dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

На девятый день

Алексей Битов (poziloy)

28 сентября 2019 года умер Марк Захаров.

Когда умирает известный человек, обычно находятся желающее высказаться на тему «не то сказал, не так выступил, не того поддержал». Нет, ребята, как хотите, но это – запредел, и не потому, что «мёртвых не хулят» (версия «или хорошо, или ничего, кроме правды» – дешёвая подделка, сляпанная каким-то подвальным умельцем)... так вот,ещё раз: дело не в том, что мёртвых не хулят, а в том, что профессионала необходимо оценивать прежде всего по тому, что он сделал в своей профессии.

Захаров сделал свой театр, это – неоспоримый факт. Точно так же, как создали свои театры Ю.Любимов или А.Гончаров, тоже далеко не сахарные. О.Ефремов строил с ноля; А.Эфрос, если называть вещи своими именами, работал в основном на птичьих правах (хозяином дома был не он, а тот, кто отдал ему комнату, пусть даже самую светлую и просторную)... но чаще всего строителю доставалось уже существующее здание с обременением по части фасада, а иногда и несущих конструкций. Кому-то подобные обременения, понятно, мешали, но, как известно, плохому танцору всегда что-то мешает, а хороший строитель, кроме всего прочего, получал готовую точку опоры. Дальше можно было действовать по-разному, в зависимости не только от обстоятельств, но и от особенностей характера – Захаров никуда не торопился, он обустраивал своё пространство методично, step by step.

Да, Захаров строил свой театр не в одиночку. Обычно его соавторами называют драматурга Г.Горина, художника О.Шейнциса, актёров Е.Леонова, Н.Караченцова, О.Янковского, А.Абдулова. Но, во-первых, эту «команду» собрал именно Захаров (раньше него в Ленкоме появился только один из них – Караченцов). Во-вторых, Горина после «Тиля» Захаров не ставил 15 лет, а за это время появились «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» – визитные карточки захаровского театра. Более того, из почти 30 спектаклей, поставленных Захаровым при жизни драматурга, только 3 (если не ошибаюсь) поставлены по Горину (четвёртый – «Шут Балакирев», выпущен в 2001-м, когда Горина уже не было). Шейнцис тоже появился в Ленкоме не сразу – «Тиля» и «Звезду и смерть» ставили ещё без него. И, наконец, Леонов – убейте, но неповторимо органичный Леонов был сам по себе величиной, а главные спектакли Евгения Павловича в Ленкоме, хотя и поставлены Захаровым, но не слишком характерны для захаровского режиссёрского почерка (прежде всего, конечно, «Поминальная молитва»). Нет, конечно, все эти имена вписаны в историю театра, но архитекторами захаровского Ленкома были не они (при всём уважении!)

И всё-таки был человек, которого, осмелюсь предположить, можно назвать полноправным соавтором Захарова; это – Н.Лапшинова, «начальник тыла» и едва ли не ангел-хранитель. Её, умершую 5 лет назад, вспоминают нечасто, но те, кто помнит, отзываются о ней или хорошо, или очень хорошо. Роль жён в театральном строительстве – тема отдельная, о них почему-то забывают. Жаль – без них некоторые известные наши театры могли бы не состояться, в том числе и известный нам Ленком.

Честно скажу: никогда не был фанатом этого театра; единственный спектакль, который меня серьёзно «пробил» – «Поминальная молитва», и это, повторю, спектакль не режиссёрский, а, скорее, бенефисный (в лучшем смысле слова!) Но «фанатеть» и «отдавать должное» – ни разу не синонимы, а не отдать должное ярчайшему театру позднесоветской эпохи – просто глупо.

Не менее глупо будет забыть, что Захаров не только ставил спектакли, но и снимал фильмы. На экране они с Гориным, начиная с «Того самого Мюнхгаузена», реально составили пару неразлучников, а вот Шейнцис работал вместе с ними только над «Убить дракона». Сейчас именно этот фильм вспоминают, пожалуй, чаще всего, а на мой взгляд, главной удачей Захарова (и Горина) стал именно «Мюнхгаузен», непрямолинейный, ироничный и цельный (сказал бы даже – большее чудо, чем «Обыкновенное чудо»). С «Драконом» сложнее, но об этом точно не сейчас. Сейчас для полноты картины лучше вспомнить, кто написал изумительные письма товарища Сухова любезной и бесценной Катерине Матвеевне.

Но и самому Захарову довелось выступить в роли литературного персонажа. Из «Записных книжек» С.Довлатова: «Горбачев побывал на спектакле Марка Захарова. Поздно вечером звонит режиссеру:
– Поздравляю! Спектакль отличный! Это – пердуха!
Захаров несколько смутился и думает:
"Может, у номенклатуры такой грубоватый жаргон? Если им что-то нравится, они говорят:"Пердуха! Настоящая пердуха!"
А Горбачев твердит свое:
– Пердуха! Пердуха!
Наконец Захаров сообразил: "Пир духа!" Вот что подразумевал генеральный секретарь
».

Полагаете, мемориальный пост нельзя завершать такой историей? А писать, что Е.Леонов на сцене «преображался в добряка Ламме Гудзака», можно? На всякий случай: в ленкомовском «Тиле» Леонов не участвовал, Ламме он играл в фильме А.Алова и В.Наумова. Добавим в коллекцию и даму, с пафосом уверявшую, будто «Юнона и Авось» приводила зрителя к выводу: из этой страны надо валить! Кто о чём...

«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны... Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».

Даже когда заканчивается целая эпоха.
Не вернуть.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments