dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Ещё и ещё

Алексей Битов (poziloy)

Длинный сегодня текст получился, извините. Единственное оправдание: значительная часть – цитаты (тоже не всегда лапидарные).

Итак, снова о «реформе музыкального образования». Пианист и педагог М.Лидский пишет: «Я тут ознакомился, в преддверии вероятного круглого стола в Мэрии, с материалами сайта ведомства ставшей знаменитой г-жи Калачиковой.
Написал нечто вроде заключения, каковое предлагаю.
Придерживаюсь распространенного мнения – не раз имел возможность убедиться в его верности, – что детское музыкальное образование относится к отраслям, в которых Россия имеет приоритет...

Нужны ли перемены в системе детского музыкального образования? Считаю, что нужны.
На мой взгляд, детские музыкальные школы необходимо как можно скорее освободить от соблазнительной тирании конкурсов, которые в настоящее время выступают чуть ли не единственным критерием оценки работы педагога.
Выставки дипломов и грамот сделались карикатурами на иконостасы. То, что задачи конкурсанта (предстать перед жюри и публикой в наиболее выгодном свете) и учащегося (получить полноценное образование, приобретя нужные знания/навыки и преодолев недостатки) далеко не всегда совпадают, а иной раз противоположны, – очевидность. Пренебрежение ею ведет к очковтирательству и деградации дела, которую невозможно прикрыть ни дипломами, ни отчетами о высоких продажах чего бы то ни было...

Не предлагаю запретить детям участие в конкурсах и, тем менее, в концертах, но вернуть их к нормальному развитию – профессиональному и общему – считаю необходимым: возможно, разумны и некоторые административные ограничения, главным же представляется мне лишить конкурсы нынешнего статуса критерия.
Из-за деградации дела на гребне коммерческого и социально-карьерного успеха часто оказываются мастера, прежде всего, околомузыкального маркетинга/фандрайзинга, показной благотворительности и прикладной сексуальности, а наипаче пиара...

Известен мне и случай, когда высококвалифицированный и многоопытный педагог московской ДМШ нанимает человека для составления нескончаемых бумаг (вот еще напасть, от которой нужно срочно избавлять учителя!), сам не имея на эту бюрократическую повинность ни времени, ни сил. Такое безобразие ничем не может быть оправдано и должно быть, я полагаю, немедленно прекращено...

противопоставление академических и собственно творческих навыков – грубая и опасная ошибка. Академическое и собственно творческое начала должны развиваться сбалансированно: как правило, одновременно и так, чтобы ученик понимал их взаимосвязь, но иногда (смотря по способностям и работе ученика) – в той или иной последовательности...

малограмотность и, не могу сказать иначе, извращенное чувство стиля – весьма «актуальный тренд» в работе Дирекции...

Где правда и где прикрытое конъюнктурной демагогией жульничество, – профессионалу различить, как правило, нетрудно (так называемой широкой публике – сложнее; этим жулики умело пользуются). Качество работы педагога отчетливо проявляется в реальных достижениях его учеников – не столько в дипломах и медалях, сколько в звучащей музыке, написанных картинах…

у меня сложилось устойчивое впечатление, что пресловутые поиски новых смыслов на практике означают бюрократические помехи работе, утверждение плохого вкуса и некомпетентности.
Создавшееся положение вредит делу и позорит государственную власть. Считаю, что г-жа Калачикова как руководитель и, тем более, реформатор музыкального образования, увы, не заслуживает доверия. По поводу выдвижения таких кадров возникают серьезнейшие вопросы
» (https://www.classicalmusicnews.ru/articles/mikhail-lidsky-vs-dopcult/?fbclid=IwAR1ify6d4bSExWc1GoO3GTuMuCvlhXeylrVkxy6w5eBniMs3-UMwGnpis8A).

Статья на classicalmusicnews.ru датирована 25 февраля; вчера на ФБ появилось авторское дополнение: «ознакомился с материалами сайта Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) города Москвы «Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства». Обнаружил упомянутые образцы тестов с вопросами, не имеющими верных ответов и содержащими грубые ошибки как по существу (три примера), так и по изложению: нарушения лексической сочетаемости слов, несогласования падежей, стилистические погрешности на школьном уровне, уродливые претенциозные нагромождения заимствованных слов рядом с грубыми ошибками и др. (примеры, опять же, даны). Прибавим к этому большое число свидетельств о наличии вопросов сходного качества в реальных тестах (не образцах). В других материалах сайта также обнаружены отмеченные проявления. Кроме того, указал на безобразную форму проведения аттестации, бюрократизм и тиранию конкурсов в школах, а также неверные и оскорбительные публичные высказывания г-жи К. Если теперь руководитель Дирекции пытается переложить на вышестоящие инстанции ответственность за перечисленное, то это, на мой взгляд, так себе находчивость. Что я при этом знаю, чего не знаю, высокомерен ли (последняя претензия – от Marina Evreison Arshinova), – к обсуждаемой теме отношения не имеет...

профессиональная и общая безграмотность, унижение учителей, демагогия, публичный безответственный треп на сложные и деликатные темы должны влечь за собой гарантированную «красную карточку» для государственного чиновника...

Несомненно, обсуждаемые проблемы имеют, наряду с конкретным, и выраженный системный характер. Постоянно ходят тревожные слухи об участи ДМШ/ДШИ (см. напр. страницу н.а. СССР Владислав Пьявко). Свидетельствую, что жалобы на контрпродуктивную и неэтичную аттестацию звучат по всей России. Такая аттестация споспешествует карьеристам (т.е. плохой работе, как правило), но затрудняет жизнь добросовестным учителям (особенно пожилым, плохо владеющим компьютером). Буквально только что директор одной из школ сказал мне, что у них благодаря «новым смыслам» высшую категорию получили те, кто прежде по качеству работы не мог о ней и мечтать, – они-то насобирали баллы на показухе, – зато порядочные преподаватели и концертмейстеры, наделенные хорошим вкусом и лишенные комплекса проныры, просто отмахнулись от малопочтенной процедуры, сказав, что с них довольно и первой категории. Трудно не согласиться с профессором Dina Parakhina (Лондон), прямо, в лицо обвинившей г-жу К. в разрушении российского детского муз. образования и призвавшей немедленно подать в отставку...

Похоже, «поиски новых смыслов» имеют финансово-экономическую подоплеку (об этом немало говорится/пишется): насколько мне известно, в Москве отказывающихся от унизительной аттестации переводят на более низкий разряд (это к вопросу о добровольности по г-же К. – аттестация еще более «добровольно-принудительна», чем конкурсы: подробнее см. в уже не раз цитирированной содержательной статье Б.Лифановского). На нашем деле часто норовят сэкономить, повысить его эффективность, оптимизировать (пессимизировать), наладить отчетность, отрегулировать показатели, стребовать побольше бумаг (к стыду моему, я и сам вынужден время от времени редактировать и подписывать какую-то невесть кем составленную лабуду – льщу себя надеждой, что безвредную), цифровизировать легато на повторяющихся нотах у рояля или кастомизированное пиццикато гобоя (я, разумеется, не против компьютеров – кабы не они, хороши бы мы все тут были)...

Удивляться особо не приходится: господа привыкли мыслить коммерчески (правительство на то и правительство) – им должно быть нелегко представить себе иное отношение к жизни
» (https://www.facebook.com/100003077970573/posts/2032994423479804?sfns=cl).

Упомянутая в посте М.Аршинова не замедлила откликнуться: «Оцените сами ваше творчество в реалиях современного мира. Вот вам зеркало, полюбуйтесь, как это выглядит, как это оценит любой нейтральный читатель http://www.wikireality.ru/wiki/Хейтеры». И – в развитие темы: «Marina Evreison Arshinova А вот более академический источник, 12" https://postnauka.ru/video/73919 [«Троллинг и хейтерство»]».

Далее – любопытный диалог: «Marina Evreison Arshinova По существу – если вы подадите в суд на вопросы аттестации, то суд привлечёт экспертов – филологов, которые будут оценивать сочетаемость слов в данном контексте, специалистов по ассесменту (вы слышали когда-нибудь такое слово? Нет? Но рассуждаете об аттестации), которые будут оценивать форму, содержание и критерии аттестации, и экспертные мнения, возможно, не совпадут с вашим личным мнением. Так что, боюсь, если дело развернётся, как вы на том настаиваете, вам этот разворот не понравится. Вы идете на совершенно непонятную вам территорию под названием "управление персоналом"...

Михаил Лидский Интересно было бы посмотреть на эксперта, заключающего, что по-русски можно сказать "уделять значение", что на рояле возможно легато на повторяющихся нотах, что короткие арпеджио – не последовательные тоны аккорда, а чередующиеся, что "Гранатовый браслет" Куприна – рассказ, и что "назовите название" не является банальной стилистической погрешностью...

Marina Evreison Arshinova Михаил Лидский возможно, это не укладывается в ваши представления, но попытайтесь понять: в Москве 6 тысяч педагогов муз школ получают зарплату из бюджета, и чтобы эта совсем не маленькая машина двигалась и не разваливалась, поглощая огромные средства, надо этим управлять. Я понимаю, вы уверены, что не надо. И реальность вас не убеждает. Вы хотите реальность отменить. Не нужно никаких аттестаций, мы лучшие, достояние страны и трогать нас нельзя. У вас уже не получилось убедить в этом людей: 51% уходит из музшкол после 4-го класса, и в ходу приписки – мертвые души, липовая отчетность и тд. Реформы неизбежны, это понимают те, кто контролирует работу музшкол . По поводу "назовите название" попробую привести пример, который будет вам наверняка понятен: когда пианист сыграл концерт из двух отделений, критиковать его за то, что он смазал си бемоль, не попал на фа диез и в аккорде провалил бас не адекватно. Надо за деревьями видеть лес, а для этого надо разбираться в материале
».

Нетрудно заметить, что троллингом тут занимается сама г-жа Аршинова; как-то даже странно, что поборница «всего нового» использует такой старый (можно сказать, допотопный) приём («Держи вора!»). Но представления «ответчицы» об «управлении культурой» ещё круче: «Вы идете на совершенно непонятную вам территорию под названием "управление персоналом"» и простодушное (а может быть, лукавое) «надо этим управлять». Для тех, кто в танке: персонал – это чиновники и всевозможные менеджеры; с музыкальными педагогами всё не так просто. И «управлять» культурой не надо, ей надо помогать (собственно, в этом и состоит задача серьёзного управленца, что и отличает его от очередного «реформатора» всего и вся). Да, на всякий случай: Минречфлот не управляет движением рек (и даже, представьте себе, не указывает кораблям, куда ж им плыть).

А перемены... конечно, нужны (статью Лидского г-жа Аршинова, хотя и осуждает, но, похоже, не читала), но при соблюдении двух условий: их должны проводить специалисты по предмету, а не по «управлению персоналом» (всяк сверчок, как говорится), и принцип «семь раз отмерь» никто не отменял.

И насчёт «концерта из двух отделений», конечно. С басами у наших чиновных «пианисток», прямо скажем, получается не очень – высоковато берут и к тому же постоянно пускают самого вульгарного петуха (вне зависимости от отделения). Что же в таком случае остаётся кукушкам? Разумеется, хвалить петуха. Каждого. С любого дерева. И не беда, что трепетно взирать на дежурного петуха и одновременно «видеть лес», мягко говоря, затруднительно, с какой стороны ни посмотри...

Но это ещё не всё. Ссылку на статью Лидского с classicalmusicnews.ru у себя на ФБ разместила М.Мерабова. И там в комментариях объявилась, представьте себе, сама г-жа Калачикова: «Ekaterina Kalachikova Мариам, при всём огромном уважении к Вам и к Михаилу, спор вряд ли возможен до того момента, пока вы не ознакомитесь с действующим законодательством РФ на самом элементарном уровне, изучите на основании каких документов, кем и каким образом организуется порядок аттестации, что означают слова «тренды», «контент» и «кастомизация» и как давно они применяются в России...Пока это все просто даже неловко читать, простите.
Если у вас есть конкретные факты и предметы для разговора по существу вопроса, то я всегда открыта и готова их обсудить
» (https://www.facebook.com/mariam.merabova/posts/10215876998812555).

Кстати, о пресловутой кастомизации. Кто не в курсе, не пугайтесь – это всего лишь маркетинговый термин, означающий, по сути, подгонку некоего товара под запросы конкретного покупателя. Между прочим, подгонять музыку (тот ещё «товар», однако) под запросы покупателя – знаете ли, последнее дело, не говоря уже о сакраментальном «неважно, что ты нарисуешь – важно, как я это продам» (но наши доморощенные «манагеры» конвейерного производства даже основной профессией владеют хреново и способны только подлаживаться под запросы «конкретного» покупателя или начальника).

О «готовности обсудить», вроде бы, заявленной г-жой Калачиковой. Далее по ветке: «Мариам Мерабова Ekaterina Kalachikova а вас реально не интересует мнение людей, которые намного ближе к музыке, чем чиновники и лучше знают что надо детям и как их развивать» и «Мариам Мерабова Я предложила встретиться на открытых дебатах». И тишина...

И, наконец, про «неловко читать». И это говорит та самая «ораторша», чьё знаменитое «видеобращение» (см. https://dik-dikij.livejournal.com/1513547.html) пришлось по-быстрому удалять из Сети? Что ж, удалять – это, конечно, ловко, не спорю, а вот нести ахинею – ловко или нет? А когда реформировать культуру берутся люди, не способные связать двух слов – ловко или как? Чем кумушек считать трудиться...

Впрочем, Крылова наши «реформаторы» (и иже с ними), по всей видимости, не читали. А если пытались – получается, не угадали ни одной буквы. Аналогично – с Фонвизиным и Салтыковым-Щедриным.

Что ж, «Вот вам зеркало, полюбуйтесь, как это выглядит».
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments