dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Театралиум единомышленников представляет... (окончание)

Алексей Битов (poziloy)

В первой части нашего мини-сериала (https://dik-dikij.livejournal.com/1510562.html) речь, если помните, шла о публикации «Описать спектакль, глядя с Марса», или «Театральные критики – о текстах для умных и идиотов, собаках и невоспитанных коллегах» (https://teatralium.com/articles/kritiki/). И остался у нас последний герой, шестой и «самый крутой (на сей раз)».

Итак, Дмитрий Лисин, директор по распространению и рекламе журнала «Театр.» Впрочем, не должность красит человека...

Разумеется, г.Лисин – член Ассоциации театральных петриков, как же иначе. Напомню, кстати, один эпизод почти 5-летней давности, связанный с директором по распространению. В ту пору внедрённая на Таганку «Група юбилейного года» наконец-то порадовала публику своим первенцем – «Репетицией оркестра» в постановке «юного лидера» А.Стадникова. Как и следовало ожидать, получился пшик, но тусовка, естественно, попыталась выдать провал за успех; упомянутая в первой части поста К.Матвиенко даже написала о «полифонической ткани «Репетиции оркестра»» (https://www.colta.ru/articles/theatre/1529) – кто не забыл «Голого короля», оценит; её соратники отметились в том же духе (и на обсуждении, и в соцсетях, и в СМИ), а вот г.Лисина, судя по всему, не предупредили, и он высказался недвусмысленно, хотя и предельно дипломатично: «Было интересно, но не совсем получилось». Понятия не имею, кто наставил заблудшего на путь истинный, но уже к утру г.Лисин свою позицию радикально пересмотрел и написал, как надо: «Вчера была премьера, она была прекрасна настолько, что одержимые духом противоречия граждане, орущие с галёрки – издевательство! и позор! – полностью вписались в спектакль» (https://www.facebook.com/photo.php?v=489799251134814#). Справедливости ради, отметим, что в парткоме у них не звери сидят, раскаявшегося товарища простили и даже зачислили в «театральные критики».

И вот г.Лисин осознал себя не просто критиком, но критиком-поэтом (цитата: «письмо критиков – это сложный путь к писательству как поэзису... интересность текста – в пути превращения критика в писателя», сиречь в поэта). Не удержусь, приведу самые поэтичные фрагменты из нынешнего выступления нашего героя: «Элементы идеального гештальта критика тоже видны реально» и «Избегаю читать хайперов и хейтеров, пишущих на понятном пэтэушном языке, даже если они продуцируют мысль». Правда, во втором случае можно говорить о небольшом плагиате («Хайперы и хейтеры Вундеры и киндеры вовсе замучили, / Не жалея сил молодых: / Ставят мне вопросики острые, жгучие, / А я все сажуся на них. / Я им говорю, что, мол, так-то и так-то, мол, / А если не так, значит, ложь. / А они мне: "Факты, мол, факты, мол, факты, мол! / Аргументы вынь, да положь!"» Но не будем цепляться к критику, специализирующемуся на рекламе и распространении; напротив, гневно осудим А.Шендерову за удар в спину боевому товарищу: «Меня, кстати, поразил тест в „Театралии“, где надо отличить текст критика от текста блогера. Откуда у вторых та же склонность к красивости, те же никуда не ведущие фразы?» Насчёт критиков (ассоциативных, включая г-жу Матвиенко, г.Руднева и г.Лисина) подобного вопроса у г-жи Шендеровой, как видите, не возникает, что наводит, скажем так, на определённые размышления.

Вернёмся, однако, к нашему герою. Монолог г.Лисина в «Театралиуме» снабжён заголовком «Критик становится йогом восприятия». Тут я – пас: обнаружил, что есть Вини-йога (нет, не сестра Винни-Пуха, потому что с одним «н»), есть Йога-спорт, есть Интегральная йога и даже Голая йога, а вот никаких намёков на Йогу восприятия найти не удалось – видимо, от непосвящённых её скрывают. И правильно делают.

Ещё любопытная цитата: «Важно, что деньги критикам если и платят, то за понятность в широком смысле, за бойкость и живость языка, что неизбежно приводит к рутине и штампам». Оно, конечно, большой вопрос, что ведёт «к рутине и штампам» – реальная «живость языка» или строгое следование линии партии, но открывать дискуссию сию минуту как-то, знаете ли, лениво. Тем более, первая часть этой же фразы вызывает более серьёзный вопрос: то ли г.Лисин – не критик (хотя и состоит в Ассоциации), то ли денег ему не платят, то ли всё-таки платят, но только за «понятность в широком смысле» (что охотно подтвердят хайперы и хейтеры, а также гештальты и прочие «суггестивные элементы структуры»). Хотя, конечно, мы помним, что «новое искусство» (включая «новый театр») способны понять лишь «сложные люди», а таковых, как известно, ничтожно мало; что же в таком случае имел в виду Лисин, говоря о «понятности в широком смысле»? неужели он ещё раз разошёлся с линией партии? м-да...

Впрочем, напрасно я бестактно прервал цитату на середине; исправляюсь и воспроизвожу весь абзац: «Важно, что деньги критикам если и платят, то за понятность в широком смысле, за бойкость и живость языка, что неизбежно приводит к рутине и штампам. И где искать настоящую мысль? Например, в журнале „Театр.“, „ПТЖ“ и где возможно, я ищу авторов, похожих на Бориса Фаликова, написавшего книгу „Величина качества“ о влиянии оккультизма и восточных религий на искусство XX века. Сам же я, когда пишу рецензию, стараюсь минимально выйти за рамки театра». В личную жизнь автора («Сам же я...» и т.д) мы, разумеется, вмешиваться не будем, а вот как быть с личной жизнью главного редактора того самого журнала, распространением и рекламой которого по долгу службы занимается г.Лисин? Оцените! фраза «настоящую мысль можно найти только у мужа моей начальницы и у авторов, хоть сколько-нибудь похожих на этого мужа»... нет, как хотите, даже легендарные льстецы Востока до такого вряд ли докумекали бы...

Итак, в «театралиумном» конкурсе монологов г.Лисин победил за явным преимуществом. Тут никаких вопросов нет. И быть не может.

Бурные и продолжительные аплодисменты, переходящие в сами знаете, что...
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments