dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Из бродячего

Алексей Битов (poziloy)

«Когда я ем, я глух и нем» – помните?
А вопрос, между прочим, спорный. Нет, говорить и жевать одновременно – трюк и впрямь не самый простой, не пытайтесь повторить его самостоятельно и/или без страховки, подавиться можно только так. Это понятно, а слушать-то что мешает? Ухо и горло, конечно, связаны, но не настолько же...

Зато глаза при еде, как правило, заняты: пиво, положим, можно пить, не глядя (мимо рта не пронесёшь), а вот салат или, не дай Бог, суп... Человеку нетренированному предпочтительнее всё-таки смотреть на ложку или вилку – во избежание, как минимум, конфуза.

Что же из этого следует? Ну, вот, хотя бы: если вы – актёр и выступаете со своим спектаклем в кафе (допустим, в арт-кафе), на визуальный ряд лучше не напирать, сидящие за столиками непременно что-нибудь пропустят. Такой вот особый жанр, в котором нет абсолютно ничего зазорного, но есть своя специфика, и учитывать её, полагаю, необходимо: соотношение видео- и аудио- составляющих сдвигается в сторону звука, но не столько, чтобы смотреть не на что.

В августе по случаю посмотрел в питерской «Бродячей собаке» моноспектакль С.Федотова «Жёлтое танго». Надо сказать, это был мой дебют в роли зрителя «застольного» спектакля, и дебют вполне удачный – мне понравилось. Не то, чтобы совсем без вопросов, но без них не обойтись почти никогда, если пытаешься оценивать более-менее беспристрастно. В данном случае показалось лишним появление в одной из сцен второго персонажа – не потому, что это нарушило стерильность моножанра, а потому, что непонятно, зачем понадобилась подобная «вставка» (с неизбежной сменой тональности). Или таскание чемодана по сцене – слишком расхожий «ход», до оскомины. Можно ещё пару минусов наскрести, но плюсы, на мой взгляд, явно перевешивают.

Другое дело, категорически не согласен с теми, кто пишет: ««Желтое танго» – моноспектакль о жизни А. Вертинского». Байопик, что ли? Ничего подобного – тут, скорее, набор мифов, так или иначе связанных с Вертинским, и из этих мифов складывается не реальная (пусть даже легендарная) фигура, а некая картинка из серии «артист – люди – время»; картинка, конечно, немного шаржированная, но, тем не менее, узнаваемая. А персонаж... если это и Вертинский, то, как хотите, Вертинский в роли... впрочем, тоже нет, Вертинский, надо полагать, сыграл бы такую роль по-другому (и, скорее всего, в другом ключе и другом темпе).

Скажете, основа спектакля – мемуары Вертинского «Дорогой длинною»? Но разница между мемуарами и мифами, прямо скажем, минимальна, а если мемуары пишет «человек в образе»... а подарки под ёлку и впрямь Дед Мороз кладёт? В общем, персонаж на сцене – отнюдь не конкретное лицо, и на Александра Николаевича он похож не больше, чем герой строчки «Входит Пушкин в лётном шлеме, в тонких пальцах – папироса» – на реального Александра Сергеевича; «Представление», и только. Кстати, актёр Федотов, исполняющий по ходу спектакля многие песни Вертинского, отнюдь не старается копировать оригинал (тем более, скопировать тут невозможно). Простой пример: Вертинский свои песни исполняет предельно медленно и тягуче, это его индивидуальность, «изюминка», шарм, если угодно. Попробуйте повторить (хоть со страховкой, хоть без) – получится скука или пародия, и причина очевидна: как справедливо заметил Пеле, «Мои родители закрыли фабрику». Если бы Федотов изображал Вертинского (с грассированием, в соответствующем гриме, а главное – исполняющего песни как бы на замедленной скорости)... как хотите, не думаю, что из всего этого получилось бы что-нибудь путное. А тут, по-моему (что делать, повторюсь), вполне получилось: живой человек, немного играющий (не Homo ludens по Хейзинге, а просто артист), слегка ироничный и умеющий «держать спину» в любой (ну, почти любой) ситуации и в любом окружении.

Что касается окружающего сцену пространства... в сущности, все мы, жующие и пьющие, но внимательно (насколько это возможно) смотрящие/слушающие, были частью декорации к спектаклю об артисте. А как иначе? На то и публика. Даже если она благодарная, что бывает далеко не всегда и вряд ли зависит от места, где разыгрывается (или, точнее, осуществляется) сценическое действо. Так устроен мир – тот самый, который, как известно, сам себе театр. Вне зависимости от того, хорошо это или плохо.

Фрагмент спектакля «Жёлтое танго» – https://www.youtube.com/watch?v=8ByHsCFFUOQ.

Запись – это, конечно, консервы, вживую всё иначе. Но что есть, то есть. Попробуйте при случае удостовериться.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments