dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Такое невесёлое кино

Алексей Битов (poziloy)

4 апреля 2019 года умер Георгий Данелия – режиссёр, который (то ли в шутку, то ли всерьёз) жаловался, что его всё время путают с Марленом Хуциевым. Как в сцене из «Мимино», вырезанной из прокатной версии: один японец говорит другому, глядя на двух кавказцев – «Эти русские все на одно лицо».

Кто-то написал, что смерть, возможно, тоже перепутала двух режиссёров, и вернулась, чтобы исправить ошибку. Чёрный юмор – а что ещё остаётся при таких потерях? А фраза «теперь уже можно сказать точно, что эпоха советского кино окончательно закрылась и закончилась» сказана, вроде бы, всерьёз, но это не так: фильмы остаются, и некоторые из них живут намного дольше, чем их создатели. Среди этих некоторых (немногих) окажутся и фильмы Хуциева, и фильмы Данелия – тут к гадалке ходить незачем.

Нет, конечно, они ничуть не похожи, у каждого – своё лицо. Фильмы Хуциева, в общем-то, «атмосфернее», медленнее, бессюжетнее (при том, что и Данелия снимал отнюдь не «экшн»), кадры длиннее, диалоги изобилуют подтекстом (из чего, понятно, не следует, что в фильмах Данелия мало подтекста, но у Хуциева видимая-слышимая часть предельно мала). Кто лучше, кто хуже – вопрос в данном случае дурацкий: на этом уровне уже нет ни худших, ни лучших, а если даже кто-то выше кого-то – нам отсюда не разглядеть. Хотя трудно не заметить, насколько они разные.

Тем не менее, их путают. К примеру, Данелия называют «шестидесятником» – а он тут, в отличие от Хуциева, никаким боком. Можно, конечно, вспомнить «Я шагаю по Москве», но там очень заметна рука Шпаликова, от которой режиссёр явно пытался уйти (сравните с «Заставой Ильича», при всех перекличках двух сценариев). Между прочим, в «Я шагаю по Москве» (и даже в более раннем «Пути к причалу») уже заметно уникальное свойство Данелия: естественно, он любит своих героев (иначе «кина не будет»), но это не мешает ему над ними подсмеиваться, чтобы не сказать – дружелюбно подстёбываться (вспомните, как минимум, «Ларысу Ивановну хачу» или «Скрипач, вместо того, чтобы все время думать, что ты первый грузинский космонавт и что тебе Нобелевскую премию дадут, верни ложку, которую ты у нищих артистов украл»). И ещё массу отличий найти можно, даже не присматриваясь особо.

А как иначе-то? Нет, всегда были режиссёры, похожие друг на дружку, как два клона, но как их запомнить, неотличимых? Другая крайность, понятно, ничем не лучше (не важно, как, лишь бы отличаться), но мы же сейчас не об этом... А настоящее всегда основано на одном и том же элементарном принципе: что видишь, то и пиши... как видишь, так и снимай. Дальнейшее – это уж как Бог даст, извините, главное – самому не оплошать.

И снова о двух москвичах тбилисского «разлива». В далёкие советские времена кино снимали во всех республиках, Самым мощным и разветвлённым было, естественно, российское, русское кино, а самым «генетически узнаваемым» – безусловно, грузинское. Так вот, Хуциев был абсолютно русским режиссёром, а Данелия, похоже, единственный, кто существовал как бы в двух мирах – не одновременно, но по очереди: сняв «Тридцать три», переходил на «грузинскую половину» («Не горюй!»)... и опять Россия («Афоня») – Грузия («Мимино») – Россия («Осенний марафон»)... Иван Сергеевич Травкин – Бенжамен Глонти – Афанасий Борщов – Валико Мизандари – Андрей Бузыкин... Пожалуй, признаюсь (как бы в скобках), что грузинские фильмы Данелия для меня весомее, что ли, но тут уж, как говорится, на вкус, на цвет...

А два «рукава» всё-таки должны были как-то сойтись. Это случилось, но не в России, не в Грузии, вообще не на планете с несчастливым номером в Тентуре (013, однако)... На Плюк попадают два героя, русский и грузин, и они там – скованные одной цепью: наивный грузинский юноша и ироничный, закрытый, вполне себе приземлённый русский прораб (заметьте, кстати: типаж совсем не любшинский, а вот поди ж ты, как сошлось...) Гедеван и Владимир Николаевич. Вроде бы, больше внимания привлекает другая пара – Чатланин и Пацак, Уэф и Би, два клоуна (маленький толстый и высокий худой, как положено), но у них своя задача, игра на понижение, а главные герои... нет, совсем не они. Другое дело, жизнь показала, что чатлан и пацаков среди нас больше, чем прорабов и скрипачей, но в 1986 году это было ещё далеко не очевидно, и хотелось верить в лучшее. А нам вместо лучшего показали правду... реальность, к которой мы не были готовы... Может быть, поэтому многие (и я в том числе) поначалу фильм «Кин-дза-дза» восприняли холодно, пришлось потом пересматривать. Да, не простой фильм, совсем не простой...

И вообще: «Девочка, вы тут самые умные? Это вам кто-нибудь сказал или вы сами решили?» За этот эпизод – отдельное спасибо.

Ну, и такой диалог:
«– А у вас на Земле все еще моря есть?
– И моря есть, и реки, и порядочные люди есть, господин Уэф.
– Дикари, плакать хочется
».

Представляете? ни морей, ни рек, ни порядочных людей... О, дивный новый мир...

Плакать действительно хочется.
Но по другому поводу.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment