это будет квинтет для четырех исполнителей и арбитра, никакой иммерсивности и партиципаторности в этом спектакле не предполагается
» (http://oteatre.info/kvazifutbol-dmitriya-volkostrelova/). Бедный, бедный Волкострелов! не знает, как выдать нелепое агуканье за «свой художественный язык»... Он хотя в футбольный календарь заглянул, что ли: следующий матч (с «Ростовом») «Краснодар» играет 3 ноября – неужели светочу «новой режиссуры» результат матча будет известен уже накануне? Интересно, Российский футбольный союз в доле или как? А что говорят букмекеры? Но самое главное – эксклюзивную информацию Волкострелов хочет изучать «театральными средствами»... что ж, в таком случае я готов прокомментировать этот матч на любом из 700 или 800 языков, используемых жителями Новой Гвинеи; уверяю вас, любой из них известен мне почти так же хорошо, как Волкострелову – язык театральный.


В общем, пусть каждый поёт своим голосом и говорит на своём языке. Но не надо выдавать этот язык за ток-писин или хири-моту. А равно за шумерский язык. Или за какой-нибудь ещё.

Включая футбольный. Или театральный – за неимением других предложений.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments