dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Конец, венец и пипец

Алексей Битов (poziloy)

Будем надеяться, в оставшиеся дни 2018-го ничего из ряда вон уже не случится (тьфу-тьфу-тьфу!), и этот пост останется последним более-менее «форматным» в отступающем году.

В таких случаях обычно подводят некие итоги, но сейчас как-то не хочется, не обессудьте. Год, в общем-то, был не самым приятным. Нет, дело не в том, что меня угораздило влипнуть (против воли) в некоторые конфликты, и список, так сказать, «доброжелателей» явно пополнился; не вижу тут ничего страшного – за редкими обидными исключениями, конечно. Другие потери страшнее – очень уж «урожайным» на похороны выдался 2018-й. Но это, понятно, тема особая.

А вот о чём обязательно нужно сказать – так это о феерической концовке года. Почти как в «Вие» – изо всех щелей попёрли «новаторы»-реформаторы. Ну, вот хотя бы: допустим, МХАТ Горького нуждался в некоторых переменах, но чего ради туда запустили тех, кого запустили? Они у нас, типа, поборники «линии партии»? Простите, в театре мне как-то по фигу чья бы то ни было партийная принадлежность – куда существеннее взгляды на театр и на искусство вообще. А тут дежурная группа в полосатых купальниках ничем не отличается от своих «политических оппонентов» – и те, и другие одним миром мазаны и мечтают (в угоду безграмотным представлениям о «современной культуре») похоронить заживо театр как таковой.

Далее. Снова всплыл старый знакомец, известный мастак по части культуры и отдыха: «Экс-руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков вошел в совет по культуре при губернаторе Пермского края Максиме Решетникове... В краевом правительстве объясняют приглашение специалиста его значительным опытом работы в сфере культуры» (https://www.kommersant.ru/doc/3835697?fbclid=IwAR2caBWG6Jcd_9PF1UidEo2SkubAxmRuBHikyTs1F0QJo5wkkBpZWgbgyxg).

И это не всё. Вдруг, откуда ни возьмись, в московском Департаменте культуры всплыли «чиновницы нового формата», эдакие Митрофанушки в юбках (всякие Кожемякины, Калачиковы и иже с ними) и, не стесняясь, заявили о намерении «реформировать» то, что, по их разумению, «устарело». Опять же не возьмусь утверждать, что в сложившейся системе музыкального, допустим, образования ничего не надо менять или обновлять, вот только делать это стоило бы осторожно и, извините за выражение, грамотно (а грамотностью «менеджерши» из команды свежепереизбранного мэра явно не страдают, они даже изъясняются как двоечницы). И вообще, неужели непонятно, что менеджеры существуют не для того, чтобы решать стратегические задачи – как сёстры-хозяйки в больнице существуют не для того, чтобы проводить операции на сердце. М-да, судя по всему, некоторым и впрямь непонятно, и это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Кстати, многие «традиционалисты» традиционно обвиняют во всех напастях наших, условно говоря, «либералов». Это что же получается – либералы у нас правят бал и в Кремле, и в московской мэрии, и в пермской администрации? Всю власть захватили или как? Рулят, стало быть, как хотят, но при этом гордо именуют себя оппозицией? Самим себе «оппонируют», что ли? И не странно ли получается – те, кому не нравится культурная (и прочая социальная) политика существующей власти, зачастую эту власть упорно поддерживают, а те, кто числится оппозиционерами, напротив, поют с чиновниками в унисон? Может быть, тут скорее следует говорить о наступлении на культуру двумя союзными колоннами – чиновной и «оппозиционной»?

Зачем нужны власти её нынешние добровольные помощники? Ну, это как раз понятно: во-первых, хунвейбины выполняют часть грязной работы, а во-вторых, когда основная задача будет решена, не придётся искать, на кого возложить ответственность за «перегибы». (Кстати, в 2010-м сравнивал я тут постмодернизм с коллективизацией и наверняка был не первым, к тому же и про «борьбу с перегибами» в начале 1930-х, увы, не вспомнил; что характерно, назначенных крайними тогда наказали, но то, что они натворили, никто «возвращать на место» не стал.)

Но вернёмся к нынешней смычке штатных функционеров с передовым отрядом «борцов за прогресс» (а возврат в далёкое прошлое некоторые у нас почему-то упорно именуют прогрессом). Из ярославского недалёка донёсся голос Путина: «У нас почти 650, 649 или 648 государственных театров в стране, я уж не говорю о других. Я же не случайно сказал, такого нет нигде» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/59400). Возможно, так оно и есть; хрен знает, как обстоят дела за Китайской стеной, но первенство Европы в этом виде программы мы, надо полагать, выигрываем. И всё-таки цифры тут лукавят – они говорят не о развитии театральной системы (доводилось читать, что в той же Праге театров больше, чем в Москве... и не только в Праге), но всего лишь о некотором своеобразии нашего государственного устройства. Судите сами: в Праге (а равно в Париже, Стокгольме и т.д.) городские театры считаются муниципальными, а в Москве – государственными, поскольку органы власти субъектов РФ относятся у нас к органам государственной, а не местной власти. Для справки: федеральных театров в Москве – около 10 (включая один театр, подведомственный Министерству обороны), а городских намного больше; то же самое – в Питере (ещё один субъект РФ); в других регионах федеральных театров – раз, два, и обчёлся, но краевые/областные театры тоже идут в зачёт как государственные. Иными словами, мы выходим на первое место благодаря собственной методике подсчёта, а по общепринятой шкале – не знаю, не знаю. По-любому, мы имеем тот самый случай, когда цифры не дают сколько-нибудь объективной картины и годятся только для того, чтобы пугать ими слушателей на партхозактивах. Или для того, чтобы обосновывать лукавой «статистикой» острую необходимость некоей «оптимизации», которая, естественно, тоже была упомянута.

Короче, Путин сказал то, что сказал, и «отклик снизу» прозвучал почти сразу; партия сказала «Надо!», комсомол ответил «Есть!» «Независимая экспертиза государственных театров необходима перед их оптимизацией... такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС выразила театральный критик, эксперт и член жюри национальной премии "Золотая маска", член Ассоциации театральных критиков Лариса Барыкина... "Такие эксперты (для проведения независимой экспертизы) в стране есть. Я в частности являюсь членом Ассоциации театральных критиков, нас 150 человек, это люди из многих городов..." – отметила Барыкина... Лариса Барыкина отметила, что "децентрализация театральной жизни", которая наблюдается в стране и делается в основном "Золотой маской", дает хорошие плоды, которые есть смысл поддерживать и финансово.
"У нас появились театры в стране, которые находятся в глухих, казалось бы, уголках, но ставят спектакли, которые могут соперничать по своим идеям, самовыражению, актерскому мастерству со столичными постановками. Такого не было никогда, так может на них стоит обратить внимание? Они есть в Лесосибирске и Шарыпово (Красноярский край), за Полярным кругом, в Кудымкаре (Пермский край)… Не надо обращать внимание только на "больших монстров" в столицах, которые обычно посещает туристическая публика, театры – это вся наша страна, их очень много", – отметила она
» (https://tass.ru/kultura/5915970?fbclid=IwAR0DLfyNm85srGz7B0rvzVtL5x7lyzNpk7VeeuxsvSI85qYcR1B4IFH93IA).

Начнём с того, что всё это, извините, враньё мы уже слышали не единожды. Даже названия городов мучительно знакомы, золотомасочные атэкашники постоянно озвучивают именно их (с другими, по-видимому, напряжёнка, Да извозчики-то на что ж?, включая самых воздушных). А для полноты картины – напомню, что пришлось писать два с половиной месяца назад в ответ на выкрики с очередной «новаторской» линейки: «Искать записи, честно говоря, было лениво, зато нашёл пост от июля 2015 года. Цитата: «за последние 10 лет на драматические «Маски» номинированы 167 спектаклей, из них Москву представляли 78, Питер – 40 плюс совместный проект северной столицы и Самары. На долю всех прочих осталось, нетрудно подсчитать, 48 с половиной номинаций. Проще, конечно, в процентах: Москва – 46,7%, Петербург – 24,3%, 18 региональных столиц (включая Новосибирск, Екатеринбург и Пермь) – 27,2%, нестоличные театры – 1,8%. Как вам такие «успехи региональной сцены»?» Представьте только: целых 3 нестоличных спектакля за 10 лет.
Но это было в 2015-м. А потом? После того, как цифры были озвучены (не только у нас), произошли некоторые «подвижки». На трёх последних «Масках» номинанты распределились несколько иначе. «ЗМ-2016»: номинантов – 24, из них Москва (включая 1 совместный проект с итальянцами) – 9* (37,5%); Петербург – 7 (29,17%); региональные столицы – 5 (20,83%); нестоличные театры – 3 (12,5%). «ЗМ-2017»: номинантов 28; Москва – 9,5 (33,93%); Питер – 6 (21,43%); региональные столицы – 8,5 (30,36%); нестоличные театры – 4 (14,29%). «ЗМ-2018»: номинантов 29; Москва – 12 (41,38%); Петербург – 6 (20,69%); региональные столицы – 7 (24,14%); прочие – 4 (13,79%). Обратите внимание: минимум московских спектаклей и максимум «периферийных» приходится на «Маску-2016» – так уж совпало, что это был сезон «неправильного» (то бишь не однопартийного) Экспертного совета
» (https://dik-dikij.livejournal.com/1502150.html).

Выходит, ничего нового наши «новаторы» и на этот раз не придумали. Зато (устами г-жи Барыкиной) продемонстрировали полную боеготовность «оптимизировать» (до нуля, понятно) те театры, куда им (словами свежеиспечённого раскольника В.Вилисова) «стыдно ходить».

Кому как, а мне вспомнилось босоногое, как говорится, детство, когда довелось читать не только «Трёх мушкетёров», но и «Двадцать лет спустя». Кто читал – наверное, помнит, как казнили английского короля Карла I: друзья-заговорщики смогли устранить и штатного палача, и его помощника, но нашёлся доброволец («Лондонский палач исчез, – отвечал комиссар, – но вместо него другой человек предложил свои услуги»). Что ж, на этот раз «новаторы» и впрямь добавили к старинному сюжету нечто новенькое: предложили свои палаческие услуги ещё до того, как профессиональный труженик топора спрятался от греха подальше.

Доброволец в романе Дюма, однако, при ближайшем рассмотрении оказался Мордаунтом. Стало быть, театральных петриков можно смело переименовывать в театральные Мордаунты, с чем их и поздравляю.

Так сказать, на пороге Года театра.
Subscribe

  • Год назад: 2020, 20 – 25 сентября

    dik_dikij и poziloy В прошлом году по техническим причинам пришлось разбить наш последний сентябрьский мемориал на две недлинные части. Может быть,…

  • 2021: 1 – 15 сентября

    dik_dikij и poziloy Осень... 1 сентября 2021 года умер Александр Храбунов, « Бессменный гитарист группы «Зоопарк» и соратник Майка Науменко в…

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments