dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Про интенции и референсы

Алексей Битов (poziloy)

Нетушки, в третий раз писать о «Празднике» не собираюсь, и одного многовато будет. Режиссёр Красовский, конечно, мастер пиара – если бы его фильм просто вышел в прокат, он собрал бы полтора десятка зрителей, да и у тех бы в памяти не задержался. А тут – нате вам – чуть ли не в хиты Интернета угодил, а как только интерес начинает угасать, сразу же идёт в ход следующий, типа, козырь (вы ещё не слышали? инопланетяне похитили фильм с youtube и заменили его на некачественную копию, а потом прилетели другие инопланетяне, добрые, и вернули всё на свои места). Чумной пиар – или, если вам так больше нравится, пиар во время чумы.

Но речь, повторяю, не о фильме, а о тех турусах, которые (как обычно, не без помощи дедушки Фрейда) взгромоздила на колёса одна пламенная защитница всякого явления, проходящего по ведомству «пир духа» (здесь – именно пир, а не пиар).

Пишет М.Давыдова: «Вы можете оценивать фильм, как угодно, если выбрали правильную оптику» (https://www.facebook.com/1661707194/posts/10211446921282994?sfns=mo). И далее, в комментариях: «все претензии, с которыми я столкнулась, вообще не учитывали интенции режиссера. Сначала надо констатировать самые простые вещи, а потом уж от них плясать. Одобрять, негодовать... А тут, повторю, люди начали мочить фильм, даже не дав себе труда понять, каковы его референсы». И контрольный выстрел: «Вы можете оценивать фильм, как угодно, если выбрали правильную оптику. Но оптика была выбрана неверно».

Насчёт оптики – даже не знаю; последний фильм, который довелось смотреть с помощью специальных очков, назывался «Аватар». Но Давыдова намекает, судя по всему, на другое: фильм, дескать, следует смотреть исключительно с учётом авторского посыла (типа, куда посылают, туда и идёшь; в России это, конечно, рискованно, но кто не рискует...)

А если серьёзно? Тогда, извините, ещё проще: неважно, что ты хотел – важно, что у тебя получилось в результате. В конце концов, сколько диктаторов хотели осчастливить всё человечество или хотя бы свой народ... И вообще, заявить для исполнения какой-нибудь восьмерной сальхов – дело не хитрое, а вот прыгнуть – даже двойной не у всякого получается, и по фигу все грандиозные замыслы. Да и в боксе, заметьте, считают удары, а не замахи, вне зависимости от «масштабов» этого замаха (хоть на всю Вселенную). Более того, известны примеры, когда автор собирался сказать одно, а выходило нечто, совсем иное. Бог с ним, с «Дон Кихотом» (смотреть на роман Сервантеса как на пародию способны, понятно, лишь самые неистовые новаторы), возьмём пример, не столь масштабный, но более свежий: «Сорок первый» Б.Лавренёва. Вряд ли кто-нибудь сомневается, что автор (в лучших традициях классицизма) хотел показать величие подвига Марютки, поставившей «общественное» выше «личного», но получилось то, что получилось: «Она убивает человечность в себе. Классовое побеждает естественное!» (на всякий случай – это Г.Товстоногов, см. http://www.userdocs.ru/literatura/65819/index.html?page=4). В общем, читателю или зрителю глубоко по барабану авторские намерения, и оглядываться на них решительно незачем; хотели мальчика, а получилась девочка, бывает; человек, как известно, предполагает, но располагает-то отнюдь не он.

Можно бы, конечно, обратить внимание на нелепость конкретных давыдовских построений. Ну, например: «режиссер тут выясняет отношения не столько с самой исторической эпохой, сколько с кино и театром той поры, причем разом и сталинским и, что немаловажно, оттепельным (розовским)». Интересное кино получается – не крокодил и не бегемот, а крокодилобегемот в одном лице; даже в мифологии такого животного, вроде бы, нет, но Давыдову это не смущает; жаль, что она не догадалась дополнить список, вписав туда Поваренную книгу, фрески Софийского собора, Лунную сонату и статью Ленина «Шаг вперёд, два шага назад», но причина, наверное, уважительная: времени не хватило.

Справедливости ради, на несостыковки и несуразицы на сей раз обратили внимание даже некоторые тусовщики. Оно и понятно: была бы чистая плёнка (см. ниже) – вопросов, скорее всего, не возникло бы, а так... слишком корявое изображение, глаз режет.

Ладно, это всё – во-вторых и в-третьих, а что же во-первых? Ничего сложного, прикиньте сами: авторский посыл (хорошо, пусть будет «интенция») ни у кого на лбу не написан, наговорить (задним числом) можно всё, что угодно; короче, слова, слова, слова, от которых в случае чего и отмахнуться не возбраняется. И что мы имеем? Тёмную комнату, в которую легко посадить любую виртуальную чёрную кошку; за теми, кто поверит, не сомневайтесь, дело не станет. А кто у нас нынче толкователи? Правильно, кураторы; при желании они легко найдут любые «смыслы», в чём угодно – в «Чёрном квадрате», в «4′33″», в баночке с «Дерьмом художника», а тем более – в чистом листе бумаги (конечно, найдут, кто бы сомневался). Тогда следующий вопрос: а что будет, если положить перед дежурным куратором два чистых листа бумаги одного и того же формата (пусть будет А4)? Вполне вероятно, в одном случае куратор обнаружит некий смысл, а в другом – нет. Чем он будет при этом руководствоваться – подумаешь, бином Ньютона! Вот, собственно, и весь сказ.

А если на листах что-нибудь написано? Можно ведь и в калошу сесть ненароком... то ли дело – чистые листы! никакого риска, что хочу, то и ворочу... кого хочу, того и превозношу... извините, конвертирую. Согласитесь, проще не бывает.

Короче, мечта куратора – чистый лист, в прямом или переносном смысле. Чем, так сказать, пустее – тем лучше. А пустейшее – пуще всего. Вот такие, значит, интенции.

Трудно догадаться, да?
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments