?

Log in

No account? Create an account

dik_dikij


dik_dikij

литература, театр, санитария, гигиена


Previous Entry Share Flag Next Entry
2019: 1 – 16 августа
dik_dikij
dik_dikij и poziloy

На исходе лета.

1 августа 2019 года умер Олег Ноговицын. Из Википедии: «российский философ и педагог... Основные направления мысли: онтология формы и метафизические основания поэтики русской прозы... Философия Ноговицына О.М. представляет собой последовательную разработку понятия «форма» в её движении от бытия к мышлению через ряд формообразований. При этом форма понимается как деятельность мышления, как способ бытия содержания». Ноговицына не читали, но, если исходить из допущения, что Википедия на сей раз ничего не напутала, получается странно: движение идёт «от бытия к мышлению», но при этом содержание первично, а форма – всего лишь способ его бытия? Нет, извините, не получается, поскольку форма и содержание, по нашему убеждению, неразрывны, как Инь и Янь, и у Тянитолкая не может быть ни передней, ни задней части. Вот как-то так, хотя полагаться на Википедию, конечно, опрометчиво.

1 августа 2019 года умер Донн Алан Пеннебейкер, американский режиссёр-документалист, обладатель почётного «Оскара». «Он известен по фильмам о Бобе Дилане («Не оглядывайся», 1967), Элисе Купере (»Элис Купер», 1970), Дэвиде Боуи («Зигги Стардаст и пауки с Марса», 1973), Джими Хендриксе («Джими Хендрикс на рок-фестивале в Монтерее», 1986), группе Depeche Mode («101», 1989) и др.
Пеннебейкер также сотрудничал с несколькими президентами США и создал картины о предвыборных кампаниях Джона Кеннеди и Билла Клинтона
» (https://www.gazeta.ru/culture/news/2019/08/04/n_13298551.shtml).

2 августа 2019 года умер Анатолий Гуляев. «В Пензенский драматический театр пришел актером в 1960 году, после окончания Воронежской театральной студии. С первых же сезонов стал совмещать актерскую работу с режиссурой... С 1965 года стал работать над постановками самостоятельно [дебютный спектакль (в соавторстве с С.Шпановым) – «104 страницы про любовь»]... Пенза помнит его «Леди Макбет Мценского уезда», «Женитьба Белугина», «Скамейку», «Замок Броуди». Психологический триллер «Клинч» по пьесе А.Слаповского вызвал бурную и неоднозначную реакцию зрителей и критики... Театральная Пенза знает Гуляева не только как актера и режиссера. Неоднократно в афишах и программах спектаклей он значился как драматург и инсценировщик. В разные годы в театре шли его пьеса «Три дуэли», инсценировки «Лапти», «Пакет», «Сын полка», «Замок Броуди», «Вилла на холме»... «Вадим» – инсценированный и поставленный А.С.Гуляевым неоконченный роман М.Ю. Лермонтова...» (https://www.penzateatr.ru/people/gulyaev). Как видите, Гуляев ставил достаточно разные спектакли (можно вспомнить ещё и «Остров сокровищ», «Недоросля», «Скамейку», «Фому Опискина»).
Упомянем ещё одну «ипостась»: Гуляев 17 лет преподавал историю театра на театральном отделении Пензенского художественного училища.
«На 60-летии Анатолия Сергеевича Виктор Огарёв, тогдашний художественный руководитель театра, сказал: «Я горжусь тем, что Гуляев работает в нашем театре. Таких, как Анатолий Сергеевич, в России единицы. Его спектакли годами не сходят со сцены. Постановка «Абрикосовый рай» собрала 15 аншлагов! А, например, «Московские каникулы» шли настолько долго, что актёры, играющие школьников, начали лысеть…»... ему довелось участвовать в трёх кинофильмах: в ленте «Бурса» (по книге Н. Г. Помяловского «Очерки Бурсы»), которую в Пензе снимал режиссёр М.Ведышев, выпускник Пензенского художественного училища; в картинах «Странник» и «Кому на Руси жить…»» (https://www.ym-penza.ru/stil-zhizni/nash-sovremennik/item/5341-pamyati-anatoliya-gulyaeva).
«Бурса» – https://www.youtube.com/watch?v=0W9PK39rc90 («Крыса», смотрите с 8-й минуты).
А.С.Гуляев, 15.04.1935 – 02.08.2019


2 августа 2019 года умерла Александра Стрельченко. Пишут: «Она считалась любимой певицей Никиты Хрущева, Леонида Брежнева... Голос Александры Стрельченко стал символом целой эпохи» (https://www.kp.ru/daily/27010.1/4073262/). Сомнительно: известность пришла к Стрельченко уже после того, как сняли Хрущёва, а пристрастиями пенсионера Никиты Сергеевича никто особо не интересовался; что касается Брежнева... напомним, что заслуженной артисткой РСФСР Стрельченко стала в 1972-м, а народной (тоже РСФСР) – только в 1984-м; согласитесь, не слишком похоже на статус любимицы тогдашних вождей. Да и песни в её исполнении никогда не звучали из каждого утюга. Нет, никаким символом она не была – замечательная певица со своим голосом, в каком смысле ни употребляй это словосочетание.
«Я на горку шла» – Александра Стрельченко, 1972 год, https://www.youtube.com/watch?v=cZDBe1QNr1M .

2 августа 2019 года умер кинорежиссёр Роберто Бодегас. На VII Московском международном кинофестивале (1971 год) его фильм «Испанки в Париже» номинировался на Золотой приз, но остался без наград. А через 5 лет фильм Бодегаса, «Условно-досрочное освобождение», был отмечен на фестивале, но уже не в Москве, а в Сан-Себастьяне, и это был не главный приз, а специальный («Лучший испаноязычный фильм»). Между прочим, «Золотой раковины» в тот год удостоился хорошо нам известный «Табор уходит в небо».

4 августа 2019 года умер Вилен (Вилли) Токарев, «казак с Брайтон-Бич», «возможно, самая обаятельная и благородная звезда бедной на харизматиков-джентльменов современной сцены русскоязычного шансона» (https://lenta.ru/articles/2019/08/04/willybrighton/). Наверное, было бы правильно вспомнить песню «А жизнь – она всегда прекрасна», но «визитной карточкой» шансонье стала всё-таки другая песня.
В.Токарев, «Небоскрёбы» – https://www.youtube.com/watch?v=dN4-3_z69_4.

5 августа 2019 года умер Сергей Березин, композитор и певец, основатель и многолетний руководитель ВИА «Пламя». Его песня «Снег кружится и тает», вроде бы, не по сезону, но, если так получилось, вспомним сейчас.
«Снег кружится», С.Березин, 1993 год – https://www.youtube.com/watch?v=LHpQCsntUy0.

8 августа 2019 года умер Жан-Пьер Адам Моки (Мокиевски). Он начинал как актёр – сыграл де Морсера в экранизации «Графа Монте-Кристо» (с Ж.Маре), снялся в одной из главных ролей у М.Антониони («Побеждённые»). А затем «включил режиссёра», побывал стажёром у Л.Висконти и Ф.Феллини («Дорога», однако) и в 1959 году выпустил свой первый самостоятельный фильм – «Тральщики» (или «Кадрящие»). Продолжение последовало – Моки снял десятки картин, две из которых («Странный прихожанин» и «Сподобившийся чуда») с разницей почти в четверть века номинировались на берлинского «Золотого медведя». Были и другие известные фильмы – «Девственницы», «Большая стирка», «Ловушка для дураков»...
«Режиссер часто сотрудничал с одними и теми же актерами. Так, в четырех его фильмах сыграл Бурвиль, в двенадцати – Мишель Серро, в восьми – Жан Пуарэ. В его картинах также играли такие звезды французского кино, как Фернандель, Катрин Денев, Жанна Моро, Джейн Биркин, Клод Жад и Стефан Одран» (https://lenta.ru/news/2019/08/08/mocky/).
И ещё с lenta.ru: ««Жан-Пьер Моки отправился снимать свой следующий фильм – с Бурвилем, Мишелем Серро, Мишелем Симоном, Фернанделем, Жаклин Майян, Жанной Моро, Жаном Пуарэ, Франсисом Бланшем, Шарлем Азнавуром и многими, многими другими...», – говорится в заявлении, сделанном сыном Моки, актером и режиссером Станисласом Нордеем, и его дочерью Оливией Мокиевски».
«Побеждённые» – https://my.mail.ru/video/embed/878811705319098300 (Пьер, смотрите с 12-й минуты).
Ж.-П.Моки (Мокиевски), 06.07.1929 – 08.08.2019


10 августа 2019 года умер Пьеро Този, художник кино и театра. «Белые ночи», «Рокко и его братья», «Леопард», «Посторонний», «Гибель богов», «Смерть в Венеции»... Впрочем, не Висконти единым – Този работал с Феллини («Три шага в бреду», новелла «Тоби Даммит»), с Пазолини («Медея»), с Л.Кавани («Ночной портье» и не только), с Ф.Дзеффирелли (в частности, «Травиата»). Собственно, можно уже ничего и не добавлять – этого более, чем достаточно.

11 августа 2019 года умер актёр Мордовского Театра кукол Владимир Сидорин. «Нынешний руководитель кукольного театра Евгений Романовский называет Сидорина последним из могикан. Отмечает, что с него брали пример и у него учились.
«Мы смотрели на него, как на профессионала, как он работал с куклой. Конечно, он всегда подскажет. Задашь вопрос – ответит. Скрупулёзно, вдумчиво, доходчиво. У него, порой, кукла шла даже в тот момент, когда он на нее и не смотрел. Это высший пилотаж. Она – продолжение его руки. Он знает, не глядя на куклу, знает, что кукла вытворяет. Таких актеров-кукольников очень мало», – говорит Евгений Романовский.
За 50 лет работы в кукольном театре Владимир Сидорин сыграл более 500 ролей, мог одновременно исполнять 2-3 роли в одном спектакле. Последний спектакль с участием Владимира Сидорина – «Приключения Гулливера»
...» (http://saransk.bezformata.com/listnews/kollegi-vspominayut-vladimira-sidorina/76899476/).
«Ведущий мастер сцены виртуозно управлял тростевыми, перчаточными, планшетными куклами и создал целый ряд ярких незабываемых образов, многие из которых вошли в золотой фонд театра. Его голосом говорят многие персонажи спектаклей: добрые и злые, симпатичные и не очень. Он сам поставил несколько спектаклей в качестве режиссера и художника. Много лет Владимир Иванович являлся наставником молодых коллег. Сидорин работал до последнего» (https://stolica-s.su/news/society/213545).

13 августа 2019 года умерла Людмила Солдатова. «Людмила Михайловна работала во Владимирском областном театре кукол со дня основания. Она пришла в театр 50 лет назад, окончив Горьковское театральное училище и Ярославский театральный институт. Она прошла с театром самые сложные годы становления, вместе с ним принимала овации и цветы, вместе с ним отправлялась на гастроли и фестивали. Можно сказать, история театра – это ее история. За период работы ею было сыграно более 100 ролей. Людмила Солдатова была актрисой без возраста. Когда на сцене появлялись ее героини – Краса Ненаглядная, Снегурочка, – никто из зрителей не мог поверить, что Людмила Михайловна выходит на эту сцену уже 50 лет... уже стали взрослыми первые ее ученики, которым она открывала тайны театрального мастерства» (http://votk33.ru/news/7C1A70AE-CE71-E756-0468-C4433001B583/skonchalas-zasluzhennaya-artistka-rossii-lyudmila-mixajlovna-soldatova/).

13 августа 2019 года умер Олег Федулов, «советский актер и каскадер, настоящая рабочая лошадка отечественного кино. В качестве каскадера или эпизодического актера Олег Федулов принял участие почти в ста фильмах, среди которых кинокартины, составлявшие классику отечественного кинематографа» (https://kinoistoria.ru/blog/43415082181/Sovetskiy-akter-i-kaskader-Oleg-Fedulov?nr=1). Ну, классика – не классика, но «Пираты XX века», «Шестой», «Ярослав Мудрый», «Россия молодая», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Полёты во сне и наяву», «Трест, который лопнул», «Зелёный фургон», «Гостья из будущего», «Каникулы Петрова и Васечкина»... и так далее, и так далее, и так далее...
Отдельной строкой – сериал «Место встречи изменить нельзя». Роль у каскадёра Федулова там совсем крошечная, крупных планов нет, да и показывают его больше со спины, но вспомнить легко – 1 серия, https://www.youtube.com/watch?v=Z1ubDkZqVLk (шофёр-убийца Векшина, смотрите на 11-й минуте).
О.П.Федулов, 30.06.1947 – 13.08.2019


14 августа 2019 года умер Валентин Воронин, актёр Свердловской драмы (с 1967 года). «Он был убедителен и увлекателен в ролях очень разных: в репертуарном листе Валентина Александровича – советский разведчик и нацистский преступник, священник и аферист, добряк и негодяй... Его герои циничны и романтичны, харизматичны и почти невзрачны, потрясающе привлекательны и отталкивающе безобразны... успех «настигал» его в мелодраме, комедии, фарсе, водевиле… В душе предпочитая классику, он покорял публику и в спектаклях по пьесам, написанным сегодня...» (http://www.uraldrama.ru/news/news/id335). Из рецензии в «Культуре Урала» на спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» (2017-й, год 50-летия службы Воронина в Свердловской драме): «Валентин Воронин (Крутицкий) подтвердил в очередной раз мастерство, создав не однолинейный образ злобного ретрограда, а вполне симпатичного сторонника стабильности» (http://www.uraldrama.ru/ab_pressa/press/id157). Любопытно, что в предыдущей версии этого спектакля актёр играл Глумова. А ещё были Виктор в «Варшавской мелодии», Борис в «Грозе», Лопахин, Арбенин, старик Иван Жуков («Русская народная почта» по О.Богаеву)... И, кроме того, так сказать, «по совместительству» – роли в Камерном театре Музея писателей Урала: Серебряков, Кречинский, Полковник Пикеринг.
А в кино – только эпизоды, чаще всего – безымянные; не имеет имени собственного даже отец Вальки Бегунова («Валькины паруса» по рассказу В.Крапивина). Но в сказке можно и без имён, а это именно сказка, по-своему милая, но напоминающая реальность не больше, чем глобус в цветочках (эпизод на 35-й минуте) напоминает нашу планету без прикрас.
«Валькины паруса» – https://www.youtube.com/watch?v=r46xKWK2QmM (смотрите с 44-й минуты)
В.А.Воронин, 24.10.1940 – 14.08.2019


14 августа 2019 года умер Тыну Аав. С 1961 года он служил в Эстонском драматическом театре и считал это главным («Ключ к профессии – это любовь именно к театру»). К сожалению, никаких сведений о сценических работах актёра мы не нашли.
Проще с экранными ролями. Аав известен как один из штатных «фашистов» советского кино и ТВ: «Жаворонок», «Марианна», киноэпопея «Освобождение», мини-сериал «Последний рейс "Альбатроса"». Кроме того, он снимался в сериалах «Россия молодая» (Егор Резен) и «Исаев» («Бриллианты для диктатуры пролетариата», Ганс Саакс). Отмечают также работу Аава в эстонской короткометражке «Рай для старых мужчин» (Манивальд), но чего не видели – того не видели (и даже толком не слышали).
Зато запомнился Эвальд фон Регенбах (кстати, роль озвучил В.Кенигсон). «Последний рейс "Альбатроса"», серия 1 – https://www.youtube.com/watch?v=5Ly8DE9Als0 (смотрите с 11-й минуты).
Т.Аав, 21.01.1939 – 14.08.2019


16 августа 2019 года умер Ричард Эдмунд Уилльямс. «Кто подставил кролика Роджера» – не вопрос, а кто поставил анимационного кролика – в общем-то, тоже не вопрос: это был ни кто иной, как Р.Э.Уилльямс. Добавим сюда же «Маленький остров», «Рождественскую песню» и «Пролог», а также полнометражный мультфильм «Вор и сапожник». И, конечно, «Набор для выживания аниматора» – книгу, которая считается настольной «для "классических" (и не только) аниматоров» и лучшим учебником на сегодняшний день.
Кстати, «Набор для выживания» завершается цитатой из Рембрандта: «Начинайте с вещей, которые вы знаете, и вещи, вам неизвестные, откроются вам».

16 августа 2019 года умер Питер Генри Фонда – как пишут в некрологах, «звезда 'Беспечного ездока' и представитель знаменитой актерской династии». Про династию – факт (тут и отец, и сестра, и дочь), да и «Беспечный ездок» с П.Фондой и Д.Хоппером – фильм культовый, не поспоришь. Но на счету «представителя династии» – больше 100 экранных работ; неужто по блату? Да и «Беспечный ездок» – отнюдь не первое заметное появление П.Фонды на экране: до этого были «Победители» (с номинацией на «Золотой глобус» как лучшему дебютанту), «Три шага в бреду» (Вильгельм Берлифитцинг в новелле Р.Вадима), «Дикие ангелы» (кстати, о байкерах). А потом – «Грязная Мэри, сумасшедший Ларри», «Золото Ули» («Золотой глобус» за лучшую мужскую роль плюс номинации на «Оскар» и Премию Гильдии актёров), «Тайная страсть Эйн Рэнд» (ещё один «Глобус», но уже за лучшую роль второго плана), «Поезд на Юму»... можно продолжать, но, наверное, достаточно.
И всё-таки пусть будет фильм, где Питер Фонда выступает сразу в трёх ролях – он и соавтор сценария, и продюсер, и Капитан Америка. Тот самый «Беспечный ездок» – https://ok.ru/video/86973811336 (с самого начала).
П.Х.Фонда, 23.02.1940 – 16.08.2019


Жизнь как беспечное путешествие из точки А в точку Б. Типа того...