dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Видишь то, что искал, а не новые дивные дивы...

Алексей Битов (poziloy)

Говорят, 19 февраля в ГосДуме пройдут слушания по проекту пресловутого «Закона о культуре». А пока Улита едет (и хрен её знает, куда приедет), озвучена другая инициатива: «Министерство культуры предлагает внести поправки в Трудовой кодекс, предполагающие проведение оценки востребованности артистов в организациях, учредителем которых является Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования.
Законопроект ведомства размещен на портале правовой информации для общественного обсуждения. Отмечается, что он разработан по поручению вице-премьера Ольги Голодец, передает РИА «Новости»
» (https://vz.ru/news/2019/1/29/961633.html).

Верю, что размещён, но, увы, не нашёл – возможно, плохо искал (чайник – он и есть чайник). Конечно, надо ознакомиться с оригиналом, но позволю себе пару предварительных слов; как ни крути, первое впечатление не всегда обманчиво.

Для разгона – такая цитата: «“Оценка востребованности не предполагает определение профессиональной пригодности творческого работника и направлена исключительно на его востребованность в перспективном репертуаре (программе) театра, музыкального и танцевального коллективов, концертной организации и цирка”, – говорится в пояснительной записке к документу» (https://www.classicalmusicnews.ru/news/check-relevance-of-artists-2019/). Что-что-что? «Оценка востребованности... направлена исключительно на востребованность»? Do you speak Russian, господа and дамы? А вот насчёт «востребованности в перспективном репертуаре» – не только непонятно, но и не смешно: перспектива, как известно, нередко основана на иллюзии (ловкость рук, далее по тексту). И ещё почему-то вспоминается поэтическое: «И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут, но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут –.тут конец перспективы» («Конец прекрасной эпохи» – символическое, однако, название).

Ладно, оставим в покое чиновных цицеронов и электронных златоустов, дабы не отвлекаться от главного. А главное – вот оно: ««Одной из новаций законопроекта является норма, предусматривающая проведение оценки востребованности в отношении творческих работников театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций и цирков, за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок», – сообщили в Минкультуры... предлагается внести изменения в статью, регулирующую прекращение трудового договора с отдельными категориями творческих работников. Например, основанием для расторжения договора может стать отсутствие востребованности творческого работника». Отсутствие «в перспективе» или на текущий момент, на сей раз не уточняется.

Помнится, несколько лет назад Минкульт пытался инициировать Закон об обязательной аттестации артистов; тогда не рискнули, отступились, но времена меняются, и нынче нам, по сути, предлагают те же яйца, только в профиль.

Скажем честно: у сторонников законодательных новаций определённого рода (будь то периодическая переаттестация или «оценка востребованности») тоже есть свои резоны. Или, по крайней мере, один резон: не секрет, что в крупных театрах нередко существует, извините за выражение, определённый балласт – актёры, практически не занятые не то, что в «перспективном», но в самом, что ни есть, текущем репертуаре; на сцену они выходят разве что по большим праздникам и занимают, по сути, чужие места. Есть такая проблема? Да, есть, и отрицать её глупо. Другой вопрос, много ли таких актёров? Прямо скажем, не слишком, и городить ради них подобный огород, право, не очень серьёзно. Тем более, вместе с водой мы, как часто бывает, норовим выплеснуть ребёнка – представьте, как легко смогут руководители театров избавляться от неугодных? достаточно заявить, что артиста Имярек не намерены использовать в «перспективном репертуаре», и дело в шляпе. Особенно интересно, что нынче во многих театрах регулярно ставят приглашённые режиссёры, а значит, вполне вероятно, что постановщику со стороны «невостребованный» актёр очень даже пригодился бы. Вопрос на засыпку: много ли в наших театрах Нострадамусов, знающих всё наперёд?

Ещё момент. Вот, скажем, артист играет в основном роли, условно говоря, пятого зайца – он востребован в своём театре или нет? Пятых зайцев не считаем? Но кто-то ведь должен их играть, как же иначе? Значит, считаем? А не получится ли в таком случае, что ежевоскресные пятые зайцы более востребованы, чем Принц Гамлет, который выходит на сцену раз в квартал? Сколько зайцев эквивалентны одному Гамлету, не подскажете?

Или так: новый худрук оставляет в репертуаре только голожопые спектакли, в которых серьёзному актёру играть, ясное дело, западло. Ну, предложили ему, а он, гад такой, отказался; в другой раз уже и не предложат – значит, не востребован, пошёл вон. А уж о сведении счётов под предлогом «невостребованности» даже говорить нечего.

Казалось бы, авторы законопроекта нашли, как защитить актёров от произвола: «Работодателям предлагается сформировать специальную комиссию, в состав которой должны войти представители выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации или иные представители, избираемые работниками». Увы, эти представители рискуют остаться в меньшинстве, не говоря уже о том, что профсоюз профсоюзу – рознь (может быть, напомнить, в каком театре профком возглавлял заведующий труппой, исправно доводивший до начальства информацию о нарушениях трудовой дисциплины, истинных или мнимых?) Давайте исходить из реальности, а не из маниловских мечтаний. А в этой самой реальности подводных камней, мягко говоря, хватает, и вряд ли в нашем «перспективном репертуаре» их меньше, чем в текущем.

Впрочем, не всё так печально. Мне, например, очень понравилось предложение приравнять театральных руководителей к беременным женщинам – недаром эти льготные категории перечислены через запятую: «Оценка... не коснется руководителей организаций, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет». Следует ли из этого, что через 9 месяцев руководители должны разрешиться от бремени? а к тем, кто не разрешится самостоятельно, применят специальные меры, вплоть до кесарева сечения?

И финал заметки на Взгляд.ru, конечно, впечатляет: «Ранее заслуженный артист России Дима Билан предлагал ввести систему оценки качества творчества современных исполнителей». Ну, если сам Дима Белан, наше новое всё... тогда, конечно, без вариантов...

Или он под Мединского копает?
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments