dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Те же и кто-то в белом

Алексей Битов (poziloy)

Вопрос: чем отличаются эти два высказывания?
1. «Я вообще не верю в театр как таковой... Театр невозможен как форма какого-то пространства, где происходит какая-то жизнь, жизнеподобие, потому что театр абсолютно уступает реальной жизни»;
2. «я совершенно не понимаю ситуацию когда большое количество людей сидят в темном зале и смотрят на освещенную сцену на которой люди разговаривают друг с другом не обращаясь к нам, а между собой, причем не от своего лица а от лица персонажа. Самое страшное, это когда они начинают изображать страдания и при этом произносят тексты... каждый раз когда присутствую при таком процессе испытываю неловкость. Почему люди делают вид, что они не на сцене театра в каком-то другом месте, почему они говорят не от себя а от лица другого человека? И наконец, если все это действие адресовано в зал, почему они нас не замечают, к нам не обращаются?»

Ничем? Тогда следующий вопрос: первого автора уже одарили театром, второго – всё ещё нет; почему?

Скажете, первый отметился как доверенное лицо кандидата С.Собянина, а второй пока не объявил, что входит в группу поддержки кандидата А.Беглова? Не знаю, не знаю; может быть, всё проще: второй ещё не сравнялся с первым по выслуге лет – он на 7 лет моложе, как-никак, очередь не подошла, придётся потерпеть.

Кто тут первый, понятно (среди доверенных лиц не так много МАЛьБРуков), а второго, пожалуй, надо представить: С.Александровский. Процитированному отрывку предшествует заголовок: «Продолжаю заметки о российском театре» (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10205700871516497&set=a.1845314988066&type=3&theater).

В принципе, всё в пределах разумного: человек имеет полное право отрицать любые условности (в пределах разумного, повторю!) Если условность театра отрицает, к примеру, портретист или пианист – Бога ради. Аналогично – если химик, инженер, шофёр или прокурор отрицают искусство как таковое; осмелюсь напомнить, что всякое искусство условно; Й.Хейзинга, если помните, указывал на игровую природу культуры в целом (причём не факт, что он был первым, кто обратил на это внимание). Но попробуем рассуждать логически: если я не понимаю, на фига нужен хоккей на траве, могу ли я работать тренером в этом виде спорта? Согласитесь, это будет, мягко говоря, странный поступок с моей стороны. Да что я! Вот, к примеру, врач, который утверждает, что не верит в медицину: все мы смертны, что homo faber, что homo ludens. Увы, это правда, все мы смертны, но идти за помощью к такому целителю почему-то не хочется. А вы пошли бы?

Собственно, обратить внимание Александровского на подобное «несоответствие» рискнули два комментатора. Одним из них случайно оказался я (случайно – поскольку комментировал перепост и не допёр, что попаду на «авторскую» страницу), но вот другой комментарий, он точнее: «Aleksey Slusarchuk А мне вот так представляется, кому неуютно в театре, тот может кататься на трамвае. Работать, к примеру кондуктором. Люди живые, естественные в своих проявлениях, физический акт незамысловат и устойчив – вы мне деньги, я вам билет...» А далее тот же комментатор добавил: «Знаете, меня отчего-то задела эта дискуссия. Ну, как если бы я всю свою сознательную жизнь ловил рыбу, был рыбаком, к примеру... А потом пришли другие люди, стали смеяться и говорить, что под водой никто не живет, потому что там нет кислорода. Как же там дышать? Да? Смешно, просто...»

Не хочу никого обидеть, но предположу: некоторые режики-новаторы (за Александровского не скажу, не в курсе) шли в театр в полной уверенности, что у них всё получится, и зритель им поверит. А когда не вышло, встал естественный вопрос: кто виноват? Они сами? Исключено. Актёры и прочие соучастники? Мелко как-то. Публика? Но она по определению дура, какой с неё спрос. Стало быть, во всём виноват сам театр – он неправильно устроен. А было бы правильно – о, тогда наше новое дарование, несомненно, показалось бы во всей красе. Понятно, скверному танцору всегда что-то мешает и что-то жмёт... Старая, но по-прежнему актуальная истина: не умеешь – не берись. Добавлю: а не получается – смирись. Продолжай – или уходи. ««Ах, так я и знала, зелен он ещё!» – фыркнула Лиса себе в оправдание и (N.B.) заспешила прочь».

Увы, с появлением кураторов (а потом и кураторских учеников) многое пошло на новый лад; тех, кто не дотягивается до ягод, объявили передовыми виноградарями. И это было бы смешно...

Ладно, пока г.Александровского не назначили куда-нибудь худруком, вернёмся к нашему свеженазначенному. Дополнение неожиданное, лирическое: «Да, мне нравилась девушка в белом...» Стихотворение Есенина, однако, называется очень грубо: «Сукин сын». Зачем же так, Сергей Александрович? Что естественно, то не безобразно.

Итак, 25 декабря 2017 года. «В Рождество все немного волхвы»; это, понятно, не Есенин, но тоже не просто так: «и Младенца, и Духа Святого / ощущаешь в себе без стыда...»

Ощутим и мы – «Константин Богомолов: «Это не власть инертна, это мы инертны»». Рождественская песнь под рубрикой «Герои/Диалоги» (https://esquire.ru/hero/36852-konstantin-bogomolov/#part0). До мартовских президентских выборов остаётся 3 месяца. «Телеведущая Софико Шеварднадзе обсудила с режиссером Константином Богомоловым фобии и комплексы...»

Фрагмент диалога.
«Софико: Есть люди, которые ходя(т) на каждые выборы, им это важно – как-то выразить свою гражданскую позицию. Условно, если бы ты был таким человеком, ты бы проголосовал за Путина или за Ксюшу?
Константин: Только две кандидатуры?
Софико: Других нет.
Константин: У меня есть опция не приходить на выборы?
Софико: Нет.
Константин: А испортить бюллетень?
Софико: Нет.
Константин: За Путина. У тебя есть вопросы?
Софико: Нет.
»

В свете последующих событий... нет, как хотите, но бывают в жизни неожиданные повороты... Изменщик коварный? Или, наоборот, надоел и пожалован театром при расставании, дабы утешился после вынужденной замены? Возможны варианты...

А Грудинина снова проигнорировали...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments