dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Возвращаясь к...

Алексей Битов (poziloy)

Итак, в прошлую среду в ТАСС прошла пресс-конференция нового руководства МХАТ имени Горького, а в четверг я тут написал: «Отчёт в Сети обязательно будет, но по некоторым причинам придётся пока повременить». Ну, вот, время извиниться (за интриганство) и ответить (за базар).

Но сначала объяснюсь. Так получилось, что «Аргументам недели» пришлось направить на пресс-конференцию человека со стороны, и тут подвернулся я. Стало быть, право первой ночи принадлежало тем, кто меня аккредитовал, а соцсетям на сей раз доставалась лишь вторая очередь.

Увы, редакционное задание я провалил – не смог вписаться в нужный формат и был похож на игрока в мини-футбол, вдруг выпущенного на большое поле. Спасибо Сергею Сычу, который наставил незадачливого спецкора на путь истинный; остальное было уже несложно. Итоговый отчёт для «Аргументов недели» выложен здесь – http://argumenti.ru/culture/2019/01/599272.

К сожалению, в опубликованном тексте – некоторая неувязка, причём исключительно по моей вине. Абзац 5 должен был выглядеть так: «Впрочем, это был всего лишь крохотный довесок к основному блюду: рассказу о планах нынешнего руководства МХАТ. Заявили пять премьер. «Сцены из супружеской жизни» по сценарию Ингмара Бергмана режиссёр театра и кино Андрей Кончаловский переносит в перестроечную Россию, и на академическую сцену выйдут приглашённые Юлия Высоцкая и Александр Домогаров (странное решение: похвалив актёров МХАТ, приглашать для первого же спектакля исполнителей со стороны). «Последний срок» по Валентину Распутину поставит зам худрука МХАТ по творческой части Сергей Пускепалис. Другой заместитель Эдуарда Боякова, писатель Захар Прилепин объявил о подготовке лабораторного проекта «Семь женщин Есенина». Заявлен также спектакль«Последний герой» по пьесе современного белорусского драматурга Ивана Крепостного. А легендарная «Синяя Птица» появится сразу в двух вариантах – детском и взрослом («в первоначальной авторской версии 1908 года»). Детский спектакль обещают выпустить в ноябре, «реконструкцию» – ещё позже». Увы, последние две фразы из пересылаемого текста выпали, и получилось, что указаны 4 премьеры вместо 5, а «Синяя Птица» упорхнула без следа. Остаётся лишь извиниться – и перед «Аргументами недели», и перед читателями.

А в остальном, полагаю, ссылки вполне достаточно – тем более, текст и по Сети уже как-то разошёлся. Лучше о другом – о том, что осталось за бортом, поскольку вряд ли подходит для «непрофильного» читателя, который вправе не понимать, к примеру, насколько неестественна связка Бояков – Доронина (куда логичнее, право, впрячь в одну телегу коня и трепетную лань). Во-первых, Доронина по определению не согласится на вторую роль, а Бояков рванул в худруки не для того, чтобы быть при ком-то (не случайно на пресс-конференции он, напомню, жёстко подчеркнул: «на мне ответственность за этот театр сегодня возложена... должность президента – почётная»). Во-вторых, в отношении театра худруки, бывший и нынешний, придерживаются очень даже противоположных взглядов, и чиновники, уверяющие, будто «преемственность была сохранена», либо не знают ничего ни о Дорониной, ни о Боякове, ни о театре вообще, либо, скажем прямо, откровенно врут.

Кстати, существенно ещё и то, что ни Доронина, ни Бояков не ведают никаких сомнений в своей, скажем так, эстетической правоте. Из всей троицы новых руководителей сложность театрального механизма понимает, пожалуй, только театральный человек С.Пускепалис, что лишний раз подтвердилось на пресс-конференции, а на роль «английской королевы» в данном контексте Доронина не подходит никак.

И ещё о планах нового руководства. По ходу этой самой пресс-конференции порой возникало стойкое ощущение дежа вю. Помнится, при создании «Гоголь-Центра» речь тоже шла о спектаклях по фильмам/сериалам (тогда – Л.Висконти с Р.В.Фассбиндером, сейчас – Бергман), о лабораториях и поэтических вечерах, о танцевальных сценических проектах («Диалог Данс» – правда, не из Лондона, а из Костромы – даже объявили «резидентом» ГЦ); разве что на философию тогда не посягали. Программа «перезагрузки», по сути, одна и та же; новаторы наши на новации, чего уж там, не горазды, да и не принято это у них. Другое дело, все иногда учатся на ошибках, и после 2012 года принят мягкий вариант: никто уже не рискует говорить, что «пахнет борщом», а актёров, доставшихся в наследство от «старого режима», предпочитают нахваливать (но при традиционном приглашении варягов). Вот только кулак, спрятанный в перчатку, всё равно, как ни крути, остаётся кулаком.

Справедливости ради, Бояков заверил: никаких планов по созданию ГЦ-2 («Горький-Центр») у него не было и нет; что ж, это радует, но чуть раньше тот же Бояков заявил не менее категорично: «мы будем существовать как проектный центр». Вместо репертуарного театра? Или как «проектный центр» при репертуарном театре? «дай ответ. Не даёт ответа».

Только Чудным звоном заливается колокольчик.
Кстати, чудным или чудным?
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments