dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Год назад: 2018, 21 – 31 октября

dik_dikij и poziloy

Логичнее было бы сегодня выложить мемориальный отчёт за первую половину октября, а завтра, 20-го, вспомнить подступающие годовщины последней декады нынешнего месяца. Мы так и планировали, но из-за технических проблем пришлось пойти на «рокировку».

21 октября 2018 года умер Иоахим Холмбю Рённеберг. «Это имя мало кому известно, зато почти все помнят кто такой Отто Скорцени. Но Рённеберг со своей командой нанес сокрушительный удар по ядерной программе Германии во времена Второй мировой войны» (https://ribalych.ru/2018/10/24/ioaxim-ryonneberg-diversant/). «В 1943 году 23-летний Реннеберг... был назначен командиром операции «Ганнерсайд», целью которой стало уничтожение завода по производству тяжелой воды в Норвегии... возникли опасения того, что немецкие оккупанты смогут использовать ее для создания ядерного оружия, в связи с чем завод было решено уничтожить... Операция началась в половине первого ночи. Диверсанты перерезали цепь на воротах завода и пробрались внутрь... В последние секунды Реннеберг принял решение укоротить запал взрывчатки – это усложняло отступление, но гарантировало, что взрыв произойдет... Диверсия прошла без единого выстрела» (https://www.gazeta.ru/science/2018/10/22_a_12030205.shtml).
В минувшем августе Рённебергу исполнилось 99 лет. До неординарного юбилея оставалось совсем немного.

23 октября 2018 года умер Юрий Григорьев, пародист. Точнее, «артист разговорного жанра, пародист, звукоимитатор, конферансье, актер, телеведущий», причём ключевое слово тут – не пародист, а звукоимитатор (кстати, одна из программ артиста так и называлась: «Профессия – звукоимитатор»). А всё прочие занятия, в том числе телеведущий (Григорьев одно время вёл программу «Ах! анекдот, анекдот») – так, небольшая добавка, не более того.
Когда-то был очень популярен его номер «Радиоприёмник» (или «Весёлый транзистор») – https://www.youtube.com/watch?v=2eLhRLtUMOs. Наверняка некоторые нынешние скривятся от такого юмора; что ж, пускай они остаются со своими Комеди Клабами и т.п. А искусство звукоимитации, помимо всего прочего, требует идеального музыкального слуха; недаром Григорьев играл на таком непростом инструменте как кларнет.
Ю.А.Григорьев, 02.04.1937 – 23.10.2018


23 октября 2018 года умер Лауренс ван Равенс, голландский футбольный арбитр былых времён. На чемпионате мира 1970 года он судил, в частности, четвертьфинальный матч СССР – Уругвай, который у нас ему потом долго припоминали. «Все в этом матче решилось за три минуты до конца дополнительного времени. Луис Кубилья завозился в борьбе с Виктором Афониным у лицевой линии и, как показалось советскому защитнику, упустил за нее мяч. Однако голландский судья Лауренс ван Равенс свисток не дал. Кубилья снова завладел мячом и, пользуясь тем, что Афонин выключился из игры, навесил в штрафную, где, опять же, никто из расслабившихся в ожидании свистка соперников не держал Виктора Эспарраго, точно пробившего головой. Существующие видеоповторы, как и в случае со скандальным голом Джеффа Херста, не позволяют со стопроцентной уверенностью сказать, ушел ли мяч за пределы поля, но на такую возможность намекают» (https://www.kommersant.ru/doc/3656900).
Тут требуется только одно уточнение: выключился из игры не только Афонин, но и все наши оборонцы, включая вратаря. Большинство из них наверняка не видело, покинул мяч пределы поля или нет, но все дружно остановились, стали апеллировать к судье и никто не помешал единственному у наших ворот уругвайцу решить исход матча. Правы были арбитры или нет, но к поражению, скажем прямо, привела не их ошибка (истинная или мнимая), а вопиющая безалаберность и непрофессионализм наших сборников: нет свистка – играй. И есть ещё целый ряд вопросов: почему наша сборная играла, что называется, пешком? с какой целью против уругвайцев, действующих от обороны, мы выпустили сразу 5 защитников? и т.д.
«Я не буду сейчас утверждать, пересек ли мяч линию или нет. Дело не в этом», – сказал после матча Валентин Иванов, наш знаменитый форвард, к тому времени завершивший игровую карьеру. Конечно, он был прав, но удобнее свалить вину на чужого «дядю», чем сознаться в собственных ошибках. К сожалению, на том стоим.
Типа, во всём виноват ван Равенс. Или ещё какой-нибудь «вредитель».

23 октября 2018 года умер Джэймс Карен (Джозеф Карнофски), «Легенда кино, телевидения и Бродвея» (https://rg.ru/2018/10/25/umer-akter-iz-vozvrashcheniia-zhivyh-mertvecov-dzhejms-karen.html). Впрочем, из бродвейских работ актёра мы знаем только одну: в легендарном «Трамвае "Желание"» с М.Брандо и Дж.Тэнди он сменил оскароносного К.Молдена (Митч). С телевидением проще – имеются в виду прежде всего сериалы, в которых снимался Карен («Чёртова служба в госпитале Мэш», «Улицы Сан Франциско», «Частный детектив Магнум», «Детективное агентство "Лунный свет"», «Кувалда»); отметим, что в первой половине 70-летней экранной карьеры актёр снимался в основном в сериалах, а в дальнейшем, наоборот, преобладало кино. В общей сложности (сериалы + фильмы) Карен сыграл около 200 ролей.
В кино он снимался у А.Дж.Пакулы («Вся президентская рать»), Дж.Кассаветиса («Премьера»), Н.Джуисона («Кулак»), Д.Линча («Малхоллэнд драйв»), а у О.Стоуна – как минимум, в трёх картинах («Уолл-стрит», «Никсон», «Каждое воскресенье»). Добавим к этому списку ещё несколько известных фильмов: «Китайский синдром», «Полтергейст», «Возвращение живых мертвецов», «Фрэнсис», «В погоне за счастьем». Почти всегда это были не последние роли, а вот главных практически не было. Вернее, были, но не в самых известных картинах – например, в триллере 1991 года «Нерождённый ребёнок», где Карен сыграл Мейерлинга, маньяка-экспериментатора от медицины.
Смотрите с 6-й минуты – https://w6.zona.plus/movies/nerodivshiisya-rebenok.
Дж.Карен (Дж.Карнофски), 28.11.1923 – 23.10.2018


24 октября 2018 года умер Анатолий Гладилин. Сообщение «РИА Новости» озаглавлено: «Во Франции умер советский писатель Анатолий Гладилин». Что такое «советский писатель», мы не знаем – возможно, это тот, кто пишет на советском языке, но такого языка мы, извините, тоже не знаем. Кстати, сам Гладилин на своей «советскости» опять же, мягко говоря, не настаивал: «я понял за эти годы одну простую вещь: чтобы писателя издавали на всех языках, ему должно очень повезти. А чаще всего писатель нужен только своему читателю. И для меня главное – русский читатель...» (https://rg.ru/2010/08/20/gladilin.html).
В советские времена Гладилина именовали писателем-диссидентом – тем более, он не просто эмигрировал, а много лет возглавлял отдел культуры в парижском бюро Радио «Свобода». По именам писателей-эмигрантов в ту пору знали, пожалуй, лучше, чем орденоносцев Совписа, но читали и тех, и других от случая к случаю (хотя и по разным причинам), а потом и вовсе стало не до них. Так и получилось, что роман «Тень всадника» (Гладилин считал его лучшим из всего написанного) ни один из нас не читал, а значит, давать какие-либо литературные оценки мы в данном случае не возьмёмся. Отметим лишь, что в молодости Гладилина у нас считали формалистом и, страшно сказать, новатором (по поводу одной из повестей молодого автора А.Твардовский ехидно заметил: «поиски-поиски, где же находки?»). Есть версия, что «В эмиграцию Гладилина выдавили чиновники из Московской писательской организации, которые боялись творческой конкуренции» (по крайней мере, так утверждал В.Огрызко, http://old.litrossia.ru/2014/11/08703.html).
Но зачем ворошить дела давно минувших дней без особой необходимости? вспомним лучше ещё один фрагмент интервью Гладилина «Российской газете» в 2010 году: «По наглости своей я как-то представить себе не мог, что меня самого может в любой момент выдернуть товарищ Всевышний». Что ж, стало быть, этот момент настал...

26 октября 2018 года умер Николай Караченцов, народный любимец. Перечислять кинороли и пересказывать биографию в таких (редких!) случаях нелепо, все всё и так знают. Напомним лишь, что он сыграл Пушкина и Петра I, но любили его всё-таки за другие роли – самыми «рейтинговыми» из 100 с лишним экранных работ Караченцова стали Старший сын в фильме В.Мельникова и младший сын Василий в «Белых росах»; кто-то, наверное, выбрал бы другие роли, но факт есть факт.
С театром проще. Вряд ли кто-нибудь возьмётся спорить, что две самых ярких роли актёра в его единственном «Ленкоме» – это Тиль и Капитан Резанов. Кстати, Караченцов сыграл не одного, а двух разных Капитанов Резановых – второй был в кино («Львиная доля»), и такое имя его персонаж, вполне возможно, получил не случайно. Сам феномен успеха Караченцова, скорее всего, объясняется его уникальным обаянием, а в театре – прежде всего, энергетикой, которая ему было не занимать. Даже в заурядных «Колонистах» (был такой спектакль Ленкома, поставленный ещё до М.Захарова, но какое-то время остававшийся в репертуаре) появлялось что-то настоящее, живое, когда на сцену выходил Карабанов-Караченцов. А в настоящих ролях – тем более: не всякая турбина может достичь такого КПД, будьте уверены.
ТВ «Культура», передача «Острова (Николай Караченцов)» – https://www.youtube.com/watch?v=YRKTFRappzg.
Н.П.Караченцов, 27.10.1944 – 26.10.2018


27 октября 2018 года умерла Наталья Кенигсон-Хансен. Дочь легендарного В.Кенигсона, она выросла, можно сказать, за кулисами Камерного театра (и потом, смеясь, вспоминала, как устраивала закулисные гонки на горшках с другим театральным ребёнком, С.Дрейденом) – и, естественно, никуда от театра уйти не могла. Поначалу всё складывалось – Кенигсон стала актрисой Московского театра драмы и комедии. Но через несколько лет туда пришёл новый рулевой, Ю.Любимов, и они, что называется, не сошлись характерами – Кенигсон не терпела никакой диктатуры и всегда говорила то, что думала, без обиняков. В общем, с Таганки она ушла – в свободное плавание (разве что несколько лет прослужила режиссёром в Малом). Но пуповинную связь с театром как таковым Кенигсон сохранила на всю жизнь. И по-прежнему говорила (и писала) то, что думала, невзирая ни на какие лица и, тем более, ни на какие моды и «тенденции». Писала в том числе и на ФБ, где она предпочитала жанр комментария.
Но её последний комментарий на странице Ал.Битова отношения к театру как раз не имел – Наталья прокомментировала стишок, заканчивавшийся словами: «Жизнь, как хотите, хороша – / Финал печален». Она написала: «Финал должен быть веселый!»
Очень хочется надеяться, что её пожелание сбылось.
Н.В.Кенигсон (Кенигсон-Хансен), 17.11.1939 – 27.10.2018


28 октября 2018 года умерла Марина Ливанова (Либакова-Ливанова). По первому диплому она была преподавательницей истории и иностранного языка, но преподавала, сколько известно, предметы более специфические – технику речи и ораторское искусство (в ВШЭ), а также светский, деловой и исторический этикет (в Театральном колледже Олега Табакова). Но было и второе образование, актёрское («Щука»). Здесь тоже не обошлось без ухода в смежную дисциплину – Ливанова работала на ТВ и радио (основатель и ведущая нижегородского «Радио Рандеву»), но и как актрису её знали не понаслышке – например, в сериале «Враг народа – Бухарин» она сыграла Надежду Аллилуеву. А те, кто постарше, наверное, помнят её по фильму «Дуэнья», где, как известно, действуют три пары: ростовщик Мендосо и Дуэнья, Антонио и Инесса (несостоявшаяся невеста «мешочка с деньгами»), а кроме того, Фернандо (брат Инессы) и Леонора. Леонорой была именно Ливанова.
«Дуэнья» – https://www.youtube.com/watch?v=3coIzCoS8p8 (смотрите с 9-й минуты).
М.В.Либакова-Ливанова, 30.05.1952 – 28.10.2018


28 октября 2018 года умер Владимир Синельников – журналист, продюсер, телевизионный руководитель, а также сценарист документальных фильмов (на слуху прежде всего «День и век» и, конечно, тетралогия «Колокол Чернобыля»).

29 октября 2018 года умер таджикский актёр Марат Арипов. Он сыграл Авиценну и Рудаки, а вот роль Ходжи Насреддина («Насреддин в Ходженте», 1959 год) режиссёры отдали другому актёру, а молодому Арипову достался Багдадский вор. Ничего страшного, «молодой» вскоре сам освоил профессию режиссёра и в 1982-м снял трёхсерийный телефильм (слова «мини-сериал» в ту пору ещё не знали) о том же неунывающем герое – «Гляди веселей»; понятно, что главную роль в этой версии сыграл уже он сам, а на роль Багдадского вора нашёлся актёр помоложе (С.Курбанов).
«Гляди веселей» – https://www.youtube.com/watch?v=0o5icLuJnno (Насреддин, естественно, появляется с самого начала).
М.Арипов, 27.08.1935 – 29.10.2018


29 октября 2018 года погиб (выбросился из окна) журналист НТВ Никита Развозжаев. Из предсмертной записки, выложенной ВКонтакте и адресованной родным и близким: «Я не оправдал ваших надежд. Я остался один на один со своими мыслями в чужом городе. Будь вы рядом, все сложилось бы иначе» (https://vk.com/wall-31101527_7330430?reply=7330952).

30 октября 2018 года умер Давид Черкасский. В мультипликацию он пришёл почти 60 лет назад, но дебют пришлось отложить. По данным Википедии и ряда других источников дело было так: «В 1961 году во время празднования Нового года прилюдно разделся и попал под компанию борьбы со стилягами. После суда был исключён из комсомола и на некоторое время переведён в осветители студии». Парадоксально, но в кино Черкасский дебютировал именно в «ссылке» и именно как осветитель (фильм «За двумя зайцами» с О.Борисовым и М.Криницыной). И только потом дело дошло до мультипликации (благо, в то время никто ещё не считал, что перформанс с элементами стриптиза – тоже искусство). А знаете, что было бы, если бы тогдашние «искусствоведы» убедили пострадавшего забыть про мультипликацию и переключиться на contemporary art? Ничего хорошего – во всяком случае, мы не увидели бы мультиков «Доктор Айболит», «Остров сокровищ» и «Приключения капитана Врунгеля» (что особенно трудно себе представить). В общем, спасибо продвинутым «искусствоведам» за то, что когда-то их не было. А если всерьёз – спасибо надо сказать, конечно, Черкасскому. Что мы и делаем.

31 октября 2018 года умер Эдуард Митницкий, основатель и художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. Он ставил спектакли не только на Украине, но и в России (Ростов, Казань, Рязань, Воронеж), в Прибалтике (Рига, Вильнюс), а также в Германии, Словакии, Болгарии – короче, был известным и вполне востребованным режиссёром.
«Театр – это увлечение человека, который на несколько часов погружается в другой мир. И дальше все зависит только от самого человека. Влияние театра трансформируется в некое иное качество, может быть, в следующих поколениях, в общекультурном контексте. Культурное наследие передается незримыми путями – как культура восприятия, культура мышления, культура чувств. В конце концов, мир не так страшен, когда есть театр» (Э.Митницкий, https://drama-comedi.kiev.ua/?fbclid=IwAR1HQwSyXGlJgFAS-ZorjxBa2yMyOsxJCA5T5fKC2wR0OZs1-2lfQTeIeP4).

И не поспоришь.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments