dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Кому не Канта, или Спокойной ночи, малыши

Алексей Битов (poziloy)

«В начале сентября в месте, похожем на театр «Практика», люди, похожие на актеров, сыграли нечто, похожее на спектакль, для людей, похожих на зрителей. Это не зубоскальство и даже не дружеская ирония – просто открывшая сезон «Практики» премьера – спектакль «Коммуниканты» по дебютной пьесе некоего Андрея Ретрова – крайне наглядно иллюстрирует грустную фразу, давно превратившуюся в бородатый анекдот: «Человек, похожий на прокурора, в месте, похожем на баню, с девушками похожими на <...>, занимается чем-то, похожим на <...>». Это вполне в стиле «Практики», вместе с неизбежными высказываниями об актуальности и уникальности текста, о смелости режиссерского решения и прочем. В общем, все как обычно, ремесленный процесс идет бодрым шагом в никуда». Так начинается статья Глеба Лаврова "Сонное царство непохожих людей/(театр "Практика")", опубликованная на страницах "Страстной бульвар, 10" (http://www.strast10.ru/node/1307). Кстати, хочу поблагодарить sergey_holodny – именно он увидел эту статью и дал ссылку у себя в ЖЖ.
У Лаврова есть ошибка – Андрея Ретрова, насколько я понимаю, зовут Денисом. Про спектакль не скажу, не видел, но могу себе представить, так как пьесу читал. Чем она привлекла внимание завзятого театрала г.Боякова, понять нетрудно – даром, что ли, он "Коммуникантов" и в Перми на сцену вытащил, и вот теперь первопрестольную порадовал. Дело в том, что действие происходит в предбаннике, и персонажи должны разгуливать нагишом; есть возможность сэкономить на костюмах, что не могло не порадовать нашего рачительного хозяйственника.
А пьеса, честно сказать, так себе. Автор не вполне ощущает требования жанра. Тексту слишком не хватает лёгкости, он перегружен; действия вроде бы достаточно, но всё это напоминает подтанцовку на заднем плане, пока на переднем работает солист; наконец, хватает ремарок под крупный план: Люба «улыбается», Дмитрий Владимирович «смотрит на нее с любовью» (как тут не вспомнить Пряжко?), появляется Гастарбайтер «без эмоций на лице», затем Маша и Люба на этого Гастарбайтера «смотрят с презрением». Но это всё – ерунда, зато все голые. Лавров, кстати, тоже восхитился: уже в начальной сцене «Оба героя абсолютно голые – то есть совсем... налицо демонстрация как первичных, так и вторичных половых признаков». Такая практическая эстетика, а вот и обязательное дополнение к ней: «После окончания «концерта», как сказал бы Венедикт Ерофеев, «следует полторы страницы чистейшего мата»... крупицы повествования, а также хоть какого-то смысла приходится стоически вычленять из бесконечного потока трехбуквенных афоризмов. «Сухого содержания» набирается лишь на пару пустопорожних диалогов о влиянии языка на людей, да на очередные кухонные откровения (которыми Дмитрий Борисович напропалую делится с девушками) про хрупкость положения в жизни и про нелегкую жизнь политического деятеля в частности».
На самом деле, практически то же самое увидел на сцене главный комиссар пермской культуры г.Мильграм (http://borismilgram.livejournal.com/10597.html, см. также http://dik-dikij.livejournal.com/117940.html). Разница, в сущности, только в том, что г.Мильграма, вооружённого принципом «чем хуже, тем лучше» подобное «зрелище» устраивает, а не состоящего в секте постнодерьмистов Лаврова – естественно, нет.
Рецензент не удержался и от злословия (правильно сделал!): «я все же невольно усмехнулся, представив себе Эдуарда Боякова, вдохновенно вещающего с трибуны: «Коммуниканты – это есть новая драма плюс полная электрификация сцены»... Возможно, зрителю (или тому самому человеку, на него похожему), предлагают осудить или понять и оправдать жалкого толстячка, карьера которого кончается (или не кончается) у него на глазах, но каждая реплика, содержащая хоть одно неприличное слово (а таких, конечно же, большинство) сопровождалась нейтральным, но громким гоготом. Мне же при просмотре спектакля было очень стыдно – не из-за врожденного целомудрия или морализаторства, а из-за беспредельного идиотизма происходящего».
К чести Лаврова, злословием он не ограничился, а призадумался о смысле происходящего. «спектакль... представляет собой операцию по внедрению в зрительский мозг, Агеев [режиссёр] и Бояков являются его инициаторами и координаторами, а актеры – исполнителями. Во-первых, действие на сцене можно четко разбить на три уровня – на первом люди изображают актеров, которые на втором изображают персонажей, которые на третьем изображают людей... люди на сцене не похожи ни на артистов, ни на политиков (и проституток), ни на людей, а пространство сцены совершенно не похоже на их (людей) обиталище. Но спящий, оторванный от естественной логики зритель не замечает обмана и воспринимает все на голубом глазу... «снотворчеством», кстати, занимается и новая драма в целом – созданием и внедрением в массовое сознание образа свободного от мыслей и чувств человека (который может прикинуться хоть маргиналом, хоть пролетарием, хоть офисным работником)... Разница только в профессионализме и таланте «внедрителей» – некоторым просто не под силу создать хотя бы два уровня имитации. Фарсовая стилистика и общий идиотизм нужен для того, чтобы так и спящий до сих пор со времен Герцена [напоминаю: Герцен – это такое ругательство некоторых любителей «новой драмы», хотя Лавров мог этого и не знать] интеллигент вдруг, не дай бог, не проснулся и не увидел вокруг себя больницы с обваливающимися потолками, разбитые, годами не чиненные дороги и дым отечества, уже не метафорически, а вполне реально закрывающий солнце, – а то ведь, что вообще может случиться, и подумать страшно. Беда только в том, что это не спектакль, а акт промышленного шпионажа, исполненный с особым цинизмом. Плохо это или хорошо, каждый решит для себя, конечно, сам. Если проснется».
Короче говоря, так. Вот вам на сцене нагиши обоего пола, вот вам ведро мата, чтобы позабавились, и будьте довольны – это и есть ваш уровень. Обо всём остальном не беспокойтесь, на это есть партия и правительство. Ну, и постноэтосамое, конечно. Как важнейшая составляющая пропагандистской машины. Спите спокойно, дорогие соотечественники, а мы пока над вашим сознанием поколдуем. Не бойтесь, это не больно. Спите спокойно, кому сказано!
Спать!
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments