dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2018 год: 1 – 10 декабря

dik_dikij и poziloy

На этот раз пришлось несколько, что называется, «поджаться» – два материала получились необычно большими, а сокращать их мы не стали.

2 декабря 2018 года в соцсетях и СМИ появилась информация: умерла актриса Кишинёвского Русского драматического театра имени Чехова Зинаида Чеботарь. Kino-teatr.ru указывает этот день как дату смерти, но Чеботарь умерла в конце ноября, о чём свидетельствует объявление от 30.11 на странице театра в ФБ: «Уважаемые зрители, в связи с безвременной кончиной Актрисы нашего театра Maestru in Arta al RM Зинаиды Чеботарь, 1-го декабря в 11.00 спектакль «Чебурашка и цирк» будет заменен на сказку «Белоснежка и семь гномов»» (https://www.facebook.com/chehov.md/photos/a.1422960664647740/2224896087787523/?type=3&theater). А вот сведений о театральных работах актрисы практически нет, только на том же kino-teatr.ru указаны 3 роли – Роз-Мари, принцесса Морении ("Герцогиня из Чикаго"), Лизистрата ("Бабий бунт") и Мадемуазель Куку ("Безымянная звезда"). Если кто не помнит, Мадемуазель Куку – это классная дама, которую в фильме М.Козакова сыграла С.Крючкова.
А вот кишинёвская «классная дама» в кино, насколько известно, не снималась никогда. Зато в театре ролей наверняка было не три, а больше, намного больше. Один из комментариев на ФБ: «Я полюбил театр благодаря Зинаиде Ивановне... Светлая память...»,
З.И.Чеботарь, 20.01.1957 – 30(?).11.2018


1 декабря 2018 года умер Виктор Гульченко, создатель и художественный руководитель Театра "Международная Чеховская лаборатория". «В.В.Гульченко в «Международной Чеховской лаборатории» поставил все «большие» пьесы Чехова, некоторые в двух версиях. Среди постановок в других театрах: «Варшавская мелодия» Леонида Зорина (Театр имени Пушкина), «Московские люди» по мотивам Гиляровского, Островского, Горького (Театр имени Пушкина), «Счастливые дни» Сэмюэла Беккета (Театр «Модернъ»), «Пляска смерти» Августа Стриндберга (Театр на Малой Бронной – первая версия, Государственный Театр Наций – вторая версия).
В спектаклях лаборатории заняты актеры различных московских театров...
Деятельность Виктора Владимировича Гульченко как исследователя творчества Чехова принесла ему заслуженное уважение как научного сообщества, так и театральных практиков. «Чехов и Эйнштейн», «Чехов и Беккет», «Чехов и Ионеско», «Мужчины и женщины у Чехова и Стриндберга», «Платонов Чехова и Дон Гуан Пушкина», «Метаморфозы «Вишневого сада», «Особенности финалов чеховских пьес», «Чехов в пространстве уходящего века», «Прохожий Чехова и Сталкер Стругацких и Тарковского», «Чайка» Антона Чехова и «Птицы» Дафны Дюморье и Альфреда Хичкока» – это только часть его чеховских публикаций
» (http://www.gctm.ru/2018/12/03/ushyol-iz-zhizni-viktor-gulchenko/).
Гульченко был – без преувеличения – настоящим фанатом Чехова, и «Чеховская лаборатория» строилась и держалась, по сути, только на его энтузиазме. У Лаборатории, насколько знаем, не было своей сцены, и спектакли игрались исключительно на «чужих полях». К спектаклям этим относились, в общем, по-разному, но самого Гульченко уважали и, насколько возможно, шли ему навстречу. Выживет ли теперь его осиротевшее детище – тоже, как ни крути, вопрос на засыпку...

2 (по другим данным, 4) декабря 2018 года умер Виталий Ендовицкий, актёр Театра-школы «Образ». Он снимался в сериалах, от «Жизни и судьбы» (водитель Штурма) до «Универа», а больше всего запомнился (реально запомнился – те, кто смотрел, подтверждают) в роли патологоанатома из сериала «Карпов».
«Карпов», 3 сезон, 10 серия – «Всего одна ночь», https://www.ivi.ru/watch/karpov/198723 (смотрите с 8-й минуты).
В наступающем году Ендовицкому исполнилось бы 50.
В.В,Ендовицкий, 31.07.1969 – 02(?).12.2018


3 декабря 2018 года умер Джеффри Питер (Джефф) Мёрфи. Режиссёр, сценарист, актёр, продюсер, монтажёр, композитор – он перепробовал, похоже, все основные кинопрофессии, кроме операторской. Но лучшим его фильмом не без оснований считается тот, где он был ассистентом (вторым режиссёром): «Властелин колец».

3 декабря 2018 года умер Вячеслав Дубинин. Мастер спорта по боксу, расставшись с рингом, подался в тренеры, но затем переменил судьбу и стал каскадёром. «Вячеслав Дубинин был первым в СССР каскадером, который исполнил трюк со стопроцентным горением (в то время такие трюки не снимали даже за рубежом). Сам он рассказывал: "Первый такой трюк я выполнил в драме Юрия Ильенко «Соломенные колокола» (1987). Снимали фильм в Закарпатье, и я дублировал народного артиста Михаила Голубовича. Немец бьет его прикладом, поливает бензином и поджигает… уже меня. Это сейчас появились спецкостюмы, а тогда их не было. Меня обмотали тряпками с асбестом, надели шинель, на лицо тоненькую маску сделали, на голове – шапка. И вот я - горящий факел, мчусь за немцем (бежать надо было больше 20 м). А в кадре лежит «убитый» враг, но как только он увидел, что я к нему приближаюсь, сразу «ожил» и убежал. Побоялся, что огонь на него перекинется. Пришлось переснимать дубль. Сцену сняли только на седьмой раз. На мне сгорело семь шинелей!"» (http://stuki-druki.com/authors/Dubinin-Vyacheslav.php). Назовём и ещё два фильма – «Узник замка Иф» и «Имитатор».
Как водится, Дубинин и сам иногда появлялся в кадре, но только в эпизодических ролях.
В.И.Дубинин, 11.06.1949 – 03.12.2018


3 декабря 2018 года умер Андрей Битов. Нрава он был не лилейного, что и говорить, но и жизнь ему досталась непростая – от страшной блокадной зимы 1941/42 в раннем детстве до тяжелейшего заболевания, которое он переборол.
Его называют одним из основоположников и столпов отечественного постмодернизма, но на прощании в ЦДЛ В.Абдрашитов с этим категорически не согласился, справедливо заметив, что постмодернизм по определению вторичен, и те, кто относит себя к постомодерну, тем самым признают свою вторичность. Конечно, кто-то с этим не согласится, но мы уверены, что Абдрашитов прав.
Кстати, характерная особенность постмодернистов и прочих «постников» – они с трепетной серьёзностью относятся к самим себе. А Андрей Битов был достаточно самоироничен.
И вот ещё что, пожалуй. Многие любят цитировать (к месту и не к месту): «Время ведь тоже трудится, как человек: сначала совершенствуя и лишь потом – разрушая». К сожалению, не факт – ой, не факт. То есть в отношении времени, может быть, всё верно, но некоторым хомо сапиенсам нравится совсем другая формула – до основанья, а затем... В сущности, такие люди не соответствуют времени – не определённому (к примеру, настоящему или будущему), а вообще никакому. Впрочем, к автору «Человека в пейзаже» и «Пушкинского дома» это не относится: в непростом времени (а когда оно было простым?) он остался самим собой, не поддавшись искусу саморазрушения.

3 декабря 2018 года умер Хосеп Луис Нуньес Клементе – человек, превративший среднюю по континентальным меркам футбольную команду «Барселона» в один из лучших (и самых зрелищных) клубов мира. И вообще, есть мнение, что деятельность президентов суперклубов куда интереснее для жителей нашего шарика, чем всё то, чем занимаются их коллеги – президенты сверхдержав. Тем более, счёт – на табло, и не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, кто нынче выиграл, а кто проиграл.

4 декабря 2018 года умер Юрий Гриневич, «один из создателей анимационного сериала «Маски-шоу» и видеожурнала «Каламбур»». Ему было всего 46.

5 декабря 2018 года умер Николай Рушковский. Биографическая справка, ещё не в прошедшем времени: «Окончил Школу-студию им. В. Немировича-Данченко при МХАТ (г. Москва) в 1952 г.
Участник Великой Отечественной войны. Орден Отечественной войны ІІ степени, Орден Почета, 12 медалей.
Возглавлял Киевское отделение НСТД Украины более десяти лет.
Один из учредителей театральной премии "Киевская пектораль", Нового драматического театра на Печерске, Мастерской театрального искусства "Сузр'я".
Преподаёт мастерство актёра (русский курс, 12 выпусков с 1963 года) в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И.Карпенко–Карого.
Лауреат премии „Киевская пектораль”. Профессор.
В театре им. Леси Украинки с 1952 г.
» (http://www.rusdram.com.ua/rus/actors/nikolay_rushkovskiy).
О последнем спектакле актёра пишут на разных сайтах – почти слово в слово: «В последний раз вышел на сцену 25 ноября 2018 в спектакле «Насмешливое моё счастье», после которого (по другим источникам – на сцене, в финале спектакля) неудачно упал и сломал бедро. Организм 93-летнего актёра не перенёс несложную операцию и 5 декабря Николай Николаевич Рушковский скончался».
66 лет службы в театре, 110 ролей – от Ромео до Фирса. «По словам украинского театрального критика Олега Вергелиса, Рушковский до последних дней мечтал вернуться на сцену и снова сыграть Фирса в спектакле "Вишнёвый сад"...» (https://ognyvo.ru//articles/umer-sovetskij-aktyor-nikolaj-rushkovskij-smi-1232060?utm_source=smi2_ru&utm_content=5636022&full=1&block=0&ab=0&abv=0&requestid=5c1545c214765e39a933cce6). Рушковский впервые не сыграл Фирса 8 лет назад, на премьере – тогда подвело сердце. Ту паузу удалось наверстать...
Снимался актёр и в кино – на его счету больше 30 работ. Главных ролей не было, но хватало военных; на экране он был отнюдь не рядовым, а генералом и адмиралом (в «Освобождении» – генерал-полковник Москаленко). Но прежде всего – конечно, сцена.
Из интервью Рушковского (2010 год): «театр должен делать только две вещи – заставлять плакать и смеяться... Театр, как известно, состоит из трех вещей: литературы, постановочной группы и зрительного зала. Если получается гармоническое слияние этих компонентов, тогда и происходит театр». И, наконец: «По мифологии, в конце жизни всех нас ждет мрачный Харон, чтобы перевезти через реку Стикс. Мы говорили, вот станешь артистом, прибудешь туда и надо будет предъявить как минимум роли 3-4, о которых даже враги не могли бы сказать, что они плохие» (http://www.inieberega.ru/node/294).
Но мы выкладываем другое видео, не ролевое – «День Победы Возвращение Николай Рушковский», 2015 год, https://www.youtube.com/watch?v=49pYhzx-GQ8. Из самого начала: «Я не знаю, каким нужно быть человеком, чтобы мечтать о войне». И в самом конце: «Война – это плохо». Коротко и ясно.
И ещё одна ипостась Рушковского: в 2010-м он участвовал в записи аудиокниги по пьесам Булгакова. Булгаков родился в Киеве, а умер в Москве. Рушковский родился в Москве, а умер в Киеве. Всё переплелось.
Н.Н.Рушковский, 11.05.1925 – 05.12.2018


6 декабря 2018 года умерла Галина Анисимова. В некоторых некрологах пишут, что в её трудовой книжке была всего одна запись, но, скорее всего, записей было две: в 1952 году выпускница «Щуки» не могла прийти в Театр Маяковского (такого в ту пору ещё не было), как не могла и оставаться актрисой Московского театра Драмы после того, как его переименовали в 1954-м. Но переименования у нас – дело обычное, а вот 66 лет на одной сцене – случай, скажем так, неординарный.
При этом никогда (ни при одном худруке) репертуар не строился под Анисимову, зато о ней вспоминали, когда надо было срочно закрыть брешь, возникшую по той или иной причине; так было с Офелией (высокое начальство сочло, что М.Бабанова для этой роли старовата), а потом с Ксантиппой в «Беседах с Сократом» (когда ушла Т.Доронина). Получается, палочкой-выручалочкой Анисимова, безусловно, была, а вот примой... Правильно заметил Л.Соколов: «Она то входила в генералитет Маяковки, то оставалась немного в стороне» (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1935319906554347&set=a.321099007976453&type=3&theater).
Были у актрисы и роли, откровенно не «генеральские», но от этого не менее замечательные – Смельская в «Талантах и поклонниках», Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе»... Впрочем, все эти роли так или иначе упоминаются в «видеоприложении», так что в текстовой части достаточно беглого упоминания. А вот об Ане из «Вишнёвого сада» или о Груше в «Кавказском меловом круге» мы ничего сказать не можем: ни сами не видели, ни в Сети ничего не нашли.
Как бы то ни было, театралам вряд ли надо объяснять, кто такая Галина Анисимова, а вот киноманам придётся хорошо покопаться в памяти, чтобы вспомнить эту актрису: на экране главных ролей у неё не было, а главные из неглавных сыграны в 1963-м («Всё остаётся людям» – Ася, врач) и в 1975-м (сериал «Мальчик со шпагой» – завуч). Почему этим ограничилось – в какой-то мере тоже сказано в фильме канала «Культура».
«Чего желать? О чем тужить?.. Галина Анисимова» (2009 год) – http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/31987.
В дополнение – цитата: «Она была замечательной актрисой, мастером и выдающимся человеком театра. Умела выходить на сцену и уходить со сцены, умела держать паузу, умела держать слёзы, подать реплику как репризу... Она стоически сносила, хотя внутренне – мучительно переживала годы простоя и одновременно умела вкладывать недоигранное, несыгранное в те даже неглавные роли, которые дарила ей судьба. А уж если выдавались главные! В "Госпоже Министерше", в "Женитьбе", в "Как поссорился И.И. с И.Н." она и роли второго плана делала такими, что писали потом непременно и про её игру... Анисимова, конечно, была необыкновенной актрисой и необыкновенной женщиной в труппе, где и необыкновенных актрис, и необыкновенных женщин и было, и сейчас немало. Но Анисимова не затерялась средь них. И не могла затеряться. А того, кто, как ей казалось, надумал её позабыть, она быстро ставила на место» (Г.Заславский, https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10212617160696653&id=1613861036).
Да, вот ещё что. На середину февраля нового 2019-го планировалась премьера спектакля с участием Анисимовой – «Снимается кино» (сцена на Сретенке, режиссёр Ю.Иоффе). Вполне вероятно, премьера состоится. Но пройдёт уже без Анисимовой. Как и другие спектакли.
Г.А.Анисимова, 17.07.1929 – 06.12.2018


6 декабря 2018 года умер режиссёр-документалист Борис Сарахатунов. «География его жизни удивительна: родился в Тбилиси, учился во ВГИК в Москве, жил в Хабаровске и Минске, снимал фильмы по всему миру – на Аляске и Гавайях, в том числе. И воевал на Украинском фронте Великой Отечественной» (https://unikino.ru/boris-sarahatunov-rip/).
А медаль «За отвагу» Сарахатунов получил в 1945-м за бои в Германии.

6 декабря 2018 года умер Любиша Георгиевски, македонский режиссёр и драматург, а кроме того – политик, в 1990-е реально претендовавший на пост президента своей страны. Кстати, самый известный свой спектакль Георгиевски поставил по пьесе В.Гавела «Искушение», вот только драматург президентом стал, а у режиссёра не получилось.

8 декабря 2018 года от онкологического заболевания умер 27-летний украинский актёр Тарас Мельничук. Пишут: «Широкую известность у российского зрителя Тарас получил благодаря участию в популярных сериалах. Таких как: «Возвращение Мухтара», «1-я мировая», «Пёс» и т.д. В киноэпопее про служебные будни отдела полиции «Щукино» он сыграл Олега (серия «Антидот»). Одновременно со съёмками в кино, Мельничук был одним из ведущих актёров в Киевском ТЮЗе». Ну-ну... В «Антидоте» («Возвращение Мухтара-9») отравитель-вымогатель Олег промелькнул ненадолго в самом конце (https://www.youtube.com/watch?v=9ioooreIao4, смотрите с 39-й минуты) и вряд ли мог принести «широкую известность». А то, что в Театре на Липках («одновременно» так, между делом) Мельничук успел сыграть, например, Ромео и Хлестакова – это, разумеется, никому не интересно...
А ведь что говорить, театральная биография началась на зависть. И так быстро оборвалась...
Т.Р.Мельничук, 13.10.1991 – 08.12.2018


8 декабря 2018 года умерла правозащитница Людмила Алексеева. В определённых кругах её попрекают двойным (российско-американским) гражданством; обвинение, на наш взгляд, странное – тем более, что американское гражданство Алексеева получила, когда (не вполне по своей воле) проживала в США. Почему она в таком случае не отказалась от него, когда вернулась в Россию? Например, потому, что не хотела быть неблагодарной. Защищала ли она интересы США? Вряд ли; с правами человека у нас действительно полный швах, достаточно вспомнить недавнее повышение пенсионного возраста, проведённое с явным нарушением Конституции – власть откровенно плюёт на наши права, как бы они ни были гарантированы.
Другое дело, далеко не во всех случаях с Алексеевой можно было согласиться, но этого ведь никто и не требует. И не надо забывать, что права человека – вещь обоюдоострая: права одного не могут осуществляться за счёт прав другого. Но каждый имеет право на собственное мнение, и видеть в оппоненте «вражеского агента», мягко говоря, нелепо. Тем более, не надо бы забывать, к чему у нас приводили тотальные поиски «вредителей»; к сожалению, мы слишком любим крайности, и в этом условные «либералы» и условные «патриоты» вряд ли уступят друг другу.

9 декабря 2018 года умер Борис Мостовой. Актёрскую службу он начинал в Тюмени, а затем – транзитом через Калинин – перебрался в Кемерово. Кого он играл в Тюмени, мы не знаем, а в Калинине были и Борис Годунов в «Царе Фёдоре Иоанновиче», и Торвальд Хельмер в «Норе». А в Кемерове – Креонт и Полоний, Аргант и Полковник Пикеринг, Джэйб Торренс и Сэр Джон из «Костюмера», Стародум и Ванюшин, Дорн и Павел Протасов... «Он сыграл более сотни ролей. Самые полюбившиеся зрителям – полковник Савельев в спектакле «Так и будет» (К.Симонов), Серябряков – в «Дяде Ване» (А.Чехов), Дудукин – в «Без вины виноватые» (А.Островский), Лука – в спектакле «На дне» (М.Горький)» (http://www.kemdrama.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=448). Вот такой послужной список.
Но это – на сцене, а на экране – судя по всему, ничего... Может быть, поэтому, вся информация, которую нам удалось найти, по сути, умещается в пределы биографической справки. Жаль.
Б.И.Мостовой, 12.06.1925 – 09.12.2018


9 декабря 2018 года умерла Александра Анастасия Гамильтон, герцогиня Аберкорнская. Если следовать канонам английского языка, её звали Александра Анастейша Хэмилтон, но сама она в России представлялась как Саша Аберкорн. Впрочем, как ни произноси, это не изменит того факта, что герцогиня приходилась родной правнучкой Пушкину (по материнской линии) и Николаю I (по отцовской). Да уж, Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире!
Помнила ли она о родстве с императорской фамилией, мы не знаем, но о другом прадедушке герцогиня точно не забывала. «Дальний потомок А.С.Пушкина [а вот и нет, не такой уж дальний], она много сил и энергии отдавала популяризации в Ирландии и Великобритании наследия ее великого предка, особенно среди подростков и юношества, а также поддержке русской культуры. Светлый образ этой замечательной женщины сохранится в сердцах тех, кому выпала честь и счастье встречаться с ней и соучаствовать в ее трудах» (https://libfl.ru/ru/news/umerla-aleksandra-gamilton-gercoginya-aberkornskaya).

Не хотелось бы дожить до тех времён, когда все позабудут всё.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments