dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Рука Всевышнего...

Алексей Битов (poziloy)

Позавчера мы выложили ссылку на фильм «Старая, старая сказка». А помните, кто в этом фильме – главный герой? солдат? нет, солдатом он стал только в сказке, по жизни он – кукольник.

А вчера, 21 марта, был Всемирный День Кукольника (официальное название – World Puppetry Day). Впрочем, есть тут некая тонкость (из серии «Трудности перевода»): строго говоря, Puppetry – это кукольный театр, а слово «кукольник» по-английски выглядит немного по-другому: puppeteer (похоже, но не одно и то же!)

Конечно, День Кукольника – не самое удачное название: некстати вспоминается небезызвестный Нестор со своим «Рука Всевышнего Отечество спасла». Увы, с Днём Кукольного Театра не лучше: «Вроде бы, всё правильно, но как-то совсем безлично. Приходится согласиться на кукольника». Извините, повторяемся, но кукольный театр не может быть безличным.

С.В.Образцов, Е.С.Деммени... и многие-многие другие. Что ж, вспомним хотя бы троих.


Владимир Захаров, создатель театра «2+Ку», до нынешнего Дня Кукольника не дожил – он погиб 1 февраля. ««как я стал кукольником? Я был робототехником, работал в НИИ, занимался разработкой, внедрением в производство, автоматизацией технологического процесса уже 7 лет. Однажды спросил про автоматизацию в театре кукол. Мне нравился тот театр кукол, что появился в Томске в 1983 году. В 1984 году там начали играть спектакли, в 1985 я пришел их посмотреть, а в 1986 уже работал в «Скоморохе». Сказал, что я кибернетик, и услышал, «Вот нам как раз такие люди и нужны!»... Понял: здесь, в театре, гораздо интереснее, бросил институт и туда перешел... Я ушел и стал делать спектакли. Четыре года в «Скоморохе» проработал, а затем почувствовал, что стал там не нужен. Придумал куклу на запястье, уволился и с ней в 1991 году сделал свой театр.
Я если чего умею, то того добился с большим трудом. К моим живым куклам это тоже относится. Зато я знаю, как сделать интересно и не боюсь ни за что браться... Сюда вообще два типа зрителей приходит: те, которым это действительно нужно и те, кого привозят как на экскурсию. Вторые, конечно, уставшие, они в тихом теплом месте засыпают. А те, кто наслышан, приходят в выходные, им интересно смотреть» (https://obzor.westsib.ru/article/447967---ja-esli-chego-umeju-to-togo-dobilsja-s-bolshim-trudom-vladimir-zaharov-i-ego-teatr-2ku?fbclid=IwAR2m7Zo1P4vludS8E_iaF6KNG-_ExtsQ-8qyHGoSiu7SngRshWwIRPXFeaM).

«Театр всегда условен; эта условность заложена в самой его природе, тут уж, как говорится, хотите – верьте (принимайте условия), хотите – нет. К кукольному театру это тем более относится; если вы не принимаете условия, вам там нечего делать. А если забрели ненароком – честнее тихо посапывать в уголке, а не требовать, чтобы всё было, «как в жизни». Кстати, «как в жизни» – это копия, в то время как театр – иная реальность, накрепко связанная с нашей, но создаваемая на наших глазах. (Конечно, правила игры иногда немного меняются, но суть... суть остаётся неизменной)
» (https://dik-dikij.livejournal.com/1524648.html).

«в спектакле "Про медвежонка" Захаров общается с куклой-медвежонком и зовет его в лес. Медвежонок не хочет никуда идти, несмотря на возможность "встретить что-то, что перевернет его жизнь, позволит начать с чистого листа". Но все же идет и, хотя ничего глобального не встречает, понимает многое о себе и окружающих. Завершается спектакль притчей про вороненка, который боялся учиться летать, но, когда научился, не стал лазать по помойкам в городе, как другие вороны, а полетел к морю» (https://tass.ru/v-strane/4180154).

«Уроки доброты. Владимир Захаров. Кукольный мастер» – https://www.youtube.com/watch?v=svAWenDD_Uw&feature=youtu.be&fbclid=IwAR0MVd19FoEgHFf5AhehLdakEROSj.

В.Я.Захаров, 30.09.1954 – 01.02.2019



Андрей Денников умер 5 лет назад, в 2014-м. 17 марта. «В этот день ему исполнялось 36. Его эпоха так и не наступила. Не хватило времени. Сколько-то ушло на преодоление стереотипа: в эстетику Театра Образцова кукольник без ширмы вписывался с трудом. Вроде бы, всё как-то устаканилось, пошло на лад, но в 27 лет – инсульт во время спектакля. А при обследовании – ещё и опухоль мозга.
Он вернулся, но в 33 – нелепая автоавария, повторный инсульт и рецидив опухоли. Ещё одно восстановление оказалось невозможным. Денников, трудяга и перфекционист, этого пережить не мог...

Суть его метода лучше всего понятна из его собственных слов: «Если говорить об одной из моих задумок, трагедии Шекспира "Макбет", я думаю, Макбет и леди Макбет – это единое целое, один человек. Как это показать в "живом" театре? Актер может с ума сойти! Какой должен быть костюм? А когда Макбета играет человек, герой-исполин, а леди Макбет на его фоне – тонкая-тонкая кукла, которая, как змея, его направляет, – это совсем другое дело» (http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/06/14/zerkalo_dlya_korolya_kukol/).
«Другое дело» – это и было его дело. Конечно, у него будут последователи и продолжатели, но второго Денникова... нет, не будет.

В том же интервью (ещё до первого инсульта) он сказал: «Кукла – идеальная форма для воплощения этих светлых идей. Ей можно дать светлое начало – и оно всегда будет в ней жить». Денников был человеком светлого начала. Более того, он был человеком праздника. В фильме «Голова в облаках» он сам сформулировал с необычной для себя чёткостью: «Человек всегда должен уходить из театра с ощущением праздника»...
В одной из телепередач Денников вспомнил фразу из «Маленького принца»: «Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их»
» (http://dik-dikij.livejournal.com/954488.html ).

Телепередача 2008 года «Имена Андрей Денников» – http://my.mail.ru/mail/dmutlova/video/25/15.html?related_deep=1. «Кукольных» эпизодов там совсем мало, но они есть.

А.С.Денников, 17.03.1978 – 17.03.2014



Игорь Фокин умер в 1996-м. Ему, как и Денникову, было 36. «в 1984 году, имея уже некоторый опыт кукольных постановок (в театре-студии при клубе «Апрель»), перебрался «под крыло» ДК «Современник» в Пушкине, получил помещение в бывшей домовой церкви бывшей Царскосельской мужской гимназии и устроил там настоящий кукольный театр – «Деревянную лошадь»... В 1991 году – уже в Санкт-Петербурге – Фокин создал Рождественский театр «Вертеп», в 1992-м выехал на гастроли в Бостон и обосновался там, за океаном, навсегда, то есть на все оставшиеся ему 4 сезона. Точнее сказать, не в самом Бостоне, а в Кембридже, автономном пригороде, столь же знаменитом, как наше Царское Село, только не Лицеем, а Гарвардским университетом...

«Несмотря на то, что у большинства кукол были русские имена и танцевали они под русские песни, очень узнаваемые, его представления привлекали внимание пёстрой разноязыкой кембриджской публики, и вокруг него всегда теснились зрители... 16 маленьких артистов... в руках Игоря Фокина оживали и жили своей жизнью, каждый со своим характером, создавая неповторимые образы. Представление было простое и трогательное, грустное и смешное одновременно» (http://www.krugozormagazine.com/show/198.html).

Видимо, не так уж мы, люди, живущие в разных частях света, отличаемся друг от друга, как бы ни пытались втемяшивать в наши головы представления об исключительности того или иного рода-племени (религиозной конфессии, социальной группы и т.д.) И лучше говорить о других представлениях.

«Представление Игоря было коротеньким, 20 минут. Серия сольных номеров кукол-марионеток. Своих актеров Игорь придумывал и создавал сам. «Ду-ду», смешное крошечное существо с флейтой вместо носа. «Ваня» – глаза распахнуты, с недоумением смотрят вокруг, готовы к восторгу. Ухмыляющийся, себе на уме «Петя». Большеголовый черный «Сачмо» – Луи Армстронг, конечно, виртуоз и комик. Большеносый «Петруша», брат Пульчинеллы в шапке с бубенцами. Влюбленный в музыку «скрипач Яша». «Игорь», «Гриша», «Вася» и чистенькая, добродушная Баба-Яга. Да еще – чуть не забыла – два скелетика – Mr.&Ms. Sceleton и чертик, традиционный персонаж русского, вертепного рождественского театра. По-моему, теперь я перечислила всех.

Эти марионетки оживали «в руках» Игоря. Тонкие нити, тянущиеся от кукольного «коромысла» заставляли забавных деревянных человечков играть на баяне, отплясывать рок-н-ролл, смеяться и грустить. Странным образом, их лица не оставались застывшими масками, а меняли свое выражение так, как того требовала их театральная жизнь» (http://www.runyweb.com/articles/culture/cinema/the-story-of-fenist-by-yelena-demikovsky.html)
» (https://dik-dikij.livejournal.com/1335035.html).

«The Puppeteer» («Кукольник») – http://delvin-stil.livejournal.com/467890.html. «Обратите внимание, Фокин в фильме говорит не «кукольник», а «кукольщик». Может быть, так точнее?»

И.Фокин, 14.07.1960 – 21.09.1996



«кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? – зависит от мастерства кукольника» (Генри Лайон Олди, «Кукольных дел мастер»).
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments