dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2019: 15 – 20 февраля

dik_dikij и poziloy

К сожалению, «закрыть» февраль одним постом мы не смогли. И ничего тут не поделаешь.

15 февраля 2019 года умер Виктор Григорьев – художник, работавший в стиле «арт-механика» (стимпанк). «Виктора Григорьева называли настоящим волшебником. С его работами знакомы все петербуржцы. И не только потому, что он оформлял спектакли, кинофильмы, праздники и карнавалы (как в Северной столице, так и в других городах и странах), но и благодаря его удивительным механическим работам, которые украшают витрины Северной столицы. Среди них, например, англичанин в клетчатом жилете, который крутит колеса старого велосипеда, попивая при этом чай. А в витрине Большого театра кукол живет созданный Григорьевым слон, на спине у которого - целый мир с домами, каруселями и летающими рыбами» (https://rg.ru/2019/02/16/reg-szfo/umer-peterburgskij-stimpank-hudozhnik-viktor-grigorev.html?fbclid=IwAR20vB3Xll2ldAgmSsMgCpx4BjStpx9Fh8HhsihhUrG13Edq4jn-Q7Nhq3o).

15 февраля 2019 года умер ульяновский актёр Евгений Редюк. «Фамусов в "Горе от ума", Тоби Бэлч в "Двенадцатой ночи", Журден в "Полоумном Журдене" – это лишь малая часть ролей, сыгранных Редюком на сцене ульяновской драмы [добавим ещё хотя бы две роли – мольеровский Гарпагон и граф Альбафьорита в «Хозяйке гостиницы»]...
Зрители искренне любили Евгения Редюка и в другом амплуа – театрального режиссера. Острое чувство жанра помогало ему ставить комедии, которые годами не сходили со сцены и собирали аншлаги... Всего на режиссерском счету Редюка 28 постановок» (https://73online.ru/r/chelovek-prazdnik_ukrashenie_teatra_master_sceny_ne_stalo_aktera_evgeniya_redyuka-66135).
Вспоминает актёр В.Кустарников: «Он отыграл два больших спектакля уже после инсульта, а из нас даже никто не знал об этом. Два больших спектакля, понимаете? Две свои лучшие роли, одна из них еще и главная. Он очень любил свою работу. Кто он без театра?.. Он всегда топорщил свои знаменитые усы и делал вид, что ему все не нравится, но на сцене этого никто никогда не видел. Ни разу не проявилось это в ролях, которые он исполнял...»
В Ульяновском драматическом Редюк служил больше 40 лет. А в кино, по сути, не снимался, не довелось...
Е.Г.Редюк, 15.10.1948 – 15.02.2019


16 февраля 2019 года умер швейцарский актёр Бруно Ганц. «Мировую славу ему принесли роли Георга Лашена в «Фальсификации» Фолькера Шлёндорфа, ангела Дэмиэля в «Небе над Берлином» Вима Вендерса, Александра в картине Тео Ангелопулоса «Вечность и один день», Адольфа Гитлера в фильме Оливера Хиршбигеля «Бункер». Последняя роль мастера – Вёрдж в фильме Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек»» (http://babr24.com/?IDE=186071). Некролог так и озаглавлен – «От Ангела до Гитлера». Возможны вариации – «От вампира до ангела» (www.bbc.com), но реального и конкретного вампира в любом случае вспоминают чаще, чем Ангела: «Бруно Ганц – самый известный Гитлер современности» (www.gazeta.ru) или «Вы его, скорее всего, знаете по роли Гитлера из того смешного видео, где он ругается. На самом деле это отрывок из фильма "Бункер"» (www.yaplakal.com). Гамлета называют разве что немецкоязычные ресурсы; впрочем, это понятно, Принца Датского Ганц сыграл не в кино, а на сцене (в «Шаубюне», постановка П.Штайна).
А про Сент-Экзюпери, сыгранного в фильме А.Такера (1996 год), позабыли, кажется, все – картина не прогремела, вампиров и маньяков смотрят лучше и ценят выше.
Ограничимся Ангелом – Дамиэль, «Небо над Берлином», https://ok.ru/video/777460910805 (смотрите с 5-й минуты).
Б.Ганц, 22.03.1941 – 16.02.2019


16 февраля 2019 года умер Серж Мерлен (Серж Мерль). Театральный актёр, он играл в спектаклях по Шекспиру и Беккету; А.Камю в 1959-м, что называется, «положил глаз» на Мерлена и пригласил его в свой спектакль «Одержимые», но завершить работу не удалось: Камю погиб.
Вскоре Мерленом заинтересовался А.Вайда (тогда ещё не классик), и в 1961-м состоялся кинодебют молодого француза, причём сразу в главной роли (Якуб Гольд, фильм «Самсон»). Потом были и другие экранные роли (в том числе у Вайды), но уже не главные; впрочем, у судьбы свои причуды, и одна из таких «неглавных» ролей принесла актёру мировую известность: в фильме «Амели» он сыграл Раймона Дюфаэля, «Стеклянного человека».
«Амели» – https://ok.ru/video/563045141203 (смотрите с 28-й минуты). Трудно поверить, что этот персонаж не запомнился кому-то из зрителей.
С.Мерлен, 29.12.1932 – 16.02.2019


17 февраля 2019 года умер Загир Валитов. В Театре имени Гафури он служил почти полвека и сыграл десятки ролей. Не будем прикидываться знатоками башкирской драматургии, но в репертуарном листе актёра можно без особого труда найти и хорошо знакомых нам персонажей – арбузовский Марат, Кулыгин, Дудукин, Кнуров... Кроме того, «В спектакле «И судьба – не судьба!» режиссера Р.Исрафилова (по повести М.Карима, инсц.Р.Исрафилова) он сыграл сквозную роль Поэта-рассказчика. За эту работу он был удостоен Государственной премии РБ им.С.Юлаева» (http://bashdram.ru/news/proshhanie-s-zagirom-valitovym.html).
В кино Валитов не снимался, и мы вынуждены ограничиться коротким роликом из программы «Вести-Башкортостан» – «В Башкирии простились с артистом Загиром Валитовым», https://www.youtube.com/watch?v=jf566M78GN8.
З.Валитов, 01.11.1940 – 17.02.2019


18 февраля 2019 года умер кинорежиссёр Борис Яшин. «Пядь земли» он снял в соавторстве с А.Смирновым, «Город первой любви» – в дуэте с М.Захариасом, были и самостоятельные работы (в частности, «Осенние свадьбы»).

18 февраля 2019 года умер климатолог Уоллес Смит Брокер, вероятный автор термина «Глобальное потепление». «8 августа 1975 года журнал Science опубликовал статью Брокера о возможной смене климатической тенденции – от постепенного снижения глобальных температур, которое наблюдалось с 1940-х годов, к их росту. Таким образом, ученый закрепил в научной литературе термин «глобальное потепление», заменив словосочетание «непреднамеренное изменение климата» (inadvertent climate modification)... Брокер, по словам климатолога Принстонского университета Майкла Оппенгеймера, был «готов отстаивать непопулярные позиции» и высказывать свою точку зрения даже тогда, когда его мало кто готов был слушать» (https://nplus1.ru/news/2019/02/19/rip-broecker).
Как утверждают, термин «Глобальное потепление» Брокер не считал удачным, но то, что происходит с климатом, надо как-то назвать. Чтобы не получилось, как в анекдоте: жопа есть, а слова нет. Тем более, изменения на нашей планете анекдотичными, согласитесь, не выглядят.
«Это глобальное потепление, которое мы не видим. Но оно все же имеет глубокое влияние на мир через изменение морских экосистем или океанских течений. Эти изменения, в свою очередь, влияют на штормовые системы, уровень моря и рыболовство» (https://www.gismeteo.ru/news/klimat/25715-zabytyy-podvodnyy-zvukovoy-yeksperiment-podskazal-kak-mozhno-izmerit-globalnoe-poteplenie/). И далее: «Знаменитый Уолтер Манк придумал оригинальный план – пропустить через океан звуковую волну низкой частоты».

Уолтер Хейнрих Манкзнаменитый Уолтер Манк») умер несколькими днями раньше, 8 февраля 2019 года. Его называли «Эйнштейн океанов», но сам он себя таковым отнюдь не считал: «Я ученый-середнячок. Я не люблю читать. Мне нравится работать в той области науки, в которой нет ни одной научной статьи, о которой никто ничего не знает, где можно развернуться и стать первооткрывателем» (цитируем по https://severnymayak.ru/2019/03/08/ejnshtejn-okeanov-uolter-mank-odin-iz-vydayushhixsya-okeanografov-20-go-veka/). Стало быть, дело за малым: найти такую область; некоторые, однако, вместо этого предлагают обнулить наши познания, например, в геометрии – чтобы объявить треугольник квадратом и прослыть «первооткрывателями». К долгожителю Манку (101 год!) подобный подход, как нетрудно догадаться, отношения не имеет.

19 февраля умер Карл Отто Лагерфельд, один из столпов высокой моды; о нём пишут: «великий модельер», «легендарный дизайнер», «КайзерКарл». А сам он говорил о себе так: «Я – ходячий лейбл. Мое имя не Лагерфельд, а Лейблфельд».
Ещё две цитаты «от Лагерфельда»:
«Мода интересовала меня еще до того, как я узнал, что она называется модой. Мне просто нравилось рассматривать костюмы на картинах, рисунках и одежду, окружающую меня».
И: «Да, она [Коко Шанель] говорила, что мода умирает, а стиль бессмертен. Но стиль ведь должен адаптироваться, подстраиваться под моду. У Шанель была своя жизнь. Великая карьера. Она закончилась. Я сделал все, чтобы продлить ее, и продолжаю делать, чтобы она длилась вечно. Главная моя задача – постараться транспонировать то, что она делала в сегодняшний день. Угадать, что бы она стала делать, живи она сейчас и здесь, окажись Мадемуазель на моем месте».
Короче, «Лагерфельд не только вернул миру былое влияние Высокой моды, но и привлек новых клиентов» (https://wiki.wildberries.ru/people/designers/%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BB). Это, конечно, так, но, не дай Бог, придут времена, когда моду начнут диктовать клиенты (в конце концов, кто платит, тот и заказывает музыку). Удастся ли этого избежать – вот в чём вопрос...

19 февраля 2019 года умерла Наталия Терентьева. Из её биографии: «бабушка, Наталия Андреевна, училась в студии Малого театра у Александра Павловича Ленского, вместе с Ольгой Леонардовной Книппер; дед, Федор Андреевич, и мать, Елена Федоровна, работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского». Интересно, что Наталия Ивановна пошла, так сказать, по стопам матери и деда – она тоже преподавала сценическую речь (в Ярославском театральном училище).
В Ярославле москвичка Терентьева оказалась не сразу: сначала были Иркутск и Псков (Лариса в «Бесприданнице», Комиссар в «Оптимистической трагедии»). В Театр имени Фёдора Волкова актриса пришла в 30 лет – и ушла почти в 90, буквально пару лет назад. «Её роли в спектаклях «Вечный источник», «Последняя остановка», «Остров Афродиты» стали первыми в театре им.Волкова и сразу запомнились зрителям. Наталия Ивановна имела широчайший диапазон – блестяще примеряла на себя образы маленьких персонажей и главных героинь, трагические и комедийные... В семидесятые годы... роли Дарины в «Тартюфе», Кукушкиной в «Доходном месте», баронессы в спектакле «Самый правдивый»... в 1981 году искусно исполняет роль Толгонай в постановке «Материнское поле», уже имея статус народной артистки России. Областные награды принесли ей в восьмидесятые и девяностые годы спектакли «Моя профессия – сеньор из общества», «Женитьба», «Дорогая Памела», «Госпожа министерша», «На всякого мудреца довольно простоты». Многие помнят ярчайшие спектакли с её участием в двухтысячные годы: «Рождественские грёзы», «Волки и овцы», «Соло для часов с боем». В спектакле Валерия Кириллова «Я, бабушка, Илико и Илларион» Наталия Ивановна исполнила одну из своих последних ролей» (http://www.volkovteatr.ru/news/news/ushla-iz-zhizni-nataliya-terenteva/).
Вот такая театральная жизнь. А в кино Терентьева не снималась.
«Я не боюсь умереть, но мне так интересно, что будет завтра...» – https://vk.com/volkov_teatr?w=wall-8747935_24960.
Н.И.Терентьева, 08.09.1926 – 19.02.2019


20 февраля 2019 года умерла Гюлли Мубарякова. Вторая потеря театра Гафури за несколько дней... Сосчитать роли, сыграные актрисой за 60 лет службы, едва ли возможно... Медея, Филумена Мартурано; самая последняя роль – бабушка Эухения («Деревья умирают стоя»).
Из интервью 2017 года: «Я с пеленок находилась в театре, выросла за кулисами, между декорациями... некоторое время не могла найти свой голос, свое место в театре. Спотыкалась, падала, начинала заново. Были и провалы, и разочарования... Правоту своих соображений, интуиции можно доказывать только работой – говорить, возможно, не всегда удастся убедительно. Одобрения не всегда получала, но тихонечко, как настоящие женщины, делала свое, если чувствовала, что в конкретном случае права я, а не режиссер... Я очень мечтала сыграть в чеховских спектаклях, таких как «Три сестры», «Вишневый сад». Я в свое время подговаривала режиссеров поставить эти спектакли, но их это не трогало, как меня. Они тогда не дозрели до этих спектаклей, а теперь уже мне поздно... Многим сейчас лень встать с дивана и прийти на спектакль. При этом, на разные третьесортные шоу, в которых сдирают немалые деньги, они ходят... Они приходят на спектакли, на которые я бы ни за что не пришла» (https://proufu.ru/news/culture/45073-narodnaya_artistka_sssr_gyulli_mubaryakova_ya_uchus_u_molodykh/?sphrase_id=51709406).
В кино Мубарякова пришла довольно поздно, но сыграть несколько главных ролей успела. Вот одна из них, самая первая – «В ночь лунного затмения», https://www.youtube.com/watch?v=t79dlvf0ZOs (Танкабике, смотрите с 11-й минуты).
Г.Мубарякова, 19.09.1936 – 20.02.2019


20 февраля 2019 года умер швейцарский кинорежиссёр Клод Горетта. Его фильмы («Приглашение», «Кружевница», «Смерть Марио Риччи») отмечались на Каннском фестивале: номинировались на Золотую пальмовую ветвь и получали различные призы.

20 февраля 2019 года умерла Исабель Аполониа Гарсиа Эрнандес, или, точнее, Чело Алонсо. Назвать её «звездой итальянского кино» было бы, скажем прямо, преувеличением: единственную главную роль она сыграла в далеко не самом известном фильме («Татарская царица» С.Греко). Но внимание она, безусловно, привлекала: уже в дебютном фильме «Под знаком Рима» («Знак гладиатора») «она исполняла эротический танец. Ее фотография и имя на плакатах, к ужасу режиссера, стало более популярно, чем сам фильм» (https://elit-kniga.ru/persons.php?id=95100).
Но запомнилась Алонсо не главной ролью, не эротическим танцем, а крохотным бессловесным эпизодом в фильме, где её имени, как утверждают, даже в титрах нет.
И тем не менее – «Хороший, плохой, злой» удивительного С.Леоне; https://ok.ru/video/86226504255 (жена Стивенса, смотрите с 9-я минуты). Какие тут могут быть танцы?
Ч.Алонсо (И.А.Гарсиа Эрнандес), 10.04.1933 – 20.02.2019


20 февраля 2019 года умер немецкий баритон Эккехард Влашиха. Он пел в операх Верди (Риголетто), Бизе (Эскамильо в «Кармен»), Бетховена (Пизарро в «Фиделио»), но более всего известен как исполнитель вагнеровских опер: Амфортас и Клингзор в «Парсифале», Альберих в «Золоте Рейна», «Зигфриде» и «Гибели богов», Ханс Сакс в «Нюрнбергских мейстерзингерах» и, наконец, «Летучий Голландец». Естественно, Влашиха был завсегдатаем Байрёйта; там, в Байрёйте, он и умер.
Э.Влашиха, Монолог Голландца – https://www.youtube.com/watch?v=BLJnmjufdJI.

Всё-таки, наверное, название оперы Вагнера «Götterdämmerung» правильнее переводить не как «Гибель богов», а как «Сумерки богов»: Боги, как известно, бессмертны.
В отличие от нас, как это ни прискорбно.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments