dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

По поводу кислых щей

Алексей Битов (poziloy)

Год Театра. Неиссякаемый поток радостных новостей: то в Мытищах погром учиняют, то теннисиста назначают директором Театра кукол, то в другой столице другого кукольного директора отправляют за решётку (освобождают место для ещё одного теннисиста?), то Смоленский театр решают «перепрофилировать» в филиал Мариинского (смоленскому губернатору по фамилии Островский, похоже, не доложили, что драматический и музыкальный театр – разные епархии). А вот и вишенка на торте: с барского плеча одарили собственным театром вечного юношу К.Богомолова. Можно, конечно, посмеяться, что я и позволил себе на ФБ:
«Загадка: СОБлазнил СОБчак и СОБянина – кто такой?
Подсказка: Худрук в поход СОБрался...
Примечание к подсказке: Худрук на Малой Бронной (сокр.) – МАЛьБРук...
»

Дальнейшая судьба фольклорного героя известна (дай ему Бог долгой жизни, я о событии, так сказать, предыдущем). А если серьёзно?

Начнём с того, что поздравим граждан чиновников соврамши. Официальная версия: «Как вы знаете, Сергей Анатольевич Голомазов не так давно принял на себя тяжелую миссию, связанную с художественным руководством театра в Риге», – заявил глава департамента культуры Москвы А.Кибовский (конец мая, цитирую по http://oteatre.info/bronnuu-vozglavil/). Не так давно? Что ж, ещё цитата: «В свой новый, 136-й сезон, Рижский русский театр им. М.Чехова вступает с новым художественным руководителем. Впрочем, наша публика его хорошо знает – это Сергей Голомазов» (12.09.2018, https://rus.lsm.lv/statja/kultura/kultura/sergey-golomazov-vstupil-v-dolzhnost-hudruka-rizhskogo-russkogo-teatra-kultura1kb.a292122/). Конечно, 8 с половиной месяцев – не срок, кто бы спорил.

Впрочем, не хочу катить бочку на Кибовского – маловероятно, что его мнением по поводу кадровых пертурбаций кто-то интересуется. Другое дело – объявлять о столь радикальном решении положено тому, кого не жалко, что и произошло.

Теперь о Богомолове. Противники назначения инкриминируют ему пристрастие к голому театру, болезненное внимание ко всему, связанному с сексом, а также дурную привычку превращать классические тексты в сырьё для подростковых фантазий. Первое обвинение, насколько могу судить, действительности не соответствует – на фоне ряда собратьев по тусовке Богомолов выглядит едва ли не пуританином. Что же до сексуальной озабоченности и изучения текстов по принципу «читал, но не угадал ни одной буквы» – когда б вы знали, из какого сора... Проблема, на мой взгляд, в другом: всё было бы спорно, но терпимо, если бы из богомоловского сора росли хоть какие-то спектакли. Увы...

Нет, отдадим должное нашему мальчику: опять-таки в отличие от некоторых своих «коллег» он имеет представление о театральной режиссуре и даже, по слухам, на заре туманной сценической юности ставил не самые скверные действа; «остатки былой роскоши» порой проскальзывали в его более поздних работах. Вот только он давно уже ставит не спектакли, а перформансы: экс-режиссёр демонстрирует публике исключительно самого себя (а кто не спрятался, подвернулся под шаловливую ручку – Достоевский там или Уайльд, один хрен – в общем, кто не спрятался, перформансист не виноват). Мало того, зачем ему напрягаться, если пипл и так схавает? и пошла откровенная халтура с повторением наработанных приёмчиков. Возможно, в перформансе так и положено; как бы то ни было, от оценки «художественных достоинств» воздержусь (у данного вида деятельности есть свои «таланты», поклонники и даже «аналитики»), но с какого перепоя под их капища отдаются репертуарные театры?

Скажете, насчёт перформансов – моё личное мнение, а другие, напротив, считают, что это и есть современный театр? Даже спорить не стану: если Волга впадает в Саргассово море, а у треугольника восемь углов – тогда, несомненно, главным действующим лицом в спектакле является не персонаж, а постановщик, и все прочие автоматом превращаются в кордебалет.

Есть и другой вопрос, тоже интересный: если то, что делает Богомолов, имеет отношение к театру, то какой это театр? репертуарный?

Между прочим, было у Богомолова выступление в пользу репертуарного театра: «у нас критика ничего не понимает в технологии актерского существования. Ни-хре-на! Именно поэтому критик, видя сырой спектакль, не способен предугадать его развитие. Потом через год придет, изумится – если придет. То есть вы приходите на премьеру, видите, что картошка кипит в воде, выхватываете ее и говорите: «Старик, что-то она у тебя не готова». Вы что, не видите, что она еще варится?!» (http://www.colta.ru/articles/theatre/14699). Но вот ведь беда: богомоловские шедевры для репертуарного театра не предназначены.

По логике вещей, в репертуарном театре успешным является тот спектакль, который идёт регулярно и надолго задерживается на афише. Так вот, в МХТ Чехова Богомолов поставил (если верить Википедии) 9 спектаклей; про самый первый («Событие») не слышал ничего (в текущем репертуаре его нет); «Дракон» (2017 год постановки) тоже улетел; никаких вопросов по «Юбилею ювелира», понятно, быть не может; стало быть, берём оставшиеся 6. Напомню, практически по каждому из них «продвинутая критика» заходилась в экстазе, а что же сейчас? Один спектакль идёт на Малой сцене – «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025», 2016 год постановки; его до окончания нынешнего сезона (с 1 июня по 7 июля) покажут дважды; правда, столько же раз пройдут «Дорогое сокровище» Д.Дьяченко (2014 год постановки) и «Дом» С.Пускепалиса (2011), не вызвавшие особого критического шума, но результат, в общем, неплохой. А теперь взглянем на афишу Основной сцены: из 5 спектаклей «успешного режиссёра-новатора» зрители до конца сезона смогут увидеть только «Три сестры» (май 2018 года) – их покажут 1 раз. Остальные 4 остались в запасе, причём дату последнего показа «Мушкетёров» (которые «Сага. Часть первая», 2015 год выпуска) на сайте МХТ (https://mxat.ru/performance/main-stage/) обнаружить не удалось; «Мужья и жёны» (2017 год) последний раз прошли 23 апреля, «Идеальный муж. Комедия» (2013 год) – 4 мая и только «Карамазовы» (тоже 2013 год) – сравнительно недавно, 21 мая. Для сравнения: «№ 13D» В.Машкова и «Контрабас» Г.Черепанова (оба выпущены в 2014-м) до каникул покажут по 3 раза. Да, конечно, о качестве спектаклей эта статистика не говорит ничего, а вот об их репертуарности (скажем так) – ну, есть немного. Тем более, если учесть уровень раскрутки нашего МАЛьБРука...

Москва, как известно, город контрастов, так что возьмём для контраста Театр на Таганке, где у Богомолова всего одна постановка – «Теллурия»: первый показ на публику – февраль 2019 года, в афише на оставшуюся часть сезона этого названия нет. «Венецианские близнецы» П.Ланди, «Калека с Инишмана» С.Федотова, «На всякого мудреца довольно простоты» В.Мирзоева (2011 и 2012 годы постановки) – есть; идут спектакли Ю.Любимова («Добрый человек из Сезуана», «Тартюф», «Мастер и Маргарита», «Горе от ума – Горе уму – Горе ума»), а вот богомоловского «свежачка» не просматривается. Режиссёр репертуарного театра, да?

Никто себе не враг, и постановки новоявленного МАЛьБРука шли бы, как минимум, каждый месяц, если бы собирали полные залы. Ан нет... то есть сначала зал, допускаю, битком (гонцы за модой плюс свой, подогретый рекламой зритель), а потом... Модников не так много, а круг возомнивших себя «сложными людьми» достаточно узок, и страшно далеки они от театра (как добавил бы вождь мирового пролетариата). Короче, судя по всему, ещё на одном русском репертуарном театре «менеджеры» единого разлива пытаются поставить крест.

Подчёркиваю: как бы скептически я ни относился к Богомолову, речь сейчас не о качестве постановок, а о «репертуарности» оных. Согласен, что «репертуарность» – отнюдь не синоним качества (сложное это дело – репертуарный театр, многие «хочут», да не у всех получается, с «проектами» попроще будет). Но есть два существенных обстоятельства, от которых никуда ни деться. Во-первых, путь наименьшего сопротивления, как известно, ведёт в пещеру, а во-вторых, русский репертуарный театр – это, извините за высокий слог, наша национальная гордость, вот как-то так. И если власть уничтожает национальную гордость – значит, это кому-нибудь нужно (не ищите этого кого-то в условных Гдетотамиях, он обитает намного ближе к Малой Бронной). А продвинуто-обманутая братия политику властей, стало быть, поддерживает и одобряет.

Надо, конечно, послушать и сторонников нового назначения. Вот К.Матвиенко; она воспряла от сладкого гедонистического сна и разразилась дежурной порцией рандомных слов (цитаты: ««Слава», ставшая одним из главных триумфов обновленного БДТ, расколовшая театральное сообщество на лагеря и даровавшая зрителю сладкий гедонистический сон» и «со всеми сопутствующими рандомной художественной политике непростыми обстоятельствами жизни», https://www.colta.ru/articles/theatre/21381-day-vam-bog-zhit-v-epohu-peremen). Мысль степенного искусствоведа, как всегда, прихотлива и высокохудожественна (ху про что): «С середины 2010-х за главными резидентами театрального квартала вокруг Тверского бульвара были закреплены узнаваемые роли: Маяковка Миндаугаса Карбаускиса – про новую жизнь традиции, Электротеатр Бориса Юхананова – про эксперимент и поиск, Театр имени Пушкина Евгения Писарева – про бульвар с человеческим лицом. Сезон 2018/2019 внес в размеренную жизнь «золотой мили» столичного театра интригу: в декабре МХАТ имени Горького возглавил Эдуард Бояков, теперь на Малой Бронной обоснуется Константин Богомолов. Нас ждут интересные времена: спектакль, который готовится к постановке на двух сторонах Твербуля, будет о гибридных формах взаимодействия актуальных художников с властью и со сложно устроенным наследием, спрессованным из разных слоев прошлого».

А это – «Коммерсант», где журналистов, не согласных с линией партии, как известно, не держат: «Сейчас Богомолов – один из самых востребованных режиссеров «среднего» поколения наравне с Кириллом Серебренниковым, а театр на Малой Бронной до сих пор находится в полусне. Кроме того, частые смены художественного руководства затмили яркие моменты его истории, но Константин Богомолов сможет это исправить, считает критик и редактор журнала «Театр» Алла Шендерова: «Тем, в каком театральном поле мы сейчас живем, мы во многом обязаны тому, что делает Богомолов в последние шесть-семь лет.
Он изменил представление о том, каким должен быть современный театр, каким должен быть актер, и очень много дал артистам.
Поэтому то, что у такого человека теперь будет свой театр, можно только приветствовать»... Свой особый подход к русской драме Богомолов не скрывал, по его словам, «театр – дело грубое». Об этом он, в частности, говорил в интервью Ксении Собчак пять лет назад.
«Я не стесняюсь сказать, что люблю пошлость, зрелищность. Я люблю игру и вообще считаю, что театр – это игра, это обман. Я ненавижу скотски серьезное, значит, проживание на театре. И я не люблю такую традиционную русскую актерскую школу»
» (И.Корякин, https://www.kommersant.ru/doc/3984521). Замечателен пассаж про «частые смены художественного руководства» – С.Голомазов пришёл на Малую Бронную в 2007 году. Нет, ребята, из времени вы выпали ещё «радикальнее», чем ваши единомышленники-чинушки; впрочем, свои люди всегда сочтутся славою, не будем им мешать.

Ещё несколько любопытных цитат от самого любителя кислых щей.
«Я уже довольно долгое время живу с неким ощущением того, что я не очень хочу больше заниматься театром, поскольку для меня эта история до определенной степени исчерпана. В той или иной степени я стою на месте, кружусь вокруг чего-то одного... я потихоньку перехожу в кино...» (https://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/bogomolov-412648/).
«Я вообще не верю в театр как таковой... Театр невозможен как форма какого-то пространства, где происходит какая-то жизнь, жизнеподобие, потому что театр абсолютно уступает реальной жизни». (Знакомая басня: «Зелен виноград».)
«Мы недооцениваем феномен этого несчастного КВН, ненавидимого мной, и Comedy Club. Все стали примерно знать, как оно делается». (То есть Богомолов назвал своих конкурентов; согласитесь, оперный певец, рассуждая о своей профессии, не вспомнил бы карикатуристов, а горнолыжник – доминошников. Сказано!)

Что ж, теперь я знаю, как победить разруху. Надо объявить Год Разрухи, и новости не заставят себя ждать.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments