dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Приближался апрель к середине...

Алексей Битов (poziloy)

Надо же! первые строчки этого стихотворения Н.Заболоцкого я тут цитировал в четверг, а на выходные пришла ссылка, напомнившая о третьем четверостишии – «Он стоял и держал пред собою / Непочатого хлеба ковригу / И свободной от груза рукою / Перелистывал старую книгу».

Представили картинку? Стоит человек, держит пред собою (на вытянутой руке, что ли?) хлеб, а другой рукой, значит, книгу перелистывает. Прекрасно, а книга-то где была? В воздухе висела? На земле лежала (у кого-то, как известно, очень длинные руки)? Или из «Фантомаса» – «Третья рука? Бывает, бывает»? Короче, явный ляп, увы...

Но это ещё что! Цитирую: «У нас сегодня жизнь так устроена, что мы едим борщ, параллельно смотрим сериал, пролистываем заголовки новостей, пишем в групповой рабочий чат − и еще где-то фоном играет музыка». Круто! Одной рукой (на одном устройстве) некто пролистывает заголовки, другой (на другом) чатится, в третьей ложку держит... нет, стоп, откуда третья рука? Значит, ложку отбрасываем, лакаем борщ прямо из тарелки, по-собачьи, обе руки свободны. А на экраны (включая телевизионный) смотрим, типа, боковым зрением («Что ж ты, милая, смотришь искоса, / Низко голову наклоня?») Музыка, туш (фоном)! Нет, всё равно как-то не очень, знаете ли... Стало быть, тупик? Не надо грязи, решение существует!

Элементарно: сидите вы безвылазно в своих игрушках, попутно (краем глаза) мониторите дежурный сериал, а заодно и музон какой-то отлавливаете (краем уха). А в это время дежурная добрая душа (няня или фея) кормит вас борщом (с ложечки) и приговаривает: «За маму!»... «За папу!»... «За тётю МММ!»... «За дядю Ханса-Тиса!»... «За руку дающую и борщ неиссякаемый!» Вот как-то так.

Ладно, давайте о грустном, что ли. Слово режиссёру: «Я работаю с классикой в основном, то есть с текстами, имеющими большой опыт прочтений, постановок, интерпретаций». И тут же: «Если человек приходит в театр и не знает даже названия спектакля, на который он пришел, и вдруг предъявляет претензию, что ему показывают не то, возникает вопрос: а что «то»? Правила хорошего тона предполагают, что, собираясь в театр, нужно найти хотя бы пять минут, чтобы узнать хотя бы сюжет, если это возможно. Но прочитать три строчки анонса, которые сегодня делают все театры, − необязательно читать рецензии или пьесу». До правил хорошего тона мы непременно доберёмся, а пока озадачимся вопросом: чтобы иметь представление о классическом сюжете (для примера: «Макбет», «Маскарад», «Кармен», «Шинель», «Гедда Габлер», «Онегин», «Электра», «Три сестры»), зритель должен прочитать три строчки анонса? Впрочем, если учесть, что читает этот зритель по складам (иначе на «три строчки» не ушло бы «пять минут»)... понятно, такому зрителю «Курочка Ряба» не по зубам, там слишком много букофф.

Но зрителя, каким бы он ни был, учитывать необходимо: «Я всегда стараюсь отдавать себе отчет, в каком городе я делаю спектакль, в каком театре и какая публика придет. Я считаю это своей обязанностью − видеть будущее спектакля, видеть, с каким зрителем будет иметь дело этот спектакль... Я обязан это учитывать, я несу ответственность за продукт». Странно, конечно, только что было три фактора («Есть три фактора: чего хотел автор, чего хочу я и что хочет театр»), и вдруг ниоткуда возник четвёртый − чего изволите-с? Заметьте: речь не о всех зрителях, хватит и узкого круга, где претензии считаются моветоном (кстати, заинтересовать эту публику театром несложно − достаточно натянуть презерватив на шекспировский «Глобус»...) Смущает, впрочем, другое: представления нашего режиссёра о своём зрителе весьма оригинальны: «в Новосибирске никогда не было спектаклей по Кафке вообще, как и абсурдистской литературы − ничего вообще; то есть спектакль «Процесс» − это своего рода первая встреча города с важным материалом». То есть до 2016 года никто в Новосибирске ни о каком Кафке слыхом не слыхивал, да? Конечно, те, кто читает три строчки за пять минут, могли и не слышать, но в Новосибирске, однако, более полутора миллионов жителей... а д'Артаньян среди них, похоже, только один... принимайте соболезнования, шевалье!

Д'Артаньян, как известно, стремился на войну, но тогда и времена были другие − Средневековье, ятить. Современные шевалье не настолько кровожадны: «я бы никогда не стал делать спектакль про войну... Про настоящую войну невозможно говорить, не побывав на ней». То ли дело «Три сестры» − тема «В Москву! В Москву! В Москву!» знакома нашему режиссёру не понаслышке, это понятно. А где, если не в Белокаменной, любят спектакли-однодневки? Отсюда вопрос: «могу ли я на территории театра устроить такую встречу сегодняшнего дня и великого драматического текста, которая возможна и осмысленна только сегодня?» Правильно, сегодняшние шедевры завтра уже никому не интересны, за ночь новые наваяют. Новая реальность, типа.

«Я хочу в театре этой новой реальностью заниматься, находить для нее сценические средства и измерение». Спросите, а зачем, если «в результате это все равно будет история о том, как за два часа полностью изменилась жизнь четырех человек. Как у Ибсена»? Спросите, зачем множить сущности сверх необходимости? Эх, господа, ответ давно известен: всё равно будет история о том, как необходимо передать вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что , что вот, ваше сиятельство, или превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Как у Гоголя («Ревизор», Действие четвёртое, Явление VII). Что в сегодняшнем «осмыслении», что во вчерашнем, что в завтрашнем; от замены Бобчинского на Добчинского (или Жобчинского) ни смысл, ни сумма не меняются. На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

И последняя часть, совсем грустная. Когда «новаторские» монологи выдают в эфир прапраправнуки К.Пруткова и двоюродные племянники Е.Сазонова, это смешно. Когда тем же самым занимаются всяческие пост-энтузазисты, это не менее смешно. Но когда некто заученно и монотонно громоздит одну неувязку на другую... это, как хотите, слишком похоже на монолог зомби. Не смешно. Ни разу.

Мораль? Что вы, какая мораль, нет такого слова, устарело. От морали следует немедленно излечиться. Во всяком случае, того требуют новые правила хорошего тона; получите и распишитесь: «Функция искусства и искусства современного очень лечебная для общества... Функция художника − ниспровергать моральные основы». О, как!

Если кто не догадался, героя сегодняшнего хоррора зовут Тимофей Кулябин. А вот и ссылка − http://dianov-art.ru/2018/12/14/timofej-kulyabin-funkciya-xudozhnika-nisprovergat-moralnye-osnovy/?fbclid=IwAR1ncMoMlMZGu2OWtOJoGzQExXix_HpiszpdZSwcUJSIYddAgM252e8YLt8.

Лечебная функция, да.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments