?

Log in

No account? Create an account

dik_dikij


dik_dikij

литература, театр, санитария, гигиена


Previous Entry Share Flag Next Entry
Памяти Костенко
dik_dikij
Алексей Битов (poziloy)

23 августа 2019 года умер Константин Костенко. Сегодня – девятый день.

Г.Заславский написал о нём: «я считал одно время, что лучший русский драматург. И носился с его пьесой "Гитлер и Гитлер" по Москве как с писаной торбой... И никто не хотел её ставить. Надо бы, хотя бы сейчас» (https://www.facebook.com/1613861036/posts/10214142968120885?s=100001344768124&sfns=cl).

Проблема «Гитлер и Гитлер» пожалуй, в том, что в пьесе нет модных «ужимок и прыжков» и много т.н. «психологии», до которой подавляющему большинству нынешних режиссёров не допрыгнуть, как известной лисице не допрыгнуть до винограда. Нашёлся бы постановщик, подходящий по уровню и по ощущениям – вполне мог бы получиться очень даже не рядовой спектакль, но это уже из серии «Если бы у бабушки были усы...»

Нет, не буду врать, никогда не считал Костенко лучшим современным драматургом. Его бесспорная энергетика во многом, к сожалению, оставалась потенциальной, преобразуясь в драматургические формы со значительными потерями. Из интервью 2018 года: «Всё начинается с какого-то смутного ощущения. Как взрыв фотовспышки в кромешной тьме. И потом, я часто полагаюсь на какой-то внутренний голос. Входишь в подобие транса, как в сновидении, и рисуются картины. И вдруг видишь – вот оно!» (http://chelgmt.ru/news/2018/6/11/konstantin-kostenko/). Похоже на знаменитое описание из «Театрального романа»? Конечно, но есть существенное отличие: отсутствует та самая «Как бы коробочка», которая «как бы» превращает потенциальную энергию текста в реальную, кинетическую.

Собственно, об этом приходилось уже писать не единожды. Вот, к примеру:
«К.Костенко, «Сатори». Вот тут как раз есть вопросы по жанру, но всё совсем не однозначно. Костенко на сцене, похоже, тесновато, и я очень сомневаюсь, что «Немецких писателей-трансвеститов» или «Родину» можно поставить в авторском варианте, без адаптации. Но «Сатори» – случай, по-моему, особый. В принципе, конечно, многовато реквизита и мест действия (их 9, и ни одно не повторяется); по идее, можно совместить улицу перед храмом и парк (4 и 5); можно с минимальными перестановками превратить квартиру дилера («захламленная комната», 1) в квартиру Николаенко («беспорядок», 8); сложнее перенестись из сгоревшего кафе («Частично выгоревшие стены и мебель», 2) в интернат для душевнобольных («Комната свиданий», 3); кроме того, мы по ходу попадаем на природу («сельская местность, поле», 6), в ресторан (7) и в зал ожидания на вокзале (9). Иногда проскакивает крупный план («За столом Иван и его ДЯДЯ – мужчина в больничной пижаме, с бегающим, неспокойным взглядом»), а «парковая» сцена требует достаточно большого пространства. Но тут буквоедом быть не хочется: в конце концов, что-то проецируется на задник (допустим), а какие-то декорации и вовсе могут быть условными, потому как есть в «Сатори» два главных персонажа (Иван и Николаенко), и назвать их условными трудно. Вопрос, что лучше (или, если угодно, театральнее) – условные (до предела) персонажи в весьма реальном пространстве или реальные персонажи в условных (опять-таки до предела) пространствах? Наверное, второе; как ни крути, персонаж на сцене «главнее», чем декорации с реквизитом. Плюс к тому, надо отметить, что Костенко – не самый большой любитель реалий, он ведь и начинал, можно сказать, как абсурдист («Гитлер и Гитлер»). Может, у него что-то получится. Или уже получилось, дай Бог. И в данном случае следует скорее говорить о своеобразии видения, чем о его отсутствии (ИМХО, ИМХО, понятно). Будь моя воля, я не дал бы этому автору премии на драматургическом конкурсе (разве что спецприз), а вот карт-бланш (индульгенцию, в некотором роде) – собственно, а почему не попробовать? Должны же быть исключения из правила, а то скучно.

Но именно как исключения. Редкие
» (https://dik-dikij.livejournal.com/951732.html, 2014 год). И небольшая добавка 2 месяца спустя: «К.Костенко, «Сатори». ... этот текст представляет интерес для театра – есть, кого играть, персонажи живые. К сожалению, для переноса на сцену текст требует определённой адаптации; самое главное – некоторые сцены, рассчитанные на большое (открытое) пространство, придётся переводить в камерный («закрытый») формат. Что при «адаптации» сохранится, а что потеряется – вопрос, однако» (https://dik-dikij.livejournal.com/994433.html). Как-то так, пожалуй.

Ещё из интервью на chelgmt.ru: «Внешнее окружение меня волнует не сильно. Я в основном варюсь в себе». Это правда, Костенко был сам по себе, от всяких тусовок старался держался подальше. Его не раскручивали, как очередную порцию Гербалайфа, зато, повторюсь, он оставался самим собой, а это, если по большому счёту, намного важнее.

Самое главное. Вопрос: «О чём вам интересно писать, что увлекает, тревожит?»
Ответ Костенко: «Мне интересен человек». И далее: «До меня то же самое делали другие, я просто подхватываю эстафету. Но не для того, чтобы тупо бежать с нею, как безголовая курица, а чтобы увидеть свой путь. Почему нет? Жизнь одна. Почему бы не использовать её интересно, захватывающе, со смыслом?»

И вот ещё, что. Вопрос: «Когда-то вы так описали свою биографию: «Примерно с 1982 года началось моё внутреннее разложение. Примерно в 1988 году пережил личный ренессанс. Примерно с 1995 года и по этот день медленно умираю, при этом стараясь убедить себя в том, что я – это не я». Что это было? Такой период? Или провокация?»
Ответ: «О нет! Это была пафосная чушь. Я, наверное, хотел соригинальничать. Я и сейчас ловлю себя на том, что чуточку, как мне кажется, играю роль. Но я даже не знаю, какой я на самом деле. Всегда ведь на тебе какая-то маска. Это непроизвольно. Так вот, все эти «я разлагаюсь» и прочее – такое можно ляпнуть только по молодости. Хотя, как ни крути, в душе я всё равно, в широком смысле, поэт и мог ещё тогда выражаться метафорически. Просто на тот момент я находился в какой-то нескончаемой депрессухе. В бытовом плане было не очень, в моральном тоже. Сейчас я бы так не описывал свою биографию. Написал бы кратко: родился тогда-то, окончил то-то... И фотоснимочек в белой рубашечке, с галстуком».
Июнь 2018 года. 14 месяцев назад...

Костенко, безусловно, заслужил, чтобы о нём писали честно. Кто заслужил свет, кто – покой, вопрос отдельный. Не нам судить.


  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Лытдыбр.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

"История, Лытдыбр"? Хм... А что такое "Лытдыбр", не расшифруете?

Не сложилось. Но я стараюсь

Стараетесь расшифровать, но не складывается? Ладно, если вдруг сложится, свистите.

  • 1