dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Снова-здорово

Алексей Битов (poziloy)

Предстоящая неделя постной не получится, так что список дежурных номинантов «Золотой Маски» прокомментирую сегодня – не очень подробно, зато более-менее по свежим следам.

Недавно мы с наслаждением читали стенания многоопытных масочных экспертов – дескать, не щадя живота своего, они весь год кочуют по медвежьим углам, чтобы не пропустить ничего выдающегося в нашей театральной жизни. И тут возникает вопрос: а зачем эти подвиги? для того, чтобы в число номинантов попали вечные дежурные – К.Серебренников, К.Богомолов, Д.Волкострелов? но для этого не надо никуда ездить, ни в теплушках, ни на оленях; можно даже и не ходить некуда, исход предопределён заранее. Лучше девушек наших / Нет на свете, друзья!

Впрочем, формально на сей раз регионы, типа, рулят: у них – большинство мест в «нижней палате», 55 процентов с хвостиком. Но есть тут свои маленькие хитрости, и без скучных цифр нам, увы, не обойтись.

Начнём с количества номинантов. В 2006 году (начало славных дел АНО имени Ревякиной) их (в драматической номинации) было всего 12: 6 больших и 6 малых. Следующие 6 сезонов число номинантов потихоньку увеличивалось, в 2011 году достигло цифры 20 (8+12), в 2014-м их стало 22 (12+10), в 2016 – 24 (14+10). А далее наступил «Год неправильного жюри», надо было как-то приходить к консенсусу, и в результате количество номинантов увеличилось до 28 (10+18), что, кстати, вызвало праведный гнев г.Должанского – многовато будет. Но наши «новаторы» пальму первенства, как известно, уступать не любят, и на следующий год рекорд пал, номинантов стало 29; столько же их и в этом году (покорить новую планку не рискнули), но г.Должанский почему-то уже не гневается (смирился?)

Для чего это понадобилось (нет, не в 2017-м, там всё понятно, а в два последующих сезона)? Полагаю, для того, чтобы, сохранив свою обойму, создать видимость внимания к регионам и избежать критики хотя бы в этой части – так сказать, и волки сыты, и овцы целы. А почему «видимость»? Да потому, что подлинных «регионалов» в списке раз, два и обчёлся, основное внимание – приезжим из тех же самых столиц или, по крайней мере, людям, обласканным столичной тусовкой.

Самый яркий пример – П.Шерешевский. Сразу же скажу, что не видел его спектаклей и готов допустить, что он – замечательный режиссёр, но на «Маску» его номинируют четвёртый год подряд, причём всякий раз от регионов (Ижевск, Норильск, Серов, теперь снова Ижевск). А в реальности Шерешевский – ни разу не регионал, он из Питера. В некотором роде – сигнал, который должны услышать «на местах»: будете приглашать «избранных» постановщиков – отметим, а не будете – может, и до вас когда-нибудь очередь дойдёт, но не факт, не факт.

Впрочем, если бы не несколько псевдо-региональных выдвиженцев, Питер в этом году был бы совсем обделён: всего 3 спектакля, причём в «малой форме» – вообще ни одного. И кто эти три счастливца? Ну, А.Могучий, понятно, тут и на «Сапсане» ездить не надо. Ю.Бутусов – после шумного ухода из Театра Ленсовета он был бы номинирован неизбежно, даже если бы поставил только утренник в детском саду. А третий отмеченный – вообще не местный, а приглашённый из главной столицы В.Рыжаков.

Тут – небольшое лирическое отступление. Рыжаков – один из двух двукратных номинантов (отметили также его постановку в родном московском ЦиМе). А кто у нас второй? К слову: несколько дней назад драматург П.Гладилин предложил переселить знатных имиджмейкеров Должанского и М.Давыдову в Пуэрто-Рико – для нормализации отечественного театрального климата. Почему в Пуэрто-Рико, а не в Кабо-Верде или на Тау-Кита, не знаю, но этого по-любому, увы, недостаточно, даже в Тау-китовом варианте. Допустим, Должанский списком номинантов, возможно, удовлетворён (Театр Наций не обошли), а вот у Давыдовой есть повод для скорби: её новый любимец Б.Юхананов снова остался без пряника, невзирая на все старания матери-заступницы. Но если в одном месте убыло (в «Театре» с точкой), то в другом, соответственно, прибыло, и этот другой – судя по всему, ПТЖ: вторым дважды номинантом стал режиссёр Д.Егоров, и его матушка, надо полагать, на седьмом небе от счастья. Кстати, Егоров нынче представляет сразу два региона – он у нас и от Омска, и от Красноярска, а к далёкой северной столице никакого отношения, ясное дело, не имеет.

Ещё о «регионалах»: 14 из 16 «нестоличных» масочных претендентов по факту тоже представляют столицы, только местные. Даже, пожалуй, 14,5 – Кудымкар остаётся главным городом Коми-Пермяцкого округа; да, сам округ в новые времена включён в состав Пермского края, но как «административно-территориальная единица с особым статусом». А из ни разу не столичных в номинанты попал только Лесосибирск; надо ли говорить, что со спектаклем приглашённого режиссёра? Нет, О.Липовецкий – не из Белокаменной и не с невских берегов, но он – выпускник пресловутой «Школы Театрального Лидера» и давно приписан к московской тусовке.

А чтобы закончить с питерской темой, отмечу: ни Г.Козлов, ни Н.Рощин, которых я упоминал недавно в связи с «Золотой Маской», в список номинантов, естественно, не попали (как и Клим, не-питерский фигурант того же поста, https://dik-dikij.livejournal.com/1503170.html). Ну, нет таких режиссёров, что тут поделать?

Другое дело – Д.Волкострелов. Нынче он фигурирует в номинации «ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ», со спектаклем «1968. НОВЫЙ МИР» (Музей современного искусства «Гараж»). Стоп! Пост от 23.05.2014: «Новое «представление» наших затейников называется «1968. Новый мир» и только что было явлено публике... Суть действа: оставлена только авансцена, остальное закрывает некая стена из досок. Лет 40 назад в том же зале я уже видел что-то подобное, было на Таганке такое поэтическое представление – «Под кожей статуи Свободы» (по Е.Евтушенко). Цитирую то, что нашёл: «Спектакль сделан очень оригинально. Например, нету сцены, опущена глухая стена, на которой написаны всевозможные лозунги по-английски» (http://www.taganka.org/html/stuecke/statuisvobody.htm). Нынче ограничились, типа, голыми досками, а надписи пустили титрами, что очень свежо и оригинально... Да, ещё одна новация: актёры вместе со своей частью авансцены то опускались до уровня пола, то поднимались, чтобы выдать очередную порцию текста... Впервые увидел вживую изделие этого «новатора» – и пришёл, разумеется, в полный восторг. Особенно – когда прочитал в интервью нового театрального светила: «Это мой первый спектакль на большой сцене – действительно на большой... Всё было очень непросто» (http://www.gazeta.ru/culture/2014/05/21/a_6042929.shtml). Хватит врать, г-н Волкострелов: не было никакой «большой сцены» (только авансцена), да и что тут непростого? Дешёвая лажа, унылое зрелище, которое любой халтурщик сварганит с ноля за пару часов.
Остался самый главный вопрос: откуда взялась целая куча восторженных отзывов на откровенную халтуру? Возьмусь утверждать, что сама «работа» Волкострелова и Ко тут не играет никакой роли: то же самое было бы, если бы Волкострелов постоял на сцене и погрыз кулёк семечек, а в это время на заднем плане шли бы титры на древнеарамейском языке
» (https://dik-dikij.livejournal.com/990739.html). Разумеется, дежурный шедёвр предназначался в претенденты на «Золотую Маску-2015», но помешало досадное обстоятельство: изделие сняли с репертуара, что по тем временам исключало выдвижение на Ревякинскую премию (помню, некоторые эксперты сетовали на коварство тогдашнего таганского директора).

Впрочем, может быть, Волкострелов поставил другой, новый спектакль с тем же названием? Погуглил – и нашёл: «24 июня в Музее современного искусства «Гараж» в Москве состоится показ спектакля Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир».
Постановка «1968. Новый мир» художника и режиссера Дмитрия Волкострелова и «Группы юбилейного года» создавалась к 50-летию Театра на Таганке и была показана всего четыре раза в 2014 году. Это коллаж из известных и забытых текстов, отобранных в ходе обширного исследования литературы, кино, театра и музыки 1960-х.
[Только ленивый не писал тогда о ляпах, подтверждавших, что в ходе «обширного исследования» Волкострелов о том времени мало, что узнал.]
«Спектакль, ставший для Волкострелова первой постановкой на большой сцене, представляет позицию рассудительного и небезразличного исследователя, способного различать в сохранившихся памятниках и "официальных" воспоминаниях подлинный "шум времени", выявлять основные черты эпохи и ее влияние на нас сегодняшних», – говорится в сообщении на сайте музея «Гараж»» (https://www.colta.ru/news/18370). Художник, понятно, К.Перетрухина, актёры, само собой, те же – короче, крутой претендент на «Золотую Маску-2019», прошу любить и жаловать. Лучше поздно, чем никогда, или, как говорится, наглость – второе счастье.

Подытожу, пожалуй. Вы наверняка слышали призывы сохранить независимость театральной премии от чиновников. Но, во-первых, что тот оккупант, что этот – говорить о независимости одинаково нелепо. А во-вторых... полагаете, эти «независимые» могли бы диктовать свою волю, не имей они мощной поддержки в чиновничьих верхах (что Минкульт? берите выше)?

Да не будьте же вы такими наивными, в конце концов!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments