dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Про Фому и про Ерёму. В одном флаконе

Алексей Битов (poziloy)

Кукушка, как известно, славится тем, что хвалит петуха – разумеется, на основе неизбежной взаимности.

А ещё эта птичка Божия склонна предсказывать, кому сколько жить осталось, и верующих в крылатую Вангу не смущает, что её прогнозы обычно расходятся с реальностью; в конце концов, главное – прокуковать, а там хоть не рассветай.

Не забудем и о прочих «ку-ку». Да вот, хотя бы: «Кукушка известна всем за уникальное мастерство подкидывать свои яйца в гнезда других птиц, что по-научному звучит как семейный паразитизм. Можно сказать, что эти пернатые смогли выжить благодаря совершенной технике обмана».

Похоже, именно так, по-кукушечьи, птичка по имени «хвалика» подбросила своё яичко в родовое гнездо невелички-критики, и у подкидыша есть некоторое время, чтобы по-быстрому выпихнуть оттуда аборигенов.

Были времена, когда после премьеры (предпоказа) полагался разбор с участием специально приглашённых «наблюдателей»; теперь зачастую предлагают сразу (без лишних слов) перейти к банкету. Случается и так, что разбор, вроде бы, «проанонсирован», но в последний момент режиссёр ловким маневром от него уходит (ссылаясь, например, на плохое самочувствие или на срочные семейные дела). Оно, конечно, всякое бывает, но рискну предположить, что на самом деле всё предельно просто: на потоки елея постановщик не рассчитывает, а замечания ему не интересны, ибо его создание по определению совершенно (во всяком случае, близко к тому).

Понятно, какие-то замечания могут быть абсолютно не по делу, с чем-то можно не соглашаться и т.д. Но вот чтобы ни к чему не стоило прислушаться... такого, простите, не бывает. Хотя, конечно, расслабиться и получать дифирамбы куда приятнее...

Исключения встречаются, факт, но это – именно исключения (слушают, мотают что-то на ус, иногда даже уточняют детали); чаще, если избежать обсуждения не удалось, сидят с постными, сонными, а то и злыми лицами и ждут, когда всё закончится и наступит время наслаждаться дежурными дифирамбами – в том числе, разумеется, в соцсетях. А если в этих соцсетях напишут что-то не то...

Совсем свежий пример: на ФБ появился негативный отзыв, и постановщик не заставил себя ждать – объявился в комментариях и недвусмысленно объяснил «критикану», что он, во-первых, ничего не понял, а во-вторых, работает на конкурентов, поставивших свой спектакль по тому же «исходнику». Понятно, на странице вредного зрителя комментаторы осудили обиженного режиссёра, зато на его странице наверняка нарисовались комментаторы-клакеры, которые, естественно, заходятся от восторга и гневно отвергают любые клеветнические измышления.

Кстати, авторы любят заступаться за своё детище и разъяснять непонятливым хулителям всё величие собственного замысла. Простая мысль, что доказывать свою правоту нужно самим «детищем», а не «разъяснениями» к нему, в головы обиженных авторов почему-то не приходит, и несть числа любителям помахать кулаками после драки.


Ну, и вторая часть поста, с первой, в общем-то, не связанная – ещё одна, можно сказать, ФБ-дискуссия. Свеженькая, вчерашняя. Махать кулаками после драки не стану, просто выложу «стенограмму». Без дополнительных комментариев и без поправок, хотя какие-то формулировки, безусловно, следовало бы уточнить. Но, извините, не задним числом, ибо слово – не воробей (кстати, о птичках).

Итак, из поста Нины Дунаевой: «По моему мнению, классика на современной сцене нужна и хороша только тогда, когда ты выходишь из зала с чувством, что режиссер разглядел и смог до тебя донести какое-то принципиально новое понимание до тошноты знакомого тебе текста. И видение его заключалось бы не в псевдоактулизации путем переодевания актеров в современную одежду или эпатаже их поведения на сцене. Оно должно вскрыть совершенно иной ракурс или, если хотите, пласт текста» (https://www.facebook.com/bless.caprice/posts/1897354977059802?comment_id=1904055429723090&reply_comment_id=1904076626387637¬if_id=1551357073827684¬if_t=feed_comment_reply).

Не утерпел, влез: «с первой Вашей фразой согласиться не могу никак, извините. На мой взгляд, классика на современной сцене нужна и хороша только тогда, когда условного тебя ткнули мордой в тебя. Каким образом этого добились – не суть важно. А попытки "нового понимания" (о конкретном спектакле, повторюсь, судить не могу) – это, как правило, попытки показать зрителю не его, зрителя, а режиссёра-интерпретатора во всей его красе. И "Женитьба", к слову, никак не подходит под марку "бытовой комедии"; "бытовые комедии" умирают вместе с реалиями быта, они – бабочки-однодневки; попытки выдать Гоголя за "бытового комедиографа" характерны для того времени, когда полагалось утверждать, будто на смену проклятому "старому режиму" построили нечто сияющее... Но "Чему смеетесь? Над собою смеетесь!" относится не только к "Ревизору"».

Нина Дунаева С моей первой фразой совершенно и не нужно соглашаться, Алексей Олегович. Она потому и начинается со слов "по моему мнению". Для меня – так. Для кого-то – иначе. Для меня вот ваша формулировка "тебя ткнули мордой в тебя" – слишком общая. Это о том, зачем идешь в театр вообще, а не на классику конкретно.

Алексей Битов Разумеется – и вообще, и в частности (в конце концов, поход "на классику" – частный случай похода в театр, разве нет?) Но отдельная проблема с классикой, на мой взгляд, в том, что, во-вторых, многим зрителям не хватает "современных атрибутов" (если у Гамлета нет айфона – стало быть, речь о делах давно минувших дней), а во-первых, увы, взгляд на классику сильно "замыливается" ещё в школе, где, кстати, тоже нередко учат, что Островский – про купцов, Гоголь – про помещиков и т.д. :(

Нина Дунаева Вот я как раз о более частном и говорю, что если мой замыленный взгляд неожиданно не размыли )), мне не интересно. Мне давно скучно. Я потому и стремлюсь на спектакли по современной драматургии.

Алексей Битов Наверное, мне просто повезло – два замечательных учителя оснастили козырьком, защищающим глаза от замыливания. И мне, честно говоря, всё равно, в каком зеркале я вижу себя, в старом или в новом; в любом случае, задача режиссёра (и всех участников спектакля) – подтащить это зеркало поближе ко мне, и ничего более (прочее – простите, от лукавого, хотя многие режиссёры со мной, понятно, не согласятся). А "глубина отражения" у тех же Шекспира, Гоголя или Чехова (или, к примеру, в "Утиной охоте") всё-таки побольше, скажем так. Увы, я – эгоист :(

На сём и закончу.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments