dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Наши нивы взглядом не обшаришь...

Алексей Битов (poziloy)

Летом прочитал порядка 300 «современных пьес» – в основном, конкурсных. В некоторых случаях надо было назвать одну или несколько лучших из «узкого круга» предварительно отобранных; это нормально для определения конкретных лауреатов, но не даёт оснований для глобальных выводов – выборка нерепрезентативная. К примеру, на одном конкурсе 9 из 10 финалистов соответствуют жанру, а на другом таких только 2 из 10, но это, вполне возможно, говорит только о пристрастиях предварительных отборщиков, а чтобы судить о тенденциях, нужно «обшарить взглядом» весь массив.

Другое дело, если изучил все поступления в количестве пары сотен штук. Вот тут – да, есть материал для обобщения (как у того попугая из «Бедного гусара», который «выводы делает»).

Так вот, как хотите, но какой-то прогресс имеет быть – более половины присланных текстов внешне соответствовало признакам пьесы (а то ведь, случалось, процентов до 10 еле дотягивало). Причём, что характерно, хватает попыток слепить некую развлекуху (в духе условного Куни); в таких случаев вспоминаю, как в советские времена перед дежурным юбилеем неизвестные авторы заваливали редакции рифмованными опусами на «актуальную» тему – бедолаги не понимали, что корпус умельцев по этой части давно уже сформирован, вакансии появляются редко, и для попадания в обойму требуются известные навыки. Но это, будем считать, реплика в сторону.

Существеннее то, что внешнего соответствия «правилам игры» для пьесы недостаточно – нужен, как минимум, ещё и персонаж (ну, хотя бы типаж). С этим худо: о каком персонаже прикажете говорить, если «герои» общаются фразами из школьного русско-иностранного разговорника? Или выдают на-гора (без юмора) тексты такого типа: «Оковы смятения, в первое мгновенье сковавшие мою волю, рассыпались» (цитата реальная, однако)?

И очень много «накладок». У одного автора, к примеру, дочери Николая II в Ипатьевском доме вслух читают «Макбета», но почему-то в переводе Ю.Корнеева, датируемом 1960 годом. Это нормально, как полагаете? Полно и элементарных небрежностей – так, «современные драматурги» периодически путают, как зовут их персонажей и кто какие монологи/реплики произносит (до курьёзов – в тексте на евангельскую тему реплика Иисуса ошибочно приписана Иуде).

Некоторое количество текстов – переделки или, в лучшем случае, попытки переложения «на новый лад»; возможно, в каких-то случаях оно получилось случайно или что-то из глубин памяти некстати всплыло – «Старомодная комедия», МакДонах, даже «Наташина мечта» (полагал, что «мечты» уже не носят, ан нет). Особый случай – попытка то ли «осовременить», то ли спародировать «Женитьбу»; «умысел» тут очевиден, со смыслом хуже. А отдельные коллизии (или сцены) позаимствованы из достаточно известных фильмов, будь то «Психо» или «Маленькая Вера» (попалась даже оригинальная комбинация: «Гараж» + «Фонтан» + «Собачье сердце»).

Впрочем, кинотелесценаристы и прозаики сдаваться не хотят: одни простодушно полагают, что достаточно разложить текст на голоса «рассказчиков» – и пьеса готова; другие, как ни в чём не бывало, продолжают лепить крупные (и очень крупные) планы. Предложу очередную пару цитат.

«На лице следы бессонницы и утомительной умственной работы».
«Он улыбается своему отражению. В какое то мгновение его лицо меняет выражение на отрешенно – безразличное. В этом состоянии физиономия существует не более минуты. Затем так же мгновенно лицо его принимает выражение гнева» (вдруг почему-то вспомнилось: «Придайте мне позу крайней беззаботности», «Придайте мне позу, располагающую к легкой, остроумной болтовне»).

Ладно, хватит, надоело. Вот несколько более оригинальных ремарок.
«Из тьмы вламываются В. и Ж., бьющиеся на шпагах до смерти. И. их не видит, потому что это сон Ж., который так и спит на топчане».
«П. видит его и не видит. Скорее – не видит, но ощущает сочувствие пространства».
«Ангел, оставаясь для посторонних невидимым, подаёт Вадиму стакан воды» (интересно, а зрители – посторонние или как?)
«Н. пытается затеряться в участницах клуба».
«Снимает верхнюю одежду, идёт в душ, проводит там около часа, выходит оттуда в более благостном расположении духа» (супер!)

Характеристика действующего лица: «Папа его очень строгий и часто бьёт парня по голове до крови».

ЦУ для постановщика: «Во время дальнейшего диалога должно происходить фоновое действие, иллюстрирующее беседу».
И так далее...

Ну, и о грамотности, конечно. Из «пьесы в стихах»: «Я скучала! Вы так мил!» Это, положим, понятно, для рифмы, но когда её гонят и клонят к суровой прозе, получается тоже ничего.

«мне вычли еще раз – целую, прицелую когда-то, ногу... Полноги на все провсе». Прицелую – наверное, глагол-неологизм (с ударением на «у»), а кто такой «провсе» – извините, не ведаю.

Это может потянуть на статью об оскорблении величества: «Ельцин добровольно подал в отставку, а Путина назначил приемником». Если имеется в виду радиоприемником, хотелось бы понять, к какому типу относится Путин (распространённые типы – супергетеродинный, радиоприёмник прямого усиления, регенеративный).

А это уже не из приёмника – скорее, прямо с родины электричества: «Сказала: живи, кабель несчастный!» (о, счастливый силовой кабель и несчастный кабель связи!)

Полный гретатунберг, короче.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments