dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Овертон в Тавриде

Алексей Битов (poziloy)

Так, кто ещё не высказался по поводу таврического происшествия? Я? Не может быть! М-да, надо навёрстывать, а то неудобно как-то.

Ой, только, ради Бога, не по поводу гомосексуализма и его пропаганды – на эту тему все уже успели сказать друг дружке по паре ласковых, а иногда и с довеском. Ладно, проехали.

Давайте лучше с самого начала. Итак, Форум молодых деятелей культуры и искусств – «Таврида 5.0». Что это такое? Вот ответ с сайта bolshoyvopros: «"Таврида" – это целый проект, который предназначен для популяризации искусства и культуры и охватывает несколько направлений» (http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3286883-festival-tavrida-gde-i-kogda-projdet-v-2019-godu.html). В программе можно найти такое: «8-14 июля – «Контемпорари-арт смена. Между прошлым и будущим» – продюсеры художественных событий, художники, скульпторы, кураторы проектов, фотохудожники, реставраторы» (https://rsokirov.ru/2019/03/tavrida-5-0/ ). А можно и такое: «20-26 июня «Год театра» – продюсеры, драматурги, режиссеры, актеры, писатели» (там же). С контемпорари понятно, а театральная часть... всё зависит от того, кто там рулит. Например, «Территория»: «Согласно договору с форумом «Таврида», фонд «Территория», имеющий опыт формирования образовательных программ в области театра, должен был организовать школу, посвящённую современному театру. Все условия договора фондом были выполнены» (https://territoryfest.ru/about/art-directorate/). Кто-то не в курсе, что представляет из себя эта самая «Территория»? Ткнули пальцем наугад и попали? Во-первых, не верится. А во-вторых, если допустить, что не знали, хочется понять, почему «подрядчиков» подбирают незнайки. Или других нет? Тоже любопытно.

О «Территории». «Каждый год вот уже десять лет фестиваль «Территория» заново отвечает на вопрос: «Что такое актуальное искусство?», и каждый год воспитывает нового зрителя, слушателя, гражданина» (https://territoryfest.ru/about/). Более того, они ещё и предвосхищают: «команда «Территории» предвосхищает то, что станет актуальным в искусстве и социально важным» (там же). А знаете, как они определяют, Кому быть живым и хвалимым, Кто должен быть мертв и хулим? С полиграфической точностью: «Я их сердцем чую». Как однажды призналась коренная жительница «Территории» М.Давыдова, «Когда я смотрю спектакль, и меня потом спрашивают, современный ли это театр, у меня в голове происходит некое распознавание образов – вот и ответ» (М.Давыдова, https://lenta.ru/articles/2016/07/28/modern_theatre/). Немного напоминает знаменитое «В своём штабе я сам решаю, кто еврей, а кто нет!», но бывают в жизни совпадения... Да и главное тут, в конце концов, другое: театром (кошкой, евреем – или, наоборот, арийцем) по нынешним временам можно объявить, кого угодно. Почему вынесение вердикта доверено Полиграфу Полиграфовичу (или, к примеру, «Территории»)? Ну, как же! «Ему господин Швондер дал рекомендацию, если не ошибаюсь».

Возвращаемся к конкретному происшествию в Таврическом саду искусств. Чем возмущены оппоненты? Тем, что целовались однополые пары. А если бы разнополые? Если бы вообще не целовались, а играли в ладушки или скандировали «Миру – мир!»? Если бы вместо сисек под мокрыми маечками демонстрировали бы бицепсы под мокрыми косоворотками? Что, это был бы театр, да?

Неужели театр? Вот, скажем, tsargrad.tv резко осуждает «гомосексуальную пропаганду», но при этом выставляет заголовки: «Позорный театр на чужой территории», «Однополые поцелуи и полуголые груди: На молодёжном форуме "Таврида" в Крыму показали спектакль-провокацию – СМИ».

Цитаты: «Выпускник творческой лаборатории Gogol School Кирилла Серебренникова, актёр «Гоголь-центра» Илья Ромашко поставил спектакль, содержащий в себе сцены однополых поцелуев с последующим обливанием водой девушек, которые были одеты в белые футболки без нижнего белья под ними»;
«На этот момент обратила внимание адвокат Сталина Гуревич. По её словам, если маркировка «18+» к спектаклю отсутствовала, то происходившее на сцене можно расценивать как пропаганду гомосексуализма среди детей... «Если им [участницам действа] есть 18 лет, то они могут делать всё, что они хотят, в том числе целоваться. Если им нет 18 лет, то организаторы этого спектакля должны нести ответственность», – уточнила Гуревич»;
«Депутат Госдумы Виталий Милонов пообещал в связи с демонстрацией скандального спектакля обратиться в правоохранительные органы. По его словам, непотребные сцены являются самой настоящей порнографией, а значит, к показу этого спектакля должны применяться соответствующие ограничения»;
«На молодёжном форуме «Таврида» в Крыму театральная лаборатория Gogol School вот так завершила свой спектакль, да ещё под музыку легендарной песни группы «Земляне»» (удалённый твит Д.Рогозина)»;
«"Один из эпизодов спектакля студии Gogol school на молодёжном форуме "Таврида" в Крыму. Как вы относитесь к такому творчеству?", – пишет crimeainfogram в Instagram» (https://tsargrad.tv/news/odnopolye-pocelui-i-polugolye-grudi-na-molodjozhnom-forume-tavrida-v-krymu-pokazali-spektakl-provokaciju-smi_206048, https://tsargrad.tv/articles/chem-zarazhajut-studentov-gogol-centra-i-ih-zritelej_206107, https://tsargrad.tv/articles/pozornyj-teatr-na-chuzhoj-territorii_206307).

Справедливости ради, в некоторых текстах слово «спектакль» иногда заключали в кавычки или использовали в сочетании с «так называемый», но, как правило, обходились без дополнительных печатных знаков: спектакль – и точка.

Получается, Милонов, Рогозин и др. считают это действо спектаклем? Молодцы, ребята, продолжайте в том же духе. Для справки: вообще-то, это было нечто среднее между флэш-мобом и парадом физкультурниц; если угодно, называйте это перформансом, а театр тут решительно ни при чём. Форма, извините, другая, и если кто-то (по примеру Давыдовой) распознал у себя в голове некий «образ»... что-то у вас с «настройками» не так.

По ходу одного из фэйсбучных обсуждений очень к месту вспомнили «Подиум», фестиваль студенческих спектаклей 2017 года. Тогда питомцы Школы-студии МХАТ предложили публики некий интерактив – пригласили желающих подняться на сцену и поучаствовать в «действе». Знаменитый щукинский педагог В.П.Поглазов приглашение принял и быстренько посадил юных бедолаг в калошу, после чего спокойно вернулся в зал. Чтобы как-то вывернуться из конфузной ситуации, «новаторы», как водится, сочинили «альтернативную историю»: якобы, один из студентов предстал перед публикой в носке на голое тело (носок, как нетрудно догадаться, прикрывал причинное место), преподаватель Щуки возмутился и сорвал, как они выразились, спектакль. На самом деле никто дурацкого действа не срывал; более того, студент в носке вышел на сцену уже после Поглазова, и речь шла не об обнажёнке, а о попытке объявить спектаклем какую-то хрень, но «пострадавшие», понятно, предпочли прикрыться притянутым к причинному месту носком. Да, враньё, но в этом вранье была хоть какая-то логика – псевдоноваторы пытались перевести стрелки.

А вот в таврическом случае логика, хоть убей, не просматривается: увели разговор в сторону не сами облажавшиеся, а их, вроде бы, противники. Зачем? Хрен его знает, но подмена, как мы видим, произошла. Рискну предположить, что за последние годы наша публика свыклась с тем, что театром можно объявить, что угодно – в соответствии с представлениями коллективного тусовочного «я». А обсуждению в таком случае подлежит исключительно тема очередного «спектакля».

По аналогии: мы уже не говорим, что человечину есть нельзя – основной вопрос сводится к тому, под каким соусом её есть допустимо, а под каким нет. Похоже, «альтернативный театр» (якобы-современный) успешно протиснулся через окно Овертона. С чем и поздравляю.

Как хотите, но это, на мой взгляд, намного опаснее любой «пропаганды гомосексуализма» – хотя бы потому, что воздействует не на какой-то процент, а на всю (практически всю) публику сразу. Отучает думать. В особо крупных размерах.

Светлая память Владимиру Петровичу Поглазову, но закрыть окно Овертона ему, к сожалению, не удалось. Народ уверовал, что любая попытка привлечь к себе внимание может называться театром, если объявит себя таковым. Кстати, в данном случае попытка удалась: внимание привлечено. Более, чем.

Театр, говорите? Спасибо, нет.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments