dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Как подбивают клинья (окончание)

Алексей Битов (poziloy)

Первая часть поста начиналась, если помните, с двух цитат: «Теллуровые клинья зороастрийцев, забитые в определённое место головы, вызывают у человека устойчивое эйфорическое состояние и чувство потери времени. Однако нередок и летальный исход» (В.Сорокин, «Теллурия», глава XXVII) и «Вопрос: с чем можно сопоставить этот гвоздь в нашей действительности?» (М.Немцев, «Взыскуемый гвоздь», http://gefter.ru/archive/10608).

Вот с этого места поподробнее.

Спрашивается, откуда у такого убогого зрелища («слушалища») как «Теллурия» могли появиться поклонники? Восприятие спектакля – дело субъективное: кому арбуз, кому свиной хрящик, кому поп, кому попадья, а кому и попова дочка? Да, конечно, но всё-таки до известного предела. Восприятие фигурного катания тоже, знаете ли, субъективно, но если карапуз, выехав на лёд, сразу шлёпнулся и пролежал всю программу – не странно ли видеть его на верхней ступеньке пьедестала? Нет, у судей вполне могли быть свои резоны (не самые, скажем так, спортивные), но ликующие болельщики – они что, дружно ослепли? Или как?

Может быть, Фея Тусовка (повелительница лавров) расчесала Крошку Цахеса волшебным гребешком, и теперь он кажется публике замечательным оратором, искусным наездником, учёным, поэтом, музыкантом и т.д.? Пожалуй, только подобного объяснения – не маловато ли будет?

Один из эпизодов богомоловской «Теллурии»: актриса, покачиваясь на стуле, декламирует нараспев: «Ширится степь. Покорно предо мною расстилается.
Под копыта белой кобылицы моей стелется бескрайняя степь. Кто измерит степь? Чем измерить простор ее? Только стрелой верного арбалета моего да разбегом неистовым кобылицы моей. Да полетом желаний моих.
Хэйя!
» и т.д. (глава XLVII у Сорокина). Честно сказать, для меня это был эпизод с конкурса чтецов, не более того, но я – ни разу не гипнабельный. А вот одному знакомому (не поклоннику Богомолова), как выяснилось, от такого «распева» стало плохо – словно кто-то чужой попытался проникнуть в его подсознание.

Глюк? Хорошо, посмотрим, что пишет поклонница Богомолова: «Ограничение почему-то 16 плюс, я бы поставила 21+, потому что девочка лет 17, сидящая позади меня, с истерикой вылетела через 20 минут спектакля. Нежное поколение, ты ж посмотри». И ещё: «Ко второму действию люди, сидящие на противоположной стороне от меня, начали крениться в разные стороны и растекаться, не отводя глаз от сцены. Эта настоящий театральный транс. Имею вам сказать, что когда Миркурбанов говорит с придыханием "Я без ума от вас" – в розовой массе женского сердца что-то томно чавкает...» Не буду заострять внимание на чавкающей сердечной массе («тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения»), интереснее другое: «люди... начали крениться в разные стороны... не отводя глаз от сцены. Эта настоящий театральный транс».

Оно разве не похоже на сектантские «моления» или, если брать шире, на сеанс зомбирования? На вбивание, грубо говоря, «теллурового гвоздя»? Прямо по методичке: с дружным покачиванием и заунывным распевом...

Конспирология, говорите? Нет; скорее, к сожалению, дедукция: «Отбросьте всё невозможное, и то, что останется, будет ответом, каким бы невероятным он ни оказался». Кстати, в том же «Знаке четырёх» есть менее известная, хотя и не менее существенная фраза: «поведение целого коллектива можно, оказывается, предсказать с большей точностью». И когда в этот «коллектив» (секту) попадает кто-то новый, ему трудно сохранить свою «отдельность» – сначала «Миллионы мух не могут ошибаться», а потом «Коготок увяз – всей птичке пропасть». Что характерно, среди тех, кого затянуло в сектантскую «мясорубку», попадаются самые разные люди – честные, неглупые, зачастую отнюдь не пещерные, иногда и не бездарные. Это – зараза, которая может пристать практически к любому, как любой может заразиться холерой, будь он хоть семи пядей во лбу...

А Богомолов... Как бы он ни халтурил и что бы ни делал вообще, его место в «новаторских» святцах, похоже, незыблемо. А куда деваться? Теллуровый гвоздь уже забит. В темечки, не успевшие увернуться.

Теллуровый клин, куда ни кинь.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments