dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

«Всё мрачней и ниже тучи...»

Алексей Битов (poziloy)

Итак, новость, которая уже ни для кого не новость: «Новым руководителем Московского художественного академического театра имени Горького назначен продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков. Его заместителем по творческой работе стал артист и режиссер Сергей Пускепалис, заместителем по литературной части – писатель Захар Прилепин» (цитирую по https://www.kp.ru/daily/26916/3962507/). И далее: «85-летнюю Татьяну Доронину тоже не обидели, не списали в утиль. Ей придумали новую должность – президента театра. Она же возглавит худсовет.
«В помощь Татьяне Васильевне придет команда молодых энергичных людей, которые смогут придать новое дыхание театральной жизни МХАТа имени Горького», – подытожил Владимир Толстой
».

Владимир Ильич Толстой (советник Путина по вопросам культуры, если что), похоже, совсем зарапортовался: оказывается, худрука назначают в помощь главе худсовета. Не смешно.

Читаем дальше. «Эдуард Бояков был в редакции «Комсомольской правды» несколько месяцев назад. Любопытно, что одной из тем нашей беседы был как раз театр Татьяны Дорониной. Тогда уже «тучи над городом встали». Во МХАТе им. Горького накопилось масса проблем, связанных с неэффективным управлением и расходованием бюджетных средств. Это было заметно невооруженным глазом.
– Я вижу даже по афише этого театра, что это не современное пространство, – говорил Эдуард Бояков
...»

Нет, это ещё не всё, читаем дальше. «Пока новый худрук Эдуард Бояков и его завлит Захар Прилепин не отвечают на телефонные звонки и поздравления, а Татьяна Доронина сегодня не появилась в театре. Нам удалось дозвониться новому заму Боякова по творческой работе – популярному актеру и режиссеру Сергею Пускепалису.
– Театр очень выгодно расположен географически – на Тверском бульваре, в центре Москвы, – сказал Пускепалис. – С таким расположением он обязан быть зрительски востребованным и успешным
...»

Вопрос: «Ваша команда – Бояков, Прилепин и вы – сформировалась до назначения во МХАТ?»
Пускепалис: «Да. Сейчас мы втроем готовим большой международный кинофестиваль на Кавказе «Герой и время»». Замечательно, но при чём тут театр, не подскажете?

Вопрос: «Как давно планировалось ваше назначение во МХАТ?»
Пускепалис: «Достаточно давно… Мы не имели права об этом говорить заранее. У Татьяны Васильевны был юбилей (в сентябре Дорониной исполнилось 85 лет – Ред.). Надо было спокойно, без потрясений отметить. Когда мы с ней встретились, была взаимная доброжелательность и понимание. Мы сразу определили ее статус – у нее будет решающий голос в худсовете. Творческий вектор, которое она задала, изменен не будет».

Стоп, как это? Если верить Боякову, пространство МХАТ Горького необходимо «осовременить»; если верить Пускепалису, «Творческий вектор... изменен не будет». Вопрос, однако: можно ли изменить пространство, не меняя вектора? Кио, наверное, смог бы...

Но продолжим. Вопрос: «Раз все было известно полгода назад, у вас уже есть творческие планы?»
Пускепалис: «Пока хотим оценить ситуацию, которая есть. Спектакли, которые приносят доход театру и спектакли, в которых занята Татьяна Васильевна, останутся в репертуаре. О творческих планах расскажет Эдуард Бояков». Дежа вю, однако. Помнится, несколько лет назад новоназначенный директор одного московского театра говорил почти то же самое: «Вот приедет барин – барин всё расскажет». Было такое или мне померещилось?

И несколько любопытных цитат от, так сказать, наблюдателей. «либеральный реванш не за горами? Сегодня это произошло». А кто у нас либерал-то? Неужели Бояков, ярый поклонник действующей власти? У нас что, условных (очень условных) либералов назначили крайними везде и во всём? Бояков (как и Прилепин, кстати) – ни разу не либерал, ни в каком смысле слова, даже в нашем, весьма своеобразном, и незачем искать в «верхних» коридорах чёрную кошку, которой там нет.

Голос с другой стороны: «решение со всех сторон осмысленное: хочешь что-то поменять, что-то не нравится в современном театре, всех критикуешь – надо дать конкретное дело». Это прекрасно, но почему же в таком случае театр отдали Боякову, а не, к примеру, В.Сторчаку, который по-любому владеет театральной профессией лучше, чем новый назначенец? Вопрос, конечно, интересный, но несколько на засыпку.

О «гениальном кадровом решении» говорить не будем – решение, по сути, постыдное, и дело тут отнюдь не в Т.В.Дорониной как таковой; эту часть проблемы можно вынести за скобки. С удовольствием отправил бы за скобки и вопрос о личности того, кто назначен вместо неё – вопрос тоже не самый главный, но несколько слов о г.Боякове сказать всё-таки необходимо. Опять-таки цитата: «Эдуард Бояков недавно на «Эхе Москвы» сильно возмущался состоянием современной режиссуры. Я хорошо помню его актерские дебюты на сцене ЦИМа. Мы взирали на это снисходительно: ну, Эдик талантливый менеджер, способный организатор, пусть сыграет, если так хочет. Про себя-то мы понимали, что это никому не надо, плохо это. Но так постепенно возникла некая амбициозная себе дозволенность: и вот он уже учит, ставит задачи, строит Нью-Васюки...» (В.Фокин, https://www.novayagazeta.ru/articles/2012/05/27/49915-rezhisser-valeriy-fokin-171-konflikt-pokoleniy-ili-podmena-smyslov-187). И ещё оттуда же: «Может, кто-то считает, что наметился конфликт поколений, но, на мой взгляд, пока наметилась лишь грубая подмена смысла... Кажется, что речь идет об обновлении, а она – о местах и зарплатах».

И об эстетических воззрениях нового худрука. «три названия («новая драма»,«Театр.doc» и «Человек.doc) придумал я» (https://www.gazeta.ru/culture/2010/11/16/a_3438044.shtml). Вряд ли это соответствует действительности (Бояков – достойный конкурент Хлестакову: достаточно вспомнить его заявления, будто именно он придумал «Золотую Маску»), но ведь человек, как ни крути, нашёл, чем гордиться.

Или: «Худруки, о которых вы говорили, в принципе вне современного контекста, и даже не догадываются об этом. Они даже не знают, кто такой Павел Пряжко» (см. http://yarcenter.ru/articles/culture/theater/eduard-boyakov-v-moskve-kulturnaya-zhizn-zasokhla-i-okamenela-30066/). Кстати, сравните с недавним обвинением в адрес Дорониной: «Я вижу даже по афише этого театра, что это не современное пространство». Действительно, фамилии Пряжко на афише МХАТа имени Горького почему-то не было. Ждём-с?

Что ж, минимально воздав должное новому назначенцу, переходим, наконец, к главному (в моём понимании) вопросу: что во всей этой околотеатральной истории постыдного? А как вы думаете, с какой стати некие «небожители» втихаря готовят, а затем молниеносно проводят спецоперацию по замене худрука в ходе театрального сезона? И не напрашиваются ли тут ассоциации с аналогичным переворотом в Театре Гоголя 6 лет назад? Судите сами: в обоих случаях под предлогом «актуализации» высокие чиновники (повыше Мединского, надо полагать) отдают «освобождённое» пространство на откуп своим фаворитам (впоследствии ветер может перемениться, но тут уж, как говорится, умри ты сегодня, а я завтра). Отметим справедливости ради, что Доронину не выкинули на улицу, а снабдили неким «парашютом», но это, извините, детали. Зато характерно, что в обоих случаях «консервативные» театры передаются «новаторам» (совпадение, да?) Нужно ли было менять С.Яшина (тогда) или Т.Доронину (сейчас)? Извините, это – другой вопрос, отдельный, но, во всяком случае, если и надо было менять худруков, то не втёмную и не скоропостижно. А то, как это проделано...

Театр тут, по сути, ни при чём, пустой звук (для чиновников), но наделить недвижимостью своего любимца – это святое. Фаворитизм, какого в нашей истории не было, пожалуй, с конца XVIII века; те фавориты, впрочем, были покруче, но нынешние, как они уверяют, актуальнее. Постыдно, да, а ещё постыднее, что мы это не просто терпим, но воспринимаем чуть ли не как должное: типа, хозяин – барин. Кого захочет – отправит «в утиль» (или в почётную отставку), кто пришёлся по сердцу – одарит щедрой рукой (претенденты в прихожей непременно найдутся).

И, как водится, какая свадьба без баяна, какая невеста без приданого? «Министр культуры Владимир Мединский пообещал, что финансирование МХАТа не только не сократится, но будет пересмотрено в сторону увеличения» (https://iz.ru/819907/andrei-tumanov-zoia-igumnova-daniil-poliakov-nikolai-kornatckii/so-svoim-ustavom-mkhat-imeni-gorkogo-vstupaet-v-novuiu-epokhu). Ждём, стало быть, ремонта?

И ещё в тему. В том же 2012-м Бояков заявлял: «На смену 80-летнему худруку нужно назначать 20-летнего» (https://echo.msk.ru/programs/kulshok/880331-echo/). С тех пор прошло шесть лет – будем считать, молодые худруки тоже постарели, теперь им должно быть 26 или хотя бы 25 (Дорониной, напомню, 85). Боякову – 54, так что ему следовало бы дать два театра (чтобы каждому – по 27). Пока ограничились одним, но кто знает, кто знает....

Да, а где СТД? Помалкивает?
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments