dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

К вопросу о

Алексей Битов (poziloy)

Любопытная дискуссия, однако – по поводу того, кто должен возглавлять бюджетные театры. Грех не влезть, простите великодушно.

Пишет Э.Михалёва: «Отказ от понятия "главный режиссёр" разрушил институт режиссуры, уронил профессию режиссёра и сломал внутреннюю структуру репертуарного театра. Главный режиссёр – волевая, действующая профессия.
Художественный руководитель – это ни о чем. Это лазейка для авантюристов и дилетантов. И способ сесть "на кормление". "Я ставить не буду, буду приглашать". И, типа, "давать приглашением дорогу". Дорогу куда и для чего?
» (https://www.facebook.com/ella.mihaleva/posts/2063140100431692).

Ей возражает комментатор К.Ларина: «не согласна по поводу функции худрука. Эта модель очень эффективно работает, если у худрука есть чутьё на талант, вкус, творческий азарт, если он не боится рисковать и ошибаться. Собственно, это талант продюсера, талант коллекционера современного искусства...Так что за такой моделью будущее, и только таким образом можно обнаружить и взрастить новые творческие «кадры») хорошо, когда главный режиссёр умеет и любит делить успех с молодыми коллегами, даёт им возможность ставить и не лезет с советами, не навязывает свой вкус. Но это большая редкость! К сожалению, большинство главрежей считают театр своей собственностью, артистов своими крепостными, а любое талантливое проявление самостоятельного творчества расценивают как попытку аннексии (( да и сидят до глубокой старости в своих кабинетах, не пуская в них никого. Сидят в своих мертвых театрах(».

Ответ Михалёвой: «я за разные модели. И считаю репертуарный театр огромной ценностью, которой мы и стали интересны остальному миру. С ним связано такое важное понятие, как театральное направление, он даёт возможность актёру развиваться, он вырастил целую плеяду великих мастеров... Пусть будет главный режиссёр и театр с направлением. И пусть будут современные Корши, если они народятся – удачливый антерпренер тоже штучная профессия».

Надо признать, г-жа Ларина указала на очень серьёзный изъян нашей системы. Правда, непонятно, почему она связывает эту проблему с режиссёрами во главе театров – а что, первые лица, которые не режиссёры, не считают возглавляемые ими театры собственными вотчинами? не держат актёров за крепостных? или, может быть, радуются появлению возможной смены, то бишь потенциальных конкурентов? готовы добровольно освободить свои кресла? ну-ну... Насмешила, короче.

Есть такая проблема, есть, но относится она далеко не только к режиссёрам и, чего уж там, не только к театрам. Как её решить в идеальной системе – понятно, но идеальной системы в реале нет и не предвидится. Увы...

Да, насчёт «модели будущего». Не многовато ли нынче Нострадамусов развелось? Если им ведомо будущее, пусть предскажут хотя бы погоду на 22 февраля, всего на месяц вперёд. Или стоимость, к примеру, проезда в московском метро в 2020 году. Если хотя бы это сбудется – придётся поверить в провидческий дар наших новых Кассандр. А пока, как ни крути, рановато будет.

И потом, не странно ли получается? То, значит, режиссёр – главная фигура нынешнего театра, то он всего лишь – наёмный постановщик при дежурном менеджере, причём именно менеджер заказывает музыку, ибо платит. Может, всё-таки выбрать что-нибудь одно, это ведь вам не будущее предсказывать?

А насчёт продюсерской модели как таковой... Право на существование она, бесспорно, имеет, вот только в театре такая модель называется антрепризной. Спрашивается, почему чья-то антреприза должна существовать за счёт бюджета? Режиссёрские риски – ладно, куда ни шло, но продюсерские – извините, должны оплачиваться из собственного кармана. Кстати, тот же Корш никогда не был бюджетником, исторический факт.

Нет, славная, конечно, песня – «Что было вчера, позабыть мне пора...» Душевная. И рукой подать до суровой прозы: «Корова действительно государственная. Но все, что она дает – молоко там или телят, – это наше».

Спасибо, перебьёмся.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments