dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2019, март: трое

dik_dikij и poziloy

Печальные итоги второй половины марта в один пост всё равно не уместить. Сегодня – отдельная часть.

26 марта 2019 года умер Нодар Мгалоблишвили. Он много лет служил в театре, откуда и был приглашён на свою самую знаменитую экранную роль (вроде бы, М.Захаров увидел актёра в роли Яго и опознал в нём Графа Калиостро). Как и следовало ожидать, «Формула любви» оказалась формулой славы – несмотря на то, что Мгалоблишвили недолюбливал кино как таковое («в театре, во время репетиции, у меня есть какая-то свобода, когда я все делаю, а во время съемки пять минут снимают, а потом два часа стоим. И болтают… Я не могу так. Непонятно: пять минут – и всё»). Понятно, необычные, запоминающиеся глаза актёра предполагали роли определённого плана – Царь Орлов и Царь Воронов, старый Дон Жуан (в версии, позаимствованной у К.Чапека), криминальный авторитет и инфернальные злодеи. А на сцене Мгалоблишвили, между прочим, сыграл не только Яго, но и Трусоцкого (трудно себе представить, правда? но ведь было, было...
«Знаете, актер должен играть для себя. Это, может быть, неправильно сказано. Но если он играет на зрителя – это плохо. То есть иногда он должен чувствовать, что перед ним – не сцена. Был такой случай: шел спектакль «Потомство», Верико Анджапаридзе играла мою бабушку. И там есть сцена: когда она уходит за кулисы (в другую комнату) и ее последний взгляд устремлен на меня – героиня очень любит своего внука... Она смотрела на меня, уходила и напоследок улыбалась всегда.
В один прекрасный день мы, как обычно, играли: она взглянула на меня и уже должна уйти, но вдруг подошла ко мне. Подошла – и смотрит, смотрит, и у нее потекли слезы. И это так подействовало на меня, что я тоже заплакал. Она улыбнулась и ушла. Больше такого не случалось никогда. Это был единственный случай. Но его я запомнил на всю жизнь. Мы абсолютно забыли, что стоим на сцене... Из таких минут, по-моему, и состоит искусство. Но это очень редко случается...
Когда я работаю, главное – режиссер. На репетициях. А когда спектакль – я забываю все, и идет какой-то подсознательный процесс. Режиссер должен довести актера до той точки, когда все случается уже внутри, а не просто выйти и показывать или часами объяснять
» (http://www.novayagazeta.ru/data/2003/56/25.html , 2003 год).
И ещё: «Самоутверждение – обязательный процесс в человеке, но только не напоказ...»
А смерть... «Не надо бояться смерти! Необходимо приучить себя к тому, что бояться нельзя. Да и откуда ты знаешь, что никого не увидишь после?» Только Граф Калиостро претендовал на физическое бессмертие, да и то не факт, что говорил правду.
«Формула любви» – https://ok.ru/video/25585388109 (смотрите с 4-й минуты).
Н.Мгалоблишвили, 15.07.1931 – 26.03.2019


21 марта 2019 года умер Пётр Зайченко. В начале 1970-х он несколько сезонов служил в Волгоградском драматическом театре (по данным kino-teatr.ru), но никаких подробностей мы не нашли. Чуть больше известно о работе актёра в другом волгоградском театре, Казачьем музыкально-драматическом: «Казачий театр открылся спектаклем "Я пришел дать вам волю", в котором Петр Петрович сыграл главную роль» (https://www.facebook.com/groups/kazachiytheatre/). А ещё была Филармония: «Здесь он сделал множество художественных произведений в так называемом театре одного актера: это "Холстомер" и "Севастопольские рассказы" Льва Толстого, "Сашка" Вячеслава Кондратьева, "Усвятские шлемоносцы" Евгения Носова и другие» (http://rusactors.ru/z/zaychenko/index.shtml).
В кино Зайченко дебютировал, как ни странно, уже за 40. С первой ролью ему и повезло, и не повезло: повезло – поскольку это была главная роль в уникальном (без преувеличения!) фильме «Парад планет», а не повезло – потому, что там было сразу 5 главных ролей плюс ещё одна, если можно так выразиться, самая главная; даже если не говорить об О.Борисове (самом главном), все 4 партнёра Зайченко были достаточно известны и по определению привлекали большее внимание, чем новичок, которого, по сути, проглядели, хотя он был абсолютно на месте.
Через 6 лет вышел «Такси-блюз» с двумя Петрами, Мамоновым и Зайченко, и, тогда, наконец, волгоградский актёр перестал быть экранным «ноунеймом». Роли, можно сказать, пошли косяком («Затерянный в Сибири», «Прорва», «Завещание Сталина», «Мусульманин», «Концерт для крысы», «Русский бунт», позже – «Пассажирка»), хотя главными их не назовёшь (за исключением, может быть, Хомяка в «Грозе над Русью»). Снимался Зайченко и у режиссёров «новой волны»: «Ситуация в российском кино сложная... всё равно я полон оптимизма в отношении молодого кино. Рад, что на старости лет довелось сниматься у молодых режиссёров. Борис Хлебников, Игорь Волошин, Слава Росс» (http://www.vlg.aif.ru/culture/movie/v_rodnom_gorode_dlya_menya_raboty_ne_bylo_citaty_aktera_petra_zaychenko). Кроме того, назовём два фильма испанского режиссёра Э.Габриэля («Крапачук» и «Маленькие судьбы») и, куда же без них, отечественные сериалы – «Дальноойщики», «Участок», «Хиромант», «Тарас Бульба». В сериале «Борис Годунов» Зайченко сыграл Патриарха Гермогена – это его последняя роль.
Но при всём при этом... «Когда я дебютировал в «Параде планет» у Вадима Абдрашитова, моими партнёрами были замечательные актёры, в частности великий Олег Борисов. И где-то после недели съёмок он сказал: «Ну, вот что, чудак волгоградский, снимать тебя будут, сколько проживёшь, но узнавать тебя нормальные люди не будут никогда. У тебя такое свойство: ты на экране совершенно другой». Как в воду глядел» (vlg.aif.ru).
«Парад планет» – https://www.youtube.com/watch?v=rAjNo_9nBAg (Крокодилыч появляется на 6-й минуте, но смотреть, пожалуй, лучше с 29-й).
П.П.Зайченко, 01.04.1943 – 21.03.2019


19 марта 2019 года умер Марлен Хуциев, Мастер со странной судьбой. Почему странной? Обратите внимание на датировку его работ: свой первый фильм он снял как сорежиссёр («Весна на Заречной улице», 1956), потом – «Два Фёдора» (1958), «Застава Ильича» (1964), «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970). А следующий фильм (документальные выносим за скобки) – только в 1983 («Послесловие»); ещё через 8 лет – «Бесконечность»; последний фильм Хуциева – «Невечерняя» – так и не был завершён. Итого: 5 фильмов за 14 лет (ну, хорошо, 4 с половиной) и 3 – за следующие почти 50. Не удивляет?
В чём причина? В перфекционизме? Да, наверное, не без этого, но не настолько же... В порядке рабочей гипотезы (не факт, что она верна, но всё-таки) – Хуциев был шестидесятником. Сейчас это понятие стало чуть ли не ругательным, но это – форменная глупость, подхваченная людьми, знающими о тех временах понаслышке.
1960-е были временем надежды – появился какой-то воздух, и, по крайней мере, кино и проза ушли от персонажей на котурнах или, проще говоря, повернулись к живому человеку. В других областях (в том числе в искусстве) это ощущалось меньше, если ощущалось вообще, а тут... Кстати, к поколению тех прозаиков-шестидесятников относились не только «лейтенанты», но и практически все наши основные «деревенщики» (Ф.Абрамов, В.Шукшин, В.Распутин, В.Белов, Б.Можаев) и во многом близкий к ним В.Астафьев. И не надо в очередной раз переписывать историю задним числом, что бы там ни жужжали в уши новые и новые переписчики.
Вернёмся, однако, к кино. Г.Полока, А.Тарковский, А.Митта, В.Мотыль... этот список можно продолжать и продолжать. Хуциев был не просто одним из них – он стал их, извините за пафос, знаменосцем. И когда форточку захлопнули (на рубеже 1960-х и 1970-х), он ощутил «кислородное голодание» острее всех. Даже при том, что его не предавали анафеме и не лишали права на профессию. Просто ушла надежда, а без неё всё застопорилось. Вот такая гипотеза. Можете не соглашаться, конечно, но процитируем самого Хуциева: «Наталья Михайловна Торчинская [киноредактор], посмотрев «Июльский дождь», сказала: «Вы знаете, Марлен, очень грустные ощущения. Я посмотрела картину, а мне грустно. Дело в том, что «Застава Ильича» была картиной надежды, а это картина разочарования». Разочарования в чем-то» (https://daily.afisha.ru/cinema/11518-vechnye-mne-20-let-odno-iz-poslednih-intervyu-marlena-hucieva/).
Не станем кривить душой: Хуциев не хотел и не собирался примыкать к кому бы то ни было и на вопрос «Ваше имя принято связывать с поколением "шестидесятников", а ваши картины – соответственно, манифестами этого поколения. Вам самому подобное отношение к вашему творчеству нравится?» ответил так: «Нет, я все эти ярлыки не люблю. Никогда не задумывался о том, что я "шестидесятник" или еще кто-то.... Мои ранние фильмы иногда называют портретами эпохи, но сам я их никогда так не воспринимал – все они были исключительно плодом моих личных размышлений о том, что меня волнует. Они по сути дела авторские, хотя их тогда таковыми не считали, потому что термин "авторское кино" в то время означал какие-то эксперименты с формой. Меня же форма всегда интересовала меньше всего. Ничто ведь не стареет так быстро, как картины, которые поначалу поражают своей формой» (https://rg.ru/2015/08/05/khuciev.html). Никакого противоречия с нашей «гипотезой» мы тут не видим: человек становится «голосом» своего поколения не потому, что хочет им стать (многие хотят), а потому, что так получилось – вне зависимости от его желаний. Вопрос тут в особом устройстве глаза или горла; желающих угадать «выигрышные цифры» просим не беспокоиться.
И снова из интервью в rg, уже другая тема. Вопрос: «Но вы же отдаете себе отчет в том, что форма того же "Июльского дождя" для советского кино была вполне новаторской?» Ответ Хуциева: «Возможно. Просто я не знаю, в чем там форма – я делал нормальную реалистическую картину... Возвращаясь к форме "Июльского дождя", скажу, что вся его импровизационность – это видимость. Там каждая сцена и каждая реплика тщательно отрепетированы... Когда мы начинали, мы искали свою тему, думали о том, что мы хотим сказать. А сейчас режиссеры думают не об этом, а исключительно о востребованности, о вкусах публики. И оказывается, что эти вкусы весьма далеки от искусства. Конечно, в советском кино хватало и пошлости, и конъюнктуры, но другого порядка. Но все это сосредотачивалось вокруг официальных тем...»
И последние цитаты на сегодня, из другого интервью. Вопрос: «Есть ли, с Вашей точки зрения, преемственность между советским кинематографом и российским. Или все-таки образовался некий разрыв?» Хуциев: «Образовался разрыв. Очень редко когда возникает преемственность, вот так сразу ни одного примера не приведу. Да, образовался разрыв. Понимаете, у советского кинематографа была определенная общественная задача. И во многом благодаря кинематографу, с его помощью, воспитывались поколения.
А сейчас? Скажем, идет поток, особенно на телевидении, криминальных картин – это же невозможно смотреть...Я принципиально против «чернухи», потому что жизнь в любом случае никогда не состоит из одной краски. Это первое. Во-вторых, я считаю, что искусство должно оставлять надежду. Литература, искусство без морали невозможны, как говорил Л.Н.Толстой. А когда только чернуха – это аморальность, в общем-то
...» (https://www.postkomsg.com/interview/196617/).
И далее, там же. Вопрос: «Как Вы относитесь к цензуре? Некоторые деятели культуры и искусства считают, что сегодня она была бы кстати…» Хуциев: «Я на своей шкуре в полной мере испытал цензуру. На всех моих картинах, исключение составляет лишь «Весна на Заречной улице», цензура оставила свой след. Даже в такой невинной картине, как «Два Федора», меня заставили вырезать один очень дорогой для меня кусок. Под предлогом того, что он-де пессимистичен... При этом, конечно, люди, которые занимались цензурой фильмов, были разными. Вот, например, на моей картине «Застава Ильича» был замечательный редактор Наталья Михайловна Торчинская. Она никогда мне не навязывала ничего цензурного. И я ей глубоко благодарен. А вот когда она на какое-то время ушла в отпуск, у меня тут же «пощипали» какие-то эпизоды, реплики.
Редактор нужен. Редактор – это не цензор. К сожалению, зачастую редакторы превращались именно в цензоров. Но настоящий квалифицированный редакторский взгляд необходим кино. Так же, как он нужен, например, литературе
».
На этом, пожалуй, и остановимся.
Шестидесятые ушли, как волна, когда минует
Наш любимый «Был месяц май». Уже не шестидесятые, а то, что было раньше них и осталось, когда они ушли – война. https://www.youtube.com/watch?v=tuDhg4PKnGw.
Будет время – посмотрите обязательно. Или пересмотрите.
М.М.Хуциев, 04.10.1925 – 19.03.2019
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment