dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Памяти Костенко

Алексей Битов (poziloy)

23 августа 2019 года умер Константин Костенко. Сегодня – девятый день.

Г.Заславский написал о нём: «я считал одно время, что лучший русский драматург. И носился с его пьесой "Гитлер и Гитлер" по Москве как с писаной торбой... И никто не хотел её ставить. Надо бы, хотя бы сейчас» (https://www.facebook.com/1613861036/posts/10214142968120885?s=100001344768124&sfns=cl).

Проблема «Гитлер и Гитлер» пожалуй, в том, что в пьесе нет модных «ужимок и прыжков» и много т.н. «психологии», до которой подавляющему большинству нынешних режиссёров не допрыгнуть, как известной лисице не допрыгнуть до винограда. Нашёлся бы постановщик, подходящий по уровню и по ощущениям – вполне мог бы получиться очень даже не рядовой спектакль, но это уже из серии «Если бы у бабушки были усы...»

Нет, не буду врать, никогда не считал Костенко лучшим современным драматургом. Его бесспорная энергетика во многом, к сожалению, оставалась потенциальной, преобразуясь в драматургические формы со значительными потерями. Из интервью 2018 года: «Всё начинается с какого-то смутного ощущения. Как взрыв фотовспышки в кромешной тьме. И потом, я часто полагаюсь на какой-то внутренний голос. Входишь в подобие транса, как в сновидении, и рисуются картины. И вдруг видишь – вот оно!» (http://chelgmt.ru/news/2018/6/11/konstantin-kostenko/). Похоже на знаменитое описание из «Театрального романа»? Конечно, но есть существенное отличие: отсутствует та самая «Как бы коробочка», которая «как бы» превращает потенциальную энергию текста в реальную, кинетическую.

Собственно, об этом приходилось уже писать не единожды. Вот, к примеру:
«К.Костенко, «Сатори». Вот тут как раз есть вопросы по жанру, но всё совсем не однозначно. Костенко на сцене, похоже, тесновато, и я очень сомневаюсь, что «Немецких писателей-трансвеститов» или «Родину» можно поставить в авторском варианте, без адаптации. Но «Сатори» – случай, по-моему, особый. В принципе, конечно, многовато реквизита и мест действия (их 9, и ни одно не повторяется); по идее, можно совместить улицу перед храмом и парк (4 и 5); можно с минимальными перестановками превратить квартиру дилера («захламленная комната», 1) в квартиру Николаенко («беспорядок», 8); сложнее перенестись из сгоревшего кафе («Частично выгоревшие стены и мебель», 2) в интернат для душевнобольных («Комната свиданий», 3); кроме того, мы по ходу попадаем на природу («сельская местность, поле», 6), в ресторан (7) и в зал ожидания на вокзале (9). Иногда проскакивает крупный план («За столом Иван и его ДЯДЯ – мужчина в больничной пижаме, с бегающим, неспокойным взглядом»), а «парковая» сцена требует достаточно большого пространства. Но тут буквоедом быть не хочется: в конце концов, что-то проецируется на задник (допустим), а какие-то декорации и вовсе могут быть условными, потому как есть в «Сатори» два главных персонажа (Иван и Николаенко), и назвать их условными трудно. Вопрос, что лучше (или, если угодно, театральнее) – условные (до предела) персонажи в весьма реальном пространстве или реальные персонажи в условных (опять-таки до предела) пространствах? Наверное, второе; как ни крути, персонаж на сцене «главнее», чем декорации с реквизитом. Плюс к тому, надо отметить, что Костенко – не самый большой любитель реалий, он ведь и начинал, можно сказать, как абсурдист («Гитлер и Гитлер»). Может, у него что-то получится. Или уже получилось, дай Бог. И в данном случае следует скорее говорить о своеобразии видения, чем о его отсутствии (ИМХО, ИМХО, понятно). Будь моя воля, я не дал бы этому автору премии на драматургическом конкурсе (разве что спецприз), а вот карт-бланш (индульгенцию, в некотором роде) – собственно, а почему не попробовать? Должны же быть исключения из правила, а то скучно.

Но именно как исключения. Редкие
» (https://dik-dikij.livejournal.com/951732.html, 2014 год). И небольшая добавка 2 месяца спустя: «К.Костенко, «Сатори». ... этот текст представляет интерес для театра – есть, кого играть, персонажи живые. К сожалению, для переноса на сцену текст требует определённой адаптации; самое главное – некоторые сцены, рассчитанные на большое (открытое) пространство, придётся переводить в камерный («закрытый») формат. Что при «адаптации» сохранится, а что потеряется – вопрос, однако» (https://dik-dikij.livejournal.com/994433.html). Как-то так, пожалуй.

Ещё из интервью на chelgmt.ru: «Внешнее окружение меня волнует не сильно. Я в основном варюсь в себе». Это правда, Костенко был сам по себе, от всяких тусовок старался держался подальше. Его не раскручивали, как очередную порцию Гербалайфа, зато, повторюсь, он оставался самим собой, а это, если по большому счёту, намного важнее.

Самое главное. Вопрос: «О чём вам интересно писать, что увлекает, тревожит?»
Ответ Костенко: «Мне интересен человек». И далее: «До меня то же самое делали другие, я просто подхватываю эстафету. Но не для того, чтобы тупо бежать с нею, как безголовая курица, а чтобы увидеть свой путь. Почему нет? Жизнь одна. Почему бы не использовать её интересно, захватывающе, со смыслом?»

И вот ещё, что. Вопрос: «Когда-то вы так описали свою биографию: «Примерно с 1982 года началось моё внутреннее разложение. Примерно в 1988 году пережил личный ренессанс. Примерно с 1995 года и по этот день медленно умираю, при этом стараясь убедить себя в том, что я – это не я». Что это было? Такой период? Или провокация?»
Ответ: «О нет! Это была пафосная чушь. Я, наверное, хотел соригинальничать. Я и сейчас ловлю себя на том, что чуточку, как мне кажется, играю роль. Но я даже не знаю, какой я на самом деле. Всегда ведь на тебе какая-то маска. Это непроизвольно. Так вот, все эти «я разлагаюсь» и прочее – такое можно ляпнуть только по молодости. Хотя, как ни крути, в душе я всё равно, в широком смысле, поэт и мог ещё тогда выражаться метафорически. Просто на тот момент я находился в какой-то нескончаемой депрессухе. В бытовом плане было не очень, в моральном тоже. Сейчас я бы так не описывал свою биографию. Написал бы кратко: родился тогда-то, окончил то-то... И фотоснимочек в белой рубашечке, с галстуком».
Июнь 2018 года. 14 месяцев назад...

Костенко, безусловно, заслужил, чтобы о нём писали честно. Кто заслужил свет, кто – покой, вопрос отдельный. Не нам судить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments