dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Азнавур

Алексей Битов (poziloy)

19 октября на подходе, но ещё не наступило. Тем не менее, есть повод вспомнить знаменитое пушкинское стихотворение чуть загодя.
«Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой...»

1 октября 2018 года умер Шарль Азнавур, один из главных голосов французского шансона в его высшей точке.

Собственно, «chanson» в переводе с французского – песня. Любая. Но французский шансон – песня особая (в первозданном значении слова «особая»). Не максимально приближённая к слушателю, а вровень с ним. Уличная песня, если угодно – в то время, как эстрада сама по себе является неким возвышением.

Конечно, чёткой границы у шансона нет, есть некая «пограничная зона» (Дассен, например). Были, понятно, и подделки, но не о них речь – тем более, что заглушили шансон вовсе не они: этот жанр почти перестал быть слышимым, оказавшись между двумя куда более громкими конкурентами, попсой со звукоусилителями и роком с мощными ударными. Шансону громкость противопоказана, кричать тут нельзя, а в мощных звукоусилителях, как хотите, есть что-то априори неестественное, голос теряет человечность, а без неё шансон как жанр мгновенно сходит на нет. C’est la vie, как говорят на том языке, из которого вышло слово «chanson».

У носителей этого языка есть своя большая тройка классиков жанра: Ж.Брель, Ж.Брассенс и менее известный у нас Л.Ферре. Азнавура поклонники шансона ставят ниже – он для них всё-таки, выражаясь по-современному, отчасти попсовый. Вполне возможно, но, если судить по большому счёту (а как ещё прикажете судить по-настоящему крупные величины?), трудно не признать, что распределение симпатий внутри одной группы – чаще всего, дело вкуса, а на вкус, на цвет... Ну, а в том, что все они относятся к одной группе, сомневаться бессмысленно. И называется эта группа – классики французского шансона, не так давно восхищавшего весь мир: Брель (1929 – 1978), Брассенс (1921 – 1981), С.Гинсбур (1928 – 1991), Ферре (1916 – 1993), Ж.Беко (1927 – 2001). И Азнавур, не самый молодой из них (родился в 1924-м), но, как оказалось, последний. Долгожитель.

По сути, он не уходил со сцены. Недаром сейчас так охотно цитируют сказанное им когда-то: «Я не буду устраивать прощаний, просто стану появляться на сцене все реже и реже. Публика не торопилась принять меня, вот и я уйду медленным, очень медленным шагом – не хочу, чтобы она подумала, что, добившись успеха, я ухожу, не обернувшись. По правде говоря, это не такой уж легкий уход».

Случалось, концерты вынужденно отменялись, как в России минувшей весной. Возраст, как-никак, нешуточный. «я бы не хотел умереть на сцене. Не понимаю, что в этом может быть хорошего. Боюсь даже представить себе, как, выкрикнув последнюю ноту, валюсь на сцену и лежу в нелепой позе, с перекошенной рожей, являя зрителям не самый лучший свой образ, потому что вид у меня будет такой же хреновый, как сама смерть. Если бы я мог быть уверен, что упаду сразу, весь такой прямой и прекрасный в последние мгновения своей жизни, да не прорычав что-то в микрофон, а прошептав цитату из какого-нибудь литературного произведения, и последние звуки моего голоса эхом разнесутся по всему залу, усиленные операторами на звуковом пульте, а прожектор, следующий за мной, после этих слов закроется, как великолепный ирис, тогда я согласен! Но, поскольку есть некоторые сомнения, предпочитаю, если Богу это будет угодно, тихо угаснуть дома, в своей комнате стиля Наполеона III, в окружении детей, их детей, детей их детей и, почему бы и нет, еще и детей детей их детей, в общем...»

В общем, так и вышло. Или почти так.

«Нужно уметь во что бы то ни стало / Сохранять свое достоинство / И несмотря на то, во что нам это обходится, / Уходить, не оборачиваясь... / Нужно уметь выходить из-за стола, / Когда любовь с него убрана, / Не иметь жалостный вид, / Но уходить бесшумно» («Il faut savoir»). Вот как-то так.

Из стихотворения-песни М.Фрейдкина: «А здесь, на одичавшем белом свете, / Как в никуда ушедшее письмо, / Останутся мои продвинутые дети, / И будут слушать всякое дерьмо…» Фрейдкин вспоминал Брассенса, не Азнавура. Но и Брассенс, и Азнавур, и Брель – это было одно явление. Французский шансон.

«Hier encore» («Ещё вчера...») – https://ok.ru/video/5775951221.

Ш.Азнавур (Азнавурян), 22.05.1924 – 01.10.2018
Subscribe

  • Памяти Бельмондо

    dik_dikij и poziloy 6 сентября 2021 года умер Жан-Поль Шарль Бельмондо. Тот редкий случай, когда можно без малейшего преувеличения сказать:…

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments