dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Опять твою мать...

Алексей Битов (poziloy)

В последнее время там и сям всплывает имя И.Крепостного, нового драматурга из Белоруссии. Да-да, именно того, чью пьесу «Последний герой» собираются ставить в «обновлённом» горьковском МХАТ. Учитывая культурный уровень и тонкий художественный вкус свежеиспечённого худрука Э.Боякова, это, скажем честно, не лучшая рекомендация, но делать выводы «от противного» (если он против, то я – за), право, не стоит.

Другие, чьи отзывы доводилось слышать или читать, существенно расходились в оценках «Последнего героя»: одни хвалили, другие ругали, третьи говорили нечто нейтральное. Надо бы, конечно, прочитать самому, но пока не сложилось; впрочем, речь сейчас по-любому не об этом.

На днях во френд-ленте увидел очередной отзыв, резко отрицательный. Едва ли не главная претензия – лексика (мат и, если можно так выразиться, «полумат» – «практически на каждой странице»). По конкретной пьесе, повторюсь, ничего сказать не могу, а в общем и целом – вопрос, конечно, интересный, почему бы не высказаться лишний раз?

Прежде всего хочется напомнить о необходимости цветовой дифференциации штанов: если мат является неотъемлемой частью, извините, авторской поэтики – это одно, а если он используется для якобы-точного «воспроизведения речи персонажей» – кому как, а мне смешно. Уже писал как-то: в таком случае, по логике, надо воспроизводить и весь словесный мусор («ну», «вот», «э-э» и т.п.) Случается, авторы применяют подобный приём, но только в отношении некоторых персонажей (индивидуальная характеристика, типа), а для «правдоподобия» так должны говорить все (разве что за редчайшими исключениями, и то не факт). В общем, будьте последовательны, обладатели бормотографов и прочие любители копировать, попробуйте хоть в чём-то обойтись без двойных стандартов. Увы, к столь замусоренной «сценической речи» даже самый «продвинутый» зритель окажется, надо полагать, не готовым.

Самоцитата: «На сцене за пару часов перед нами проходит, как правило, несколько больший временной отрезок. Происходит это, в частности, потому, что драматург не пытается отобразить жизнь 1:1, он безжалостно сокращает и вымарывает то, без чего можно обойтись. Скажем, без междометий обычно обойтись можно, а матерные словечки в нашей речи чаще всего используются именно как междометия. Нет, существуют люди, которые на мате говорят, но попадаются они не так, чтобы часто, и героями «новодрамских» пьес не становятся; к тому же авторы [соответствующего кружка] не настолько владеют матерным языком, чтобы на нём писать (ну, представьте себе, что человеку, знающий французский в пределах «пардон», «мерси» и «се ля ви», взбредёт в голову написать пьесу по-французски). Одно дело – Венедикт Ерофеев или, скажем, М.Волохов, другое – инфантильный юноша (пусть будет юноша), который и матерится-то для того, чтобы казаться взрослым. Почувствуйте разницу, однако, пардон-мерси-се ля ви».

А если вы полагаете, что на сцене всё должно быть «взаправду» – прикиньте, сколько Дездемон не удалось бы откачать за 400 лет с гаком... кстати, а вдруг Карандышев промахнётся? Простите, Юлий Капитоныч, поминаю Вас второй раз подряд, но ведь любопытно – штыком добивать будете, чтобы не досталась никому? или хрен с ней, с Ларисой, пускай живёт до следующего спектакля? Нет, ребята, надо быть очень наивным, чтобы требовать от театра буквального соответствия суровой прозе жизни.

И тут возникает следующий вопрос: если на сцене можно убивать, не убивая, то почему нельзя, к примеру, материться без мата? Ах, вы не умеете? Ну, поищите себе тогда другое занятие, что ли...

А насчёт матерной поэтики... опять же, кого как, а меня она нисколько не пугает. Оно конечно, редкий театр рискнёт такую пьесу поставить, но не сомневайтесь, авторы это понимают не хуже нас с вами. Но таких авторов, будьте уверены, совсем немного, и пусть они пишут так, как им пишется. При условии, конечно, что они могут и умеют. Ну, а если не умеют...

По слухам, на нашей планете насчитывается около 50 тысяч профессий. Ищите и обрящете.


P.S. Знаю, конечно, что чаще всего мат в современных, типа, пьесах, употребляют по третьей причине: хочется быть в «тренде». Но тут и говорить не о чем. Разве что матерно, да и то, знаете ли, лениво.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments