dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Про это, или Кризис смыслов

Алексей Битов (poziloy)

Честно говоря, на фэйсбучную ленту заглядываю нечасто – предпочитаю «точечное» чтение, в том числе по наводкам. А недавно по случаю пробежался взглядом по этой самой ленте – и оценил, какое количество постов посвящено событиям во Франции. Нет, я, конечно, в курсе, что в Париже находится пуп земли, а у нас – так, задворки, но, может быть, своя рубашка всё-таки ближе к телу?

Впрочем, на сей раз у нас не рубашка даже – рубашоночка, не более. Е.Кретова выложила на ФБ ссылку на свою статью в «МК» – «Над детскими музыкальными школами нависла угроза: "Утратили смыслы"» (https://www.mk.ru/culture/2018/12/12/nad-detskimi-muzykalnymi-shkolami-navisla-ugroza-utratili-smysly.html?fbclid=IwAR3u_C9ICR794ZBMJmyZg0mKuAP1TKP_cvabAvImMZmKusJ0m_QixmBOtAc). Вот самое начало публикации: «Наши чиновники, давая интервью и выкладывая посты в социальных сетях, то и дело бросают провокационный повод обществу забеспокоиться о будущем. Недавно медиапространство озадачила руководительница Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства». Чуть дальше – уточнение: «Позиция руководителя дирекции Екатерины Калачиковой, чиновника нового поколения с дипломом Академии им. Гнесиных, изложенная ею в видеоблоге, вызывает удивление». А под текстом – видеоролик, который «озадачил». Не утерпел, конечно, полюбопытствовал.

Для начала надо бы, пожалуй, представить «чиновницу нового поколения». Называть возраст не буду (дама всё-таки), но отмечу, что 30 нашей героине ещё не исполнилось. Каким ветром её занесло на руководящую должность? Попутным, вестимо. Вот её собственная версия: «Я была абсолютно такой же выпускницей Академии имени Гнесиных, которая думала, что единственное достойное занятие – играть на рояле в Большом зале Консерватории. Я бы скорее пошла работать в «Макдоналдс», чем в музыкальную школу. И совершенно случайным образом я оказалась в московском Департаменте культуры, как раз в том отделе, который занимался творческим образованием.

Вопрос: – Это была команда Сергея Капкова?
– Да, это была команда Сергея Александровича» (https://special.theoryandpractice.ru/ekaterina-kalachikova-interview?fbclid=IwAR0jBGokDCFKKLecDiY5IlJugsnXr_QWfESQyYEK5tTEJbrKV4Dn2h4qD3E). Есть и дополнительная информация: «концертмейстеру Калачиковой, сразу после Музыкальной Академии, потребовались СРОЧНО курсы в Академии Управления, которые вела г-жа Зеленцова, бывшая в то время очень ответственным сотрудником Комитета по Культуре г. Москвы!!» Уточнение очень похоже на правду, хотя присягать не стал бы.

В процитированном интервью Е.Калачикова иногда говорит вполне разумные вещи. Пример:
«Никто не против нового – это не зависит от возраста». Увы, следующую фразу бесспорной не назовёшь: «Все против некачественного», – уточняет наша руководительница Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства. Эх, если бы... Некоторые «птенцы гнезда Капкова», как известно, считают качество устаревшим понятием, а по сути повторяют печально известную формулу Э.Бернштейна: «движение – все, цель – ничто». Но женщины, не будем забывать, лукавы. А ещё они кокетливы: «Дизайнер образовательных программ – это то, что называлось старым словом «методист»», – говорит г-жа Калачикова. Напоминает, конечно, классическое «Я не извозчик! Я водитель кобылы!»; справедливости ради, говорил (точнее, пел) это мужчина, но он ведь не всерьёз...

В том же интервью можно наткнуться и на удивительные исторические откровения. И опять-таки не буду голословным, процитирую: «из-за послевоенной истории про массовые детские сады, когда все должны были идти на работу и поднимать экономику, у нас прервалась связь между поколениями, и мне кажется очень важным ее восстанавливать». Интересно, кто ей это напел? Капков? Зеленцова?

Случается, г-жа чиновница нового поколения забывает о сказанном ранее и говорит нечто, прямо противоположное. Сперва она, вроде бы, осуждает тех, кто полагает, будто государство им что-то должно: «У нас есть категория людей, которые воспринимают государство как должника для себя» (в духе О.Глацких, уральской мастерицы художественной гимнастики и художественного слова). Интересно, а как это осуждение отдельных несознательных граждан стыкуется с одним из следующих высказываний: «Если ты на документацию и на отчетность смотришь только как на какую-то обузу, которая тебе мешает двигаться, и не понимая ее сути, то это очень тяжело. А если ты понимаешь, что это ответственность перед теми людьми, которые доверили тебе свои деньги, тогда это по-другому воспринимается и с этим гораздо легче внутренне работать»? О, непостоянство...

Впрочем, не менее удивительно услышать от выпускницы Гнесинки такое откровение: «большое количество людей действительно с ужасом вспоминают про игру на фортепиано и про наше любимое сольфеджио. Отчасти это объясняется тем, что учить детей сольфеджио – это попытка преподавать высшую математику в третьем классе». Нет, вспоминают реально с ужасом, как другие (немузыкальные) экс-школяры вспоминают про другие предметы, тут не поспоришь, но сравнить сольфеджио с высшей математикой? А таблица умножения – тоже, надо полагать, высшая математика? Ну-ну...

И всё же в интервью попадаются более-менее человеческие мысли, изложенные более-менее человеческим языком. Другое дело – видеоролик, который, похоже, никто не отредактировал. Тут и русский язык на отменном уровне («Эта цель касалась воспитания профессиональных музыкантов»), и с цифрами не фонтан (сначала г-жа Калачикова сообщает, что в России было 8 тысяч музыкальных школ, а осталось 5 с половиной, а затем вспоминает о преподавателях оставшихся музшкол: «это всё-таки огромное сообщество, то есть это только вот на данный момент 6 тысяч директоров» (6 тысяч директоров на 5,5 тысяч школ – это как?) В общем, как говорили когда-то, сразу видно – матросы Балтийского флота... в смысле, начальники по образованию при Департаменте культуры.

И опять не обошлось без новой истории: «Мы занимаемся тем, что ищем пути движения для этих организаций [детских музыкальных школ], которые были созданы ещё в советское время». Выпускница Гнесинки, видимо, не знает, что сёстры Гнесины открыли в Москве детскую музыкальную школу в конце XIX века, а октябрь 1917-го наступил несколько позже. Кстати, приходилось читать, что эта школа тоже не была первой, но именно Гнесины, вроде бы, создали трёхступенчатую систему музыкального образования, которая начинается почему-то с музшколы. Что закончила г-жа Калачикова перед тем, как попала в Академию Управления, не подскажете? Только не говорите, что чиновница не умеет формулировать свои мысли, она всё-таки не банно-прачечными комбинатами ведает, а образованием в системе культуры.

Ещё несколько занимательных «мыслей вслух», по порядку:
«Мы до сих пор на мировой арене остаёмся абсолютно номер один, несмотря на то, что Китай и Япония уже давно перекупили всех наших педагогов, они, конечно, активно тоже в эту сторону идут». Насчёт «давно перекупили всех наших педагогов» – очевидная чушь (а кто же тогда преподаёт в оставшихся 5,5 тысячах музыкальных школ?) Но интереснее другое: Китай и Япония, по словам Калачиковой, идут в нашу сторону, а мы, значит, наутёк? чтобы, типа, не затоптали ненароком?

«Оно [государство СССР] просто находилось во всех своих социальных слоях в парадигме классической музыки, т.е. высшее руководство страны практически как бы каждый день или через день находилось в Большом театре». Члены Политбюро, если на то пошло, не каждый день с кровати сползали, но у альтернативщиков, надо полагать, своя история КПСС... А первая фраза (про социальные слои в парадигме)... признанные стилисты обзавидовались бы (за визажистов не скажу, не в теме).

«все медиа были заточены под классическую музыку» – это опять-таки про советское время. К сведению чиновных эрудитов: по радио и ТВ классическую музыку тогда, конечно, давали, но куда реже, чем эстраду. Но какая разница, что было на самом деле? В конце концов, один Глюк точно был связан с классической музыкой – значит, и прочие глюки не возбраняется отнести к той же «парадигме».

«И эта система образовательная, она была логическим продолжением, ну, как бы вот жизни... народ жил в парадигме классической музыки». Да, конечно, мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – парадигма! Или так, что ли: Знаю, знаю точно, где мой адресат – в парадигме, где резной палисад. Тоже классика (почти).

«музыка – это такая история, которая, в общем, сопровождает нас практически везде». Круто и, главное, до чрезвычайности глубокомысленно. А главное – пошла такая философия, которая, в общем, сопровождает нас практически везде.

«и потом есть очевидный запрос от общества на совершенно другие форматы». В письменном виде или как?

«это огромный кризис смыслов, на самом деле. Вот сейчас мы находимся на той самой стадии, когда мы пытаемся его сформулировать и понять, про что это должно быть и как это должно выглядеть сегодня – в той ситуации, когда государство не говорит и вряд ли уже скажет о том, что это вот история про вот это». Забавно: смысл им неведом, они пока что пытаются понять, но действовать предлагают немедленно (фигли ж тут думать? трясти надо!)

Вот вам, в сущности, и вся история про вот это.
Маяковский отдыхает.

P.S. Пока Маяковский отдыхает, наши «новаторы» не дремлют – представьте себе, они хором осуждают (в фэйсбучных комментариях) коварные замыслы г-жи Калачиковой, даже сама М.Ревякина отметилась, не погнушалась. Как же это, а? Вы ведь пытаетесь сделать с театром ровно то же самое, что чиновница нового поколения – с музыкальными школами. Одним миром, можно сказать, мазаны, вот ведь незадача какая... По своим артиллерия бьёт? Пусть это и не Маяковский, но первая буква совпадает...

P.P.S. А чиновнице-реформаторше (вместе с прочими из того же «поколения») неплохо бы подарить портфель и отправить в школу. Не в музыкальную. Чтобы без сольфеджио и прочей «высшей математики». Достаточно основных предметов.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments