dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2019: 16 – 31 мая

dik_dikij и poziloy

Список у нас сегодня короткий, и слава Богу, всегда бы так. Актёров мало, и видеоссылок – редкий случай – практически нет.

19 мая 2019 года умер Александр Грязнов. Геоморфолог по первому образованию, «В начале 80-х гг. Александр закончил ГИТИС по специальности "Театральный менеджер". Работал педагогом, помощником ректора в Театральном институте имени Б. Щукина, менеджером по развитию в Мелиховском театре "Чеховская студия".
Продолжительное время был Исполнительным директором Мелиховского театрального центра А.П.Чехова, Финансовым директором ФОНДА "ОБЩЕСТВО МИХАИЛА ЧЕХОВА", Актерского агентства "ТелеКастинг".
Был одним из организаторов Чеховской Международной Театральной Школы «Мелихово», проводящейся на базе Музея-заповедника А.П. Чехова, а также около двадцати Международных театральных фестивалей «Мелиховская весна».
В студенческие времена Александр Грязнов был одной из звёзд нашей факультетской самодеятельности: первым исполнителем роли Принца в спектакле "Принцесса на горошине", участником эпопеоз.
Он был создателем и режиссёром факультетской студии сценического танца (позже названной Театром пластической драмы). Всем запомнилась талантливая хореографическая композиция "Смерть чиновника" по одноимённому рассказу А.П.Чехова, где он был режиссёром, хореографом и исполнителем главной роли
» (http://geograd.ru/news/18061).
«Александр Грязнов. Саша ушел из жизни 12 дней назад, но программа Мелиховской весны-2019 собрана с его помощью» (https://www.facebook.com/100001852720841/posts/2796082093796854?s=100001344768124&sfns=cl).

21 мая 2019 года умер Николай Емельянов, актёр Гродненского драматического театра, где он служил почти 40 лет и сыграл более 100 ролей, от Николая II («Заговор императрицы») до Бабы Яги. А кроме того – Лопахин, Тригорин, Сорин, Дроссельмайер, Оргон, полоумный Журден, Голядкин, Родион Николаевич («Старомодная комедия»)...
И роли несыгранные... в своём последнем интервью Емельянов как бы подвёл итог: «Короля Лира уже не смогу, не сыграю… Физически тяжелая роль… Булгакова сыграть хотелось. Не важно, что. Просто люблю Булгакова... Но все в прошлом. Я трезво смотрю на жизнь» (https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fgrodnonews.by%2Fnews%2Fkultura%2Fpamyati_artista_poslednee_intervyu_aktera_grodnenskogo_dramaticheskogo_teatra_nikolaya_emelyanova.html&d=1).
Ещё из того же интервью: «Сейчас много говорят, что искусство и театр в частности должен воспитывать... Ни в коем случае так категорично не ставил бы вопрос! Мое твердое убеждение, что театр должен... толкать к размышлению, что ли. Будить чувства! К сожалению, сейчас репертуарная политика напрямую зависит от финансов, мы стремимся больше заработать, нелегко выживать, когда театры существуют на мизерные деньги и это создает огромные трудности для режиссеров, которые вынуждены ставить «кассовые» спектакли, для артистов, особенно жаль молодое поколение, они не имеют возможности играть в хорошем материале! Хотя, что греха таить, есть режиссеры, которые с удовольствием ставят на поток низкопробные пьесы, которые могут разбудить только желание взять баночку пивка и, как сейчас говорят – «расслабиться». Расслабляться, конечно, надо! Это замечательно, когда человек забывает о проблемах, житейских неурядицах! Я и сам не страдаю от отсутствия чувства юмора, но хотелось бы со сцены видеть комедию веселую, а не пошлую, может быть даже увидеть себя и понять, как не стоит жить! Вот в этом воспитательный смысл театра!»
Сказано, может быть, немного наивно, но всё равно справедливо.
В кино актёр, насколько известно, не снимался.
Н.Г.Емельянов, 1947 – 21.05.2019


21 мая 2019 года умер Кирилл Ганин – «скандальный автор эротических спектаклей и худрук Концептуального театра», как сказано в одном из некрологов (https://news.rambler.ru/community/42223874-umer-skandalnyy-avtor-eroticheskih-spektakley-i-hudruk-kontseptualnogo-teatra/). Оттуда же: «Журналист Игорь Дудинский на своей странице в Facebook назвал гибель Ганина невосполнимой утратой.
«Он был настоящим романтиком. Знал, как устроено мироздание, и любил поиронизировать по поводу его несовершенства. Для знающих людей он останется в истории как выдающийся театральный реформатор, черпавший вдохновение в народной архаике – в ее смеховой, балаганной ипостаси», – написал Дудинский
». Возможно, о том, что «концептуалист» Ганин «останется в истории», Дудинскому сообщил некий источник из будущего, но имя этого источника не называется.
Безусловно, в своё время Ганин был скандальным постановщиком, но в последнее время о нём как-то подзабыли, хотя Концептуальный театр никуда не делся, он существует до сих пор. С сайта театра: «Занавес открывается и на сцене появляется актриса без трусов. Она искренне проживает жизнь в предлагаемых обстоятельствах, кажется, забыв о том, что на ней нет нижней части женской одежды... Это просто способ дать возможность зрителям снять с себя все излишние табу, накопившиеся за годы жизни в социуме и вернуться к той самой детской песочницы, когда и солнце было ярче, и мир добрее.
Создать театр, который нес бы мощный заряд положительных эмоций, очищение, катарсис и при этом призывал бы к состраданию и доброте – вот цель, которую мы преследовали, создавая наш театр. Удалось ли? Судить зрителям. Нам кажется, что да. Самый честный и самый правдивый, самый веселый и самый по-детски наивный – вот те эпитеты, которые говорят нам зрители, после спектаклей
» (https://teatrganina.com/oteatre.html).
Надо бы отметить ещё два момента. Во-первых, действительно непонятно, почему это наша «продвинутая» театральная критика вдохновенно приветствовала раздевание в постановках других «новаторов», а к Ганину относилась пренебрежительно. А во-вторых, Ганин оказался не чужд определённой эволюции: в 2012-м создавал партию для борьбы с РПЦ («Россия без мракобесия»), а 4 года спустя заявил «Атеизм это и есть мракобесие» и, посетовав, что «в театрах не те завлиты, а в кино идет тупой распил бабла между своими», задал вопрос «Кто может помочь сломать эту ситуацию?» и сам же на него ответил: «Церковь? А почему бы и нет». При этом от идеи «нетабуированного» (голого) театра постановщик-концептуалист не отказался; тут он был непоколебим, как скала. Скала, которой не суждено было стать «трендом»...

23 мая умерла Анна Удварди. В кинопроизводство она пришла в 25, в 61 дебютировала как продюсер, а ещё через 4 года, в 2016-м её «Хор» получил «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм».

24 мая 2019 года умерла Наталья Басовская, известный историк, профессор (с 1988 по 2006 год – проректор) РГГУ, ведущая программ «Не так» и «Всё так» на «Эхе Москвы». Увы, мы не читали её работ и не слышали её выступлений, так что от оценок воздержимся. Впрочем, по нынешним временам ни читать, ни слушать для оценок не обязательно – «достаточно номера дома»: одни убеждены, что на той или иной волне говорят правду и только правду, другие не менее твёрдо знают, что всё, сказанное с неугодной им трибуны, ложь и клевета. А историки, соответственно, делятся на «правильных» и «неправильных» по принципу «не по хорошу мил, а по милу хорош»; война мифов – часть войны миров, а факты... факты никому на фиг не нужны. Никому, кроме тех немногих, кому хватает знаний, чтобы отделить зёрна от плевел; им и оценивать других историков, а мы – пас.
И два высказывания Басовской (не на историческую тему), спорить тут смешно, как бы кому этого ни хотелось.
«Разговор с широкой публикой привлекателен тем, что, как говорят в шутку, пока другому объясняешь – глядишь, и сам поймешь. Я учусь у этой аудитории, потому что она заставляет меня о сложном сказать доступно. Я избегаю супернаучной терминологии, тем более что сейчас это стало болезненной модой. Сейчас нельзя сказать «обдумать» – обязательно надо «отрефлексировать»» (http://booknik.ru/today/faces/basovskaja/).
И ещё, оттуда же: «Как выживать сейчас? В научной среде надо держаться крепко за былые ценности. А нынешнюю реформу образования я считаю просто трагедией».

24 мая 2019 года умер Марри Гелл-Манн. Почти тёзка и почти однофамилец небезызвестного Марата Гельмана, он, однако, занимался не втюхиванием «нового искусства», а самой, что ни есть, теоретической физикой и даже стал Нобелевским лауреатом 1969 года с формулировкой «За открытия, связанные с классификацией элементарных частиц и их взаимодействий». Заметим в скобках: элементарное жульничество – совсем другая область человеческой деятельности, хотя «открытий чудных» везде хватает.

27 мая 2019 года умерла Марина Анищенко, педагог ГИТИСа (история зарубежной литературы и теория драмы). «я у неё никогда не учился, но все, кто учились, обожали её и эта любовь передалась и мне. Мы хорошо очень общались, я на неё собирался опираться в наших издательских проектах, мы говорили о конкретных книгах, и её азарт в этом деле передавался мне. Невероятно светлая, любившая студентов, видевшая в них только лучшее. И в этом смысле – редкий в нашей среде человек. Неделю назад... я разговаривал с Мариной Геннадьевной по телефону, с ней, потом с дочерью и было абсолютное ощущение, что всё будет хорошо. Потому что в таких случаях хочется только этого. В общем, для ГИТИСа - огромная потеря, для меня – и здесь, в ГИТИСе, и человеческая... Ужасно, в общем» (Г.Заславский, https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10213596286374183&id=1613861036).

27 мая 2019 года умерла Ольга Соломина. Выпускница «Щепки», она несколько лет служила в МТЮЗе и играла там совсем не последние роли (назовём хотя бы Луизу Миллер и Негину). В 1970-е переключилась на литературную и журналистскую деятельность, а в 1981-м вернулась в родную «Щепку» и больше четверти века преподавала актёрское мастерство. Свой последний курс профессор Соломина выпустить не успела.
Единственное появление актрисы на экране – небольшая роль в «Квартете Гварнери» (1978 год).
О.Н.Соломина (Андрианова), 27.09.1931 – 27.05.2019
(кадр из фильма)

27 мая 2019 года умер Роберт Луис Бернстейн, сооснователь международной правозащитной организации «Human Rights Watch» (первоначально – «Helsinki Watch Committee») и первый её председатель (1978–1998 годы). «Human Rights Watch» у нас зачастую называют чуть ли не филиалом ЦРУ, но эта концепция вряд ли объясняет внимание организации к ситуации с правами человека в Руанде, Судане или Израиле, а уж тем более – борьбу за запрет кассетных боеприпасов. В общем, надо полагать, не всё так просто, как кому-то кажется.

28 мая 2019 года умер Алексей Людмилин – «представитель известной династии»: сын дирижера и солистки оперы, внук ректора Киевской консерватории. А вот послужной список самого Людмилина: главный дирижёр и худрук Новосибирского оперного театра, главный дирижёр Башкирского театра оперы и балета, главный дирижёр Дальневосточного и Омского симфонических оркестров, создатель симфонического оркестра и главный дирижёр Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус». Родственные связи тут, понятно, ни при чём, зато без генетического фактора, скорее всего, не обошлось.

28 мая 2019 года умер Кармине Кариди. «Кариди известен прежде всего ролями в культовой трилогии Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец". Именно так – ролями: во второй части он сыграл капо семьи Трапини Кармине Росато, а в третьей – мафиозного босса из Чикаго Альберта Вольпе. Хотя изначально рассматривался на роль Сонни Корлеоне.
Примечателен и еще один факт его биографии: в 2004 году он стал первым человеком, исключенным из Американской академии кинематографиических искуусств и наук (той самой, что "Оскары" выдает) – за нелегальное распространение копий фильмов, предназначавшихся для внутреннего пользования членами академии
» (https://rg.ru/2019/05/29/umer-akter-karmine-karidi-sygravshij-dve-roli-v-krestnom-otce.html).
«Крёстный отец», часть 3 – https://my.mail.ru/mail/oleg.wwwzzz/video/3/2675.html (смотрите с 59-й минуты: Дон Вольпе, чей плащ не принёс счастья своему владельцу).
К.Кариди, 23.01.1934 – 28.05.2019


30 мая 2019 года умер Анри Вартанов, киновед и телевизионный критик. «С 1961 года А.С. Вартанов вел на телевидении авторские передачи, посвященные кино, фотографии, телевидению: «Лучшие фильмы советского кино», «XX век в кадре и за кадром» и др. В качестве телеобозревателя вел рубрики в газете «Труд» (1991 – 2006), в журнале «Журналист» (с 1993 по настоящее время), писал внутренние рецензии на канале «ТВ Центр» (2001-2012)... автор ряда монографий» (https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4396/).
«Прекрасный знаток истории фотографии и кинематографа он был автором многих статей, в том числе о Дзиге Вертове, Сергее Колосове, Армене Джигарханяне.
Более 30 лет преподавал в МГУ, более полувека работал в Государственном институте искусствознания, где руководил Сектором художественных проблем массмедиа...
Вартанов работал до последнего дня. Его новая книга вышла из печати в этом году
» (https://ru.armeniasputnik.am/society/20190531/18901563/Ushel-iz-zhizni-uchenyy-i-kinoved-Anri-Vartanov.html).

«...с тех пор они не замечают смены времен года...»
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments