dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Вопреки и наперекор?

Алексей Битов (poziloy)

18 февраля в «Щуке» прошла презентация книги А.Г.Кигель «Верните театр Актёру».

Место для презентации выбрано не случайно: Кигель сама закончила «Щуку», а потом преподавала на актёрском и режиссёрском факультетах. Организаторы по старой записи смонтировали и представили в лицах урок Аллы Григорьевны: учебный разбор сцены убийства Полония. К слову, кто-то вспомнил разбор той же сцены Ю.М.Авшаровым, и можно было обратить внимание на расхождения в двух трактовках. Всё правильно: серьёзные пьесы не однозначны, от вариаций в мотивировках поведения персонажей никуда не денешься; собственно, задача режиссёра в том, наверное, и состоит, чтобы разобрать мотив и представить свою версию («вскрыть пружины», так сказать). А вместо этого в сегодняшнем театре – новые, якобы-оригинальные «прочтения», не вытащенные из текста, но высосанные из пальца...

Из книги А.Г.Кигель: «Больно и горько видеть нервозность и суетливость режиссёров старшего поколения, пытающихся «соответствовать времени», а на поверку «задрав штаны, бежать за комсомолом»...»

И далее: «Говорю об этом потому, что «молодые» объявили себя ведущими не по признаку таланта и глубины, а исключительно по возрасту. Когда, уже не очень, кстати, молодой, «нашумевший» режиссёр (ау, Антон Павлович!) с апломбом утверждает, что задачей современного театра является «причинение боли», то хорошо бы знать, что это не задача, а средство. И автором этого средства был Жан Жанэ, и называлось оно «театр жестокости». И было это давно, когда наш нашумевший герой, представший в образе то ли Гамлета, то ли католического пастора, ещё и не родился. Жестокость же, как задача, есть чистый садизм – вне всякого смысла.

Русский драматический театр, вне зависимости от средств, жанров, стилей и чего бы то ни было ещё, всегда был театром смысла, театром послания. Это национальный вид искусства.

Живя два десятка лет за рубежом, у меня была возможность наблюдать и изучать тенденции развития американского, европейского и азиатского театров. В отличие от наезжающих на фестивали и смотры, я видела повседневную театральную жизнь. И сейчас очень печально смотреть на судорожные потуги, как всегда, «догнать заграницу», которая уже повзрослела и поворачивается снова к человеку...

Я смотрю привозимые сюда антрепризные спектакли, телесериалы и, по возможности, стационарные постановки российских театров и прихожу к выводу, что актёрски одарённых людей появляется столько же, сколько и всегда. Эта закономерность пока не нарушена. Но, если можно так выразиться, массовая режиссура, т.е. уровень режиссёрской подготовки, нацеленной почти исключительно на аттракцион или быстрое проговаривание текста (всё это называется «динамикой, экшен»), а, главное, на «оригинальную» трактовку, резко снижает уровень актёрского мастерства.

Использование актёра как материал, как пластилин приводит, в результате, к его творческому растлению. Он перестаёт не только мочь, но и хотеть творить. Он теряет уважение к профессии и к себе, как её носителю
» (цитируется по http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1841).

Сегодняшний театральный молодняк в большинстве своём вряд ли слышал о Кигель (как и о других серьёзных театральных педагогах). Конечно, есть исключения – насколько возможно, Кигель «курирует» и опекает щукинских ребят из последнего набора В.П.Поглазова, которого уже год, как нет. Но это – именно исключения. А остальным – что Кигель, что Кугель, по фигу... К сожалению. Характерно: в русской Википедии статьи о Кигель нет, а в английской – есть (небольшая, но есть). Надо полагать, не только потому, что Алла Григорьевна последние годы живёт в Нью-Йорке.

Как ни крути, расстояния нынче решающей роли не играют: есть и телефонная связь, и компьютерная, при необходимости можно даже телемост наладить (как это сделали организаторы презентации)... остаются, конечно, и живые контакты – насколько это возможно. Кигель несколько раз вспоминала недавно умершего С.Юрского, который однажды сказал ей: «Драматический театр умер. Вот ты борешься, а я перестал». Со стороны Юрского это был, скорее всего, минутный (проходящий) порыв отчаяния; Кигель не столь эмоциональна, она рассуждает разумно и иронично – профессия, как ни крути, обязывает.

Конечно, это не означает, что с ней надо обязательно соглашаться – всегда и во всём, до запятой. К примеру, вот крохотный фрагмент из книги «Верните театр Актёру»: «Случайно наткнулась на дневниковую запись Ролана Быкова:
«Школа – это умение задать вопрос. Талант – способность и возможность на него ответить. Кто прошел Школу, того не «заблудишь»
». Кигель с этим, вроде бы, согласна, а у меня, извините, не получается: если не «заблудишь» – отчего же многие заблудились, а кто-то и откровенно заблудил? Увы... и всё-таки Школа – это Школа. И она должна сохраниться.

Даже вопреки и наперекор всему.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments