dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Здесь и сейчас

Алексей Битов (poziloy)

Конечно, о каждом из этих спектаклей можно было бы написать отдельно, но у нас нынче мода на всякие объединения, отставать негоже. Что ж, ограничусь обзорной, так сказать, экскурсией.

На «Бедность не порок» шёл, честно говоря, с опаской: 3 года назад в «Щуке» это была шикарная работа режиссёра А.Коручекова и его ребят; все говорили, что спектакль и курс в целом нужно сохранить, но дальше разговоров дело не пошло. Благо, ребята не разбежались, года полтора мыкались со своей «Бедностью» по разным площадкам, пока Театр Вахтангова не приютил их на Симоновской сцене. На Новой сцене, чего уж там, было бы вольготнее, но у вахтанговцев, наверное, были свои резоны... впрочем, собственный угол просторнее, чем чужие хоромы, это уж по-всякому.
Между прочим, Театр Вахтангова в накладе не остался: получил в афишу очень вахтанговский спектакль. Во всяком случае, есть такое ощущение.

А опасения мои были другого рода. Как ни странно, большинство ребят из того выпуска не были востребованы нашими театрами; видел тогда на спектаклях нескольких столичных худруков, они хлопали, чуть ли не «Браво!» кричали, но никого себе, однако, так и не приглядели. Стало быть, уже почти 3 года ребята в основном вынуждены поддерживать форму самостоятельно, а это дело трудное, однако.

Что ж, рад убедиться: опасения мои не подтвердились; да, шероховатости кое-где проскальзывали, но точно не открою Америки, если напомню, что театр – дело живое. А спектакль, однако, жив-живёхонек, причём акценты, пожалуй, несколько сместились: теперь на первый план вышли братья Торцовы, Гордей и Любим. Причём если Любим (Ф.Парасюк) так или иначе всегда был на первом плане, то Гордей (А.Зонненштраль) на первых показах оставался как бы в тени, а потом стал набирать обороты и оказался главным действующим лицом. При этом ни у Парасюка, ни у Зонненштраля постоянной сценической практики, насколько знаю, нет, так что ребята – вдвойне молодцы. То же самое, конечно, надо сказать о Е.Маляр в роли Любови Гордеевны – можно сказать, лирической героини. Но что самое удивительное – сохранился ансамбль; полагаю, не только потому, что их хорошо учили (а учили хорошо, сомневаться тут не приходится), но и потому, что вместе им весело и интересно. Может быть, правду говорят, что самые прочные союзы возникают там, где всё, казалось бы, против них?

А вот в «Снимается кино» (Маяковка, Сцена на Сретенке, режиссёр Ю.Иоффе), наоборот, собраны, как говорится, актёры разных поколений. Спектакль вышел в феврале, посмотрел я его почти сразу, а сейчас у нас апрель, и что-то, скорее всего, устаканилось. Но могу судить только о варианте двухмесячной давности, так что не обессудьте. И тот спектакль был абсолютно неправильный, но при этом, безусловно, живой. Почему неправильный? Во-первых, хоть убейте, не увидел я там материала на 4 часа; при этом затянутостей и «провисов», как ни странно, больше во втором действии, которое значительно короче первого (часть возможных «провисов», кстати, режиссёр убирает на корню, ликвидируя паузы как класс: сцены накладываются одна на другую, и темп удерживается, но так происходит не всегда). Во-вторых, есть явные вторичности, почти цитаты (и «Восемь с половиной», и «Осенний марафон»), причём цитаты не обыгрываются, а посему выглядят «самопроизвольными». В-третьих, некоторые персонажи не «складываются» в цельные фигуры. Не впечатлил меня и Чиновник Минкульта, выполненный в жанре откровенной карикатуры – слишком очевидно, слишком в лоб. Удивила и телефонная будка: на мой взгляд, эта будка и висевший в ней аппарат не сочетались между собой, что несколько напрягало. Но в таком случае – почему спектакль живой? Надо полагать, прежде всего, потому, что так природа захотела, с неё и спрос (речь, естественно, о природе театральной, ни о какой другой). Есть атмосфера, и никто не слоняется по сцене, не зная, куда приткнуться и чем себя занять. Очень, на мой взгляд, хорош в главной роли А.Фатеев, а рядом с ним здорово работает Е.Парамонов (Главный редактор киностудии). И ещё двух актёров хотелось бы отметить – А.Гусева (Кинооператор) и М.Глебова (Звукорежиссёр); роли у них небольшие, но именно они открывают спектакль, задавая ему нужный курс; там, где этого не происходит, зритель уходит на другую волну, и выправиться уже проблематично.

Что касается главной героини, Ани (А.Дьячук) – тут всё же неоднозначно. Актриса яркая, с хорошей энергетикой, всё так, но персонаж (для меня) получился какой-то бесплотный, «девушка вообще», хотя из спектакля это никак не вытекает. Возможно, конечно, мне просто не повезло, день на день не приходится, театр – дело живое (если речь, конечно, не о халтуре или системных изъянах). А в живом деле всё поправимо и не исключено, что уже поправлено (всё-таки где февраль, а где апрель?) Это к тому, что плюсов в спектакле Маяковки для меня ощутимо больше, чем минусов, и злобствую я тут в данном случае потому, что хотелось бы ещё большего «перекоса» в положительную сторону. В конце концов, «Снимается кино» ещё не вышло из младенческого возраста, ему ещё набирать и набирать. А почему бы и нет?

И вот, что ещё надо сказать о спектакле «Снимается кино». Одну из ролей в нём должна была играть Галина Анисимова. Она умерла 6 декабря, за 2 месяца и 10 дней до премьеры. В том, что получился живой спектакль, есть, несомненно, и её заслуга, и о ней обязательно нужно вспомнить.

Тут, наверное, надо бы поставить точку, но есть ещё один спектакль, о котором хочется сказать. Название у спектакля несколько загадочное – «Стелла и Джой из шляпной коробки», но в основе – «Милый лжец», известный практически всем (не один к одному, но «по мотивам»). Так вот, Стеллу Патрик Кэмпбелл играет Е.Стародуб; до этого я никогда не видел её в реале и по ходу дела не мог понять – это она в роли или как? После спектакля немного поговорили – оказалось, нет, ничего общего, совсем другой человек. Но погружение в роль, я бы сказал, абсолютное – или, во всяком случае, предельно близкое к этому. Редкий случай в моей зрительской практике, не сомневайтесь. Конечно, надо отдать должное самой актрисе, но нечестно было бы не назвать режиссёра (С.Старчиков, он же Дж.Б.Шоу), а также театр, который их приютил («Театральный особняк»).

Странные времена: спектакли, которые стоит смотреть, зачастую «бомжуют» (два из трёх, однако) и хорошо, если находят себе пристанище, а в это время...

Ладно, не будем о грустном.
По крайней мере, сегодня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments