dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Дыхательное

Алексей Битов (poziloy)

В минувшую пятницу московская жара пошла на спад, в субботу уже можно было дышать. А в воскресенье подвели итоги Фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». В программе – спектакли С.Федотова, А.Песегова, Г.Козлова, В.Туманова; имена, согласитесь, говорящие (не для экспертов «Золотой Маски», да, но там – своя фабрика, Станиславский им до лампочки).

С Песеговым не сложилось, а вот Козлова (2 спектакля), Федотова и Туманова посмотреть исхитрился. Ничего такого, что обожают ребята в масках, не просматривалось, зато во всех 4 случаях присутствовал точно найденный и чётко выдержанный ритмический «контур» – т.е. именно то, что составляет, в сущности, «становой хребет» театрального действа, и никакими подпорками-костылями этого, как хотите, не заменить. Здесь – 4 спектакля, 8 действий, 690 минут (в среднем – почти полтора часа на каждое действие), но желание посмотреть на часы (сколько там ещё до ближайшего перекура?) возникало на удивление нечасто, а это уже само по себе кое о чём говорит.

Откровенно говоря, таких сильных ощущений, как год назад от «Тихого Дона» того же Г.Козлова, на сей раз не получил, и тем не менее, этим летом, безусловно, в Москву приехали театры достаточно высокого уровня. И самое устойчивое послевкусие осталось опять-таки после «Мастерской» («Прошлым летом в Чулимске»); спектакли по этой пьесе видеть, понятно, доводилось (кроме товстоноговского, увы), но, если по большому счёту, запомнился только ермоловский Шаманов (С.Любшин), а где-то вообще ничего, пусто-пусто. А здесь... запомнился именно сам спектакль, несмотря на вопросы по некоторым исполнителям (к примеру, возрастные роли у молодых ребят, на мой взгляд, получились однокрасочными и ощутимо наигранными). Но строгая сценография (ни одной лишней, необыгранной детали) и, главное, ритм, ритм... тот самый «контур».

С этого места надо бы, пожалуй, поподробнее. Ежу понятно: спектакль не может идти «по прямой», перепады (ускорения и замедления) обязательны, иначе зритель вырубится (вариант – уснёт от монотонного гудения). А в козловском «Чулимске» – равномерный средний темп, и он практически не меняется даже в кульминационные моменты пьесы. Но это противоречит законам динамики; такие конструкции не летают, а здесь почему-то летит. Правда, возможна альтернативная версия: переходы настолько плавные, что их не замечаешь; собственно, так было в «Тихом Доне». Вынужденная самоцитата (пост годичной давности): «Больше всего, пожалуй, восхитили переходы, «стыки» между сценами; представляете, сколько их набралось за 7 часов чистого времени? И все они – мягкие и плавные, как повороты супер-автомобиля. Возможно, похожие ощущения испытывала Дама в очках за рулём «Тандерберда» – с оговоркой, что я не дама и находился не за рулём, а на пассажирском сидении. Ей-Богу, ощущение, если не фантастическое, то весьма близкое к тому» («Невероятно, но факт», https://dik-dikij.livejournal.com/1479547.html). Если в «Чулимске» и были какие-то переходы – то ещё более плавные, что кажется невероятным. Вот это, собственно, и поразило больше всего.

К слову сказать, переходы в «Чайке», поставленной Козловым в Свердловском (всё ещё) театре драмы, аккуратны, но отчётливы; понятно, у хорошего режиссёра спектакли не повторяются, однако здесь контраст более, чем разителен.

Что касается двух других фигурантов, В.Туманова и С.Федотова – нашлись (или, может быть, померещились) темы для отдельного разговора; стало быть, и посты тут нужны отдельные. Постараюсь; правда, по Федотову речь пойдёт не о «Головлёвых», а о «Женитьбе» (спектакль вне фестивальной афиши, но посмотрел я его в те же дни). О режиссёрах, пожалуй, на сегодня хватит – тем более, фестиваль всё-таки не режиссёрский, его лауреатами становятся только актёры.

Итак, «Ирина Ермолова и Александр Баргман были награждены премией "Верю" в номинациях "Лучшая актриса" и "Лучший актер" в рамках второго Летнего фестиваля губернских театров "Фабрика Станиславского", который прошел в Москве и Подмосковье с 7 по 16 июня 2019 года. Церемония награждения состоялась в воскресенье в Московском губернском театре.
Ермолова была отмечена за роль Аркадиной в спектакле "Чайка" Григория Козлова, а Баргману вручили премию за роль Тригорина в этом же спектакле. Пьеса была поставлена Козловым на сцене Свердловского академического театра драмы в прошлом году. Помимо этого статуэткой "Верю" – миниатюрной скульптурой Константина Станиславского из бисквитного фарфора – наградили труппу Театра "Суббота" (Санкт-Петербург), которая выступила со спектаклем "Ревизор" Андрея Сидельникова
» (https://tass.ru/kultura/6555535).

Не могу не отдать должное жюри, отказавшееся от принципа «равномерного распределения» и отдавшее два главных приза в одни руки. Комментировать победу в номинации «Ансамбль» не вправе – «Ревизора» не видел, пропустил. И всё-таки жаль, что без приза остался ещё один спектакль; «Была бы награда за героизм, её бы следовало вручить Театру на Васильевском. Играли они историко-костюмных "Мещан", но декорации и костюмы застряли в пути. Опыт – врагу не пожелаешь: психологический подробный спектакль в абсолютно пустом пространстве и общении с воображаемыми предметами» (https://www.facebook.com/timashevam/posts/2845761048828958). Кстати, интуиция (или дедукция) подсказывает, что василеостровцы претендовали на главные призы в двух из трёх номинаций (в том числе – Ю.Ицков за роль Бессеменова), но на сей раз, видимо, не судьба.

Жаль, на «Фабрике Станиславского» нет наград за роли второго плана, там тоже нашлись бы достойные претенденты – у мужчин рискну назвать М.Николаева (Тетерев в «Мещанах»), а из представительниц прекрасного пола нагло номинировал бы двоих, М.Новиченко (Аннинька, «Головлёвы») и Д.Завьялову (Кашкина, «Прошлым летом в Чулимске»). И это – при том, что довелось посмотреть лишь половину спектаклей.

И ещё одно, очень важное (last but not least, как говорят в Забугории): все 4 спектакля очень трудно спутать; я, по крайней мере, столько не выпью. Разные типы театра (именно театра!) прорастают даже во времена, когда все театральные поляны пытаются засеять одинаковыми лопухами, причём непременно квадратно-гнездовым способом. Прорастают – и всё, никакие лысенковцы ничего с этим поделать не могут.

Значит, дышать можно.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments