?

Log in

No account? Create an account

dik_dikij


dik_dikij

литература, театр, санитария, гигиена


Previous Entry Share Flag Next Entry
Год назад: 2018, 11 – 20 августа
dik_dikij
dik_dikij и poziloy

На исходе прошлого лета. Ещё не последние потери...

11 августа 2018 года умер Видиадхар Сураджпрасад Найпол, лауреат первой в новом тысячелетии (2001 год) Нобелевской премии по литературе. По мнению членов Нобелевского комитета, «В.Найпол является современным философом, продолжающим традицию, которая идет от «Персидских писем» Монтескье и «Кандида» Вольтера. Бодрым стилем, который был заслуженно одобрен критиками, он упорядочивает хаос и позволяет событиям спонтанно заявлять о себе с присущим им ироническим контекстом... Найпол – наследник Конрада как летописец судеб империй в моральном плане, в том, что они сотворили с человеческими существами. Его талант рассказчика основывается на памяти о том, что забыли другие – истории покоренных народов» (http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/5/Murashkovsky/#_ftnref12).
Мы не уверены, что задача писателя – упорядочение хаоса: уж что есть, то есть, что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует; хаос – стало быть, хаос, и надо отобразить его настолько адекватно, насколько возможно, вот и всё. Кроме того, мы не рискнём назвать замечательного Дж.Конрада «летописцем одной темы», включая тему истории покорённых народов («Аванпост прогресса»? «Тайфун»? «Дуэль»?)
А вот Найпола ни один из нас, к сожалению, не читал.

11 августа 2018 года умер Лео Корхин, один из основателей Ленинградского балета на льду и его художественный руководитель с полувековым стажем. Как дирижёр Корхин работал с оркестром Ленинградской филармонии, а также записывал музыку для кинофильмов, теле- и радио- постановок. Про работу на радио и телевидении ничего конкретного не скажем, а вот один, по крайней мере, фильм не назвать нельзя: «Белое солнце пустыни». Ничего, похожего на лёд, там, если помните, и в помине нет. Даже наоборот, Саид не даст соврать.

11 августа 2018 года умер Казимеж Карабаш. Он никак не был связан с уральским городом Карабаш и металлургическим заводом «Карабашмедь», покрывшему окружающую зону печальной славой: К.Карабаш много лет преподавал в Лодзинской Высшей школе кинематографа, телевидения и театра. И снимал фильмы – документальные, в отличие от своего самого знаменитого ученика и тёзки К.Кесьлёвского. Карабаш считается классиком, если не основателем польского документального кино, его фильм «Музыканты» в 1960-м году на Венецианском фестивале удостоен «Льва Сан-Марко».

12 августа 2018 года умер Анатолий Узденский. С 2005-го он служил в «Современнике»; в жизни этого театра продолжается чёрная полоса, одна потеря за другой, без пауз. «Он пришёл в нашу труппу уже состоявшимся актером, уже награждённым высшим профессиональным знаком отличия. Его имя было широко известно далеко за пределами Новосибирска, где Анатолия Ефимовича буквально боготворили зрители, и где в театре "Старый дом" он блистательно сыграл главные свои роли.
На сцене "Современника" Анатолий Ефимович запомнился зрителям в спектаклях "Джентльмен", "Шарманка", "Подлинная история М.Готье", "Три товарища", "Виндзорские насмешницы". Его Чебутыкин в "Трёх сёстрах" буквально покорял партнёров и зрителей своей мягкостью, беззащитностью, скрываемой за показной резкостью, непередаваемо грустными глазами. Его Чебутыкин смотрел на мир, словно предчувствуя трагедию и тёплого дома Прозоровых, и судьбы сестёр, и собственную участь
» (https://sovremennik.ru/news/sezon_2017_2018/avgust_2018/ushel_iz_zhizni_narodnyy_artist_rossii_anatoliy_uzdenskiy/).
В Новосибирске были Папа Поллит («Кошка на раскалённой крыше»), Счастливцев, Кин в спектакле по Г.Горину. А в гладилинском «Мотыльке» Узденский не просто сыграл главную роль (и потом специально прилетал в Новосибирск, чтобы играть её снова) – он был ещё и режиссёром.
Впрочем, в город Старого дома Узденский возвращался не только ради сцены, но и по личной причине: «Вряд ли какой-то город, кроме Новосибирска, сможет мне стать родным», – сказал он в телеинтервью 2006 года. Умер он тоже в Новосибирске.
Известен Узденский и как сериальный актёр, исполнявший в основном характерные роли. Небольшая «нарезка» – https://rutube.ru/video/620a1837e4bd6c463f32049a8e037166/.
А.Е.Узденский, 24.02.1952 – 12.08.2018


12 августа 2018 года умерла Бурлият Ибрагимова, кумыкская певица (меццо-сопрано). «Бурлият... с раннего детства играла на гармонике. В возрасте шести лет в составе семейного ансамбля вместе с отцом выступила на концертах в Москве, после чего Иосиф Сталин вручил ей золотые часы от правительства СССР.
Бурлият Ибрагимова работала в Дагестанском театре кукол, в Кумыкском театре им. Алим-Паши Салаватова, была солисткой дагестанского Гостелерадио
» (http://midag.ru/new/ushla_iz_zhizni_narodnaya_artistka_dagestana_i_rossii_burliyat_ibragimova-26393/).
Поёт Бурлият Ибрагимова – https://www.youtube.com/watch?v=w3kY7yBmrto.

12 августа 2018 года умер актёр Геннадий Иванов. ««Театру на Спасской» Геннадий Валентинович посвятил всю свою жизнь: он выходил на его сцену пятьдесят лет – с 1968 года артист служил в Кировском театре юного зрителя. В январе этого года он принял решение уйти на заслуженный отдых» (http://navigator-kirov.ru/novosti/umer-byvsij-akter-teatra-na-spasskoj). Карабас-Барабас и Капитан Келлер, Людовик XIV и Дорн, Полоний и Сальери, Явтух в «Панночке» и сам Зевс в «Мифах Древней Греции».
«Ушёл большой артист – Геннадий Валентинович Иванов. Один из самых важных артистов Театр на Спасской | theater in Spasskaya за всё время его существования. Он играл в нём 50 лет из 87, который этот театр существует... Человек, который научил меня, что искусство – оно всегда про любовь» (Б.Павлович, https://vk.com/theateronthespasskaya).
В кино и на ТВ актёр не снимался.
Г.В.Иванов, 06.08.1939 – 12.08.2018


12 августа 2018 года умер Владимир Зозуля, основатель и худрук ансамбля «Русские узоры». «Согласно оригинальной концепции оркестра, разработанной В.А.Зозулей, концертные программы «Русских узоров» возрождают традиции скоморохов, где один артист – «и чтец, и певец, и на дуде игрец». При этом чрезвычайно широко и разнообразно используется старинный духовой и ударный инструментарий (всего около двухсот старинных инструментов). В.А. Зозуля создал необыкновенный оркестр, в котором каждый музыкант владеет не только обычными инструментами русского народного оркестра, но и старинными, некогда забытыми. Он возродил для жизни эти уникальные древние инструменты, и сегодня слушатели могут наслаждаться красотой их звучания» (http://mosoblfil.ru/kollektivny/5193-zozulya-vladimir-aleksandrovich.html).

14 августа 2018 года умерла Валентина Левко. Накануне ей исполнилось 92 года. По первому образованию она была музыкантом оркестра (альт и скрипка), а по специальности «оперная и концертно-камерная певица» закончила Московскую консерваторию экстерном уже после того, как стала солисткой ГАБТ (меццо-сопрано). Марфа и Любаша, Ратмир и Бабуленька в «Игроке» Прокофьева... а самая знаменитая партия – пожалуй, Графиня из «Пиковой дамы».
Голос певицы звучал не только на оперной сцене, но и на киноэкране. Фильм «Простая история», «На тот большак, на перекрёсток...», поёт Валентина Левко – https://www.youtube.com/watch?v=IAmXdwWun0U.

14 августа 2018 года умер Николай Кириченко, актёр Белорусского театра Я.Купалы (с 1971 года). Как и Г.Иванов, он играл Полония, а вот Г.Узденский и Кириченко немного разошлись: минскому актёру выпали Солёный (а не Чебутыкин) и Несчастливцев вместо Счастливцева; можно сказать, двое из театрального «Леса» умерли почти одновременно...
Понятно, тремя ролями послужной список Кириченко не исчерпывается – ведь были ещё Вагин, Йоран Перссон, Менахем-Мендл, царь Креонт, Банко, Фирс. Почти 100 ролей, не считая экранных. К сожалению, с одной из этих ролей мы так и не разобрались: в фильме М.Пташука «В августе 44-го» актёр по одним источникам сыграл генерал-майора Мохова, а по другим – наркома Берию (память тут, к сожалению, ничего не подсказывает). Но если Берия остаётся под вопросом, то в других персонажах сомнений нет – тут и литовский князь Ягайло («Охота на зубра»), и член Политбюро Полянский (сериал «В созвездии Стрельца»), и даже Феллини (пусть даже не вполне материальный).
«Письмо Феллини» – https://www.youtube.com/watch?v=GRY8KQHSpIM (смотрите с 52-й минуты).
«Николай Михайлович обладал необыкновенным актерским магнетизмом, который излучали его глаза, его интонация, его неповторимое умение делать имели смысл паузы, его ирония. Не заметить Кириченко было невозможно. Ни на улицах города, ни на сцене» (http://kupalauski.by/teatr/news/72-gaze-gizza-paco-gety-light-krychenko-mkali-mailav).
Н.М.Кириченко, 16.03.1946 – 14.08.2018


14 августа 2018 года умер эстонский бас Тео-Эндель Фридрих Майсте. «В репертуаре Майсте – титульная партия в "Борисе Годунове" Мусоргского, Лепорелло в "Доне Жуане" Моцарта, Мефистофель в "Фаусте" Гуно, Порги в "Порги и Бесс" Гершвина [к сожалению, не упомянут Мельник].
Неоднократно появлялся на экранах: в "Кровавом камне" 1972 года – эстонском историческом, музыкально-приключенческом фильме о борьбе с феодалами, памятном зрителям внезапными песнопениями, в документальной ленте "Бал в опере" (Ooperiball) 1974-го, в музыкальных фильмах Roosidlounast (1977) и Puritaanlased (1984)
» (https://rg.ru/2018/08/15/umer-sovetskij-pevec-i-akter-teo-majste.html).
Поёт Тео Майсте – https://www.youtube.com/watch?v=b9MWrHMhRyY.

15 августа 2018 года умер Владимир Абросимов. Вся его актёрская жизнь (за исключением 3-летней командировки в Читу в начале 1990-х) связана с Башкирским русским драматическим театром: гоголевский поручик Пирогов, горьковские Иван Коломийцев и Двоеточие, а также Присыпкин, Шмага, Лаэрт (не всем же быть Полониями). Вспоминают бывшие коллеги: «Это был очень верный театру человек. В нем был особенный дух театра. Про таких говорят еще «чистота жанра»» (А.Шакирова); «Это был актер с настоящим мужским характером. Про таких говорят – настоящий мужик. Сейчас таких мало. Он из другой эпохи, уважающий себя, коллег, театр, прекрасно в нем разбирающийся. Трудно очень говорить о нем в прошедшем времени» (Н.Рихтер).
Снимался Абросимов мало – по сути, несколько эпизодов плюс роль второго плана в сериале «Гончие». «Можно сказать, что оказался в нужное время в нужном месте, – со смехом вспоминал историю появления в сериале Владимир Сергеевич. – Пробы прошли успешно: оказалось, что я идеально подхожу на роль генерала Бородина» (http://www.sobkor02.ru/news/art-object/9814/).
«Гончие», 1-й сезон, 1-я серия («Гонка за лидером») – https://www.youtube.com/watch?v=bBL9Yj7TPS8 (смотрите с 30-й минуты).
В.С.Абросимов, 10.10.1948 – 15.08.2018


14 августа 2018 года умер Эдуард Успенский. Чебурашка, Крокодил Гена, Старуха Шапокляк, Кот Матроскин, Пёс Шарик, Почтальон Печкин и многие-многие другие с полным правом носят одно и то же отчество: Эдуардовичи. И ничто не меняется от того, что живут они как бы отдельно – в мультиках и в фольклоре, включая загадочную Планету Анекдотов, куда по блату прописать невозможно.
Не забудем, между прочим, и о вкладе Успенского в науку: формула (в слегка осовремененной редакции) «Корова государственная, а телёночек мой» отражает суть нашей экономики на порядок точнее, чем все академические фолианты и популярные статьи, вместе взятые.

16 августа 2018 года умер Юрий Грибов, писатель и литературный деятель, главный редактор «Литературной России» брежневских времён и предперестроечной «Недели».

16 августа 2018 года умерла Арета (Арита Луизе) Франклин, «королева соула».
А.Франклин, «Respect», далёкие 1960-е – https://rutube.ru/video/996ac994fe3034eed70fac853aa8adbb/.

17 августа 2018 года умер Владимир Шаров, писатель-лауреат «Русского Букера» и, между прочим, кандидат исторических наук (пишут, что его диссертация посвящена Смутному времени). Цитата: «Владимир Шаров – писатель, под пером которого российская история приобретает совершенно фантастические черты». Впрочем, вряд ли эти черты фантастичнее того, что предлагают некоторые, типа, историки в виде научных трудов и даже учебников. А некоторые дети верят...
Ещё цитата (с http://magazines.russ.ru/nz/2008/3/li6.html): «Одни критики называют писателя Владимира Шарова живым классиком, а другие – литературным провокатором и создателем жанра альтернативной истории». Всё может быть.
Кстати, книги писал не только Шаров, но и некоторые его персонажи – например, Николай Иванович Старолинский, начальник следственного отдела ОГПУ из романа «След в след». Перу этого альтернативного начальника принадлежит монография «Поэтика допроса». Очень своевременная книга, может статься, и не только в альтернативной истории.

17 августа 2018 года умер Николай Зиновьев, популярнейший поэт-песенник. Кто только не писал песен на его слова и кто только эти песни не исполнял! По различным подсчётам на слова Зиновьева написано то ли двести песен, то ли даже триста. Были времена, когда они звучали на разные голоса чуть ли не отовсюду, особенно часто – «Дельтаплан» и «Паромщик». «Струится время без конца у тихой рощи...»

18 августа 2018 года умерла искусствовед Лидия Иовлева. За 6 с гаком десятилетий работы в Третьяковской галерее она прошла все ступени, от экскурсовода до замдиректора по научной работе и исполняющей обязанности директора (1992–94 годы).
«Ни один из крупных проектов Третьяковской галереи не обходился без ее участия. Это касалось и подготовки к выставкам, и издательских программ. Например, на протяжении многих лет Лидия Ивановна была научным руководителем и ответственным редактором многотомного каталога коллекции ГТГ. При этом не бросала и собственную исследовательскую работу. На ее счету около сотни публикаций по истории искусства и музейному делу, в том числе большие монографические труды – о товариществе передвижников в целом и персонально о Викторе Васнецове» (http://www.theartnewspaper.ru/posts/5970/).
Завотделом древнерусского искусства ГТГ Н.Шередега сказала об Иовлевой: «Меня она учила „держать спину прямо“ и никогда не торопиться». Держать спину прямо у нас трудно во все времена. Не торопиться (не суетиться) зачастую не легче. Но от этого не менее необходимо.

18 августа 2018 года умер Кофи Атта Анан, Генеральный секретарь ООН с 1997 по 2006 год. Под его руководством ООН проводила одну миротворческую операцию за другой, но войны и вооружённые конфликты от этого, к сожалению, так и не прекратились. Мы научились успешно бороться с любой природой, кроме собственной, человеческой...

20 августа 2018 года умер Виталий Волович, художник и книжный иллюстратор («Отелло», «Ричард III», «Роман о Тристане и Изольде», «Слово о полку Игореве»). В Екатеринбурге, где Волович прожил почти всю жизнь, стоит памятник трём художникам – «Горожане»; Волович умер последним из троих, он пережил и М.Брусиловского, и Г.Метелёва.
«Виталий Волович личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно смело сказать, пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее. Трудно найти фамилию, которая бы так подходила ее носителю. Высокий мужик, немного сутулый, руки – здоровенные клешни, большие очки сидят на большом горбатом носу. Человек в высшей степени умный, но интеллект расходует в зависимости от обстоятельств и степени подготовки собеседника. Обожает нравиться женщинам и действительно нравится. В компании человек азартный, шумный, веселый, остроумный, дуэлянт в споре. Художник с мировым именем, но это область искусствоведения» (М.Брусиловский, цитируется по https://nashural.ru/culture/ural-characters/volovich/).

Продолжение следует...