dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Годное

Алексей Битов (poziloy)

Человеком сентября для нашей «прогрессивной общественности» стал, несложно догадаться, А.Калягин – с выступлением на заседании Оргкомитета Года театра. Пара цитат (а больше и не надо): «выдающееся в своем роде выступление, где Калягин капитально разгромил проект плана минкульта по проведению Года театра», «мужественно выступил против чиновников». Насчёт мужества ничего сказать не могу: не ведаю, стал ли демарш председателя сюрпризом для ведущей О.Голодец (вице-премьера и главы оргкомитета по проведению Года театра) или, напротив, это был согласованный экспромт. «Капитально разгромил» – тоже, как ни крути, преувеличение: «то как сейчас идёт работа по подготовке Года театра, сводит его к пресному, рутинному, формальному событию, порождая лишь разочарование и недоумение в театральной среде и вызывая массу вопросов», «Как публичный документ – этот план тоже чрезвычайно слаб и демонстрирует скорее пренебрежение, своеобразную бюрократическую насмешку над предстоящим Годом театра, чем желание заниматься этим всерьез» и т.д. – не столько «разгром», сколько «чёрная металлургия», сиречь набор обвинительных ярлыков (честно говоря, сам жанр «особого совещания» не допускает иных вариантов, на серьёзную аргументацию у выступающих попросту нет времени).

Но давайте лучше по сути. Возьмусь, не глядя, утверждать, что критика министерского плана справедлива. Ничего иного от отечественных чиновников ждать не приходится. И не потому, что они не компетентны, отнюдь; для решения своих задач они исключительно компетентны. А основных задач у них две: создавать иллюзию кипучей деятельности, чтобы начальство было довольно, и тихо (по возможности) пилить бюджет. Отсюда и постоянное «планов громадьё», ибо бумага всё стерпит и позволит отчитаться по затратам на эту самую бумагу. Стало быть, по сути Калягин прав, тут к гадалке ходить не надо.

С конкретикой, как обычно, сложнее. В тексте выступления председателя СТД (выложен на https://minkult.info/aleksandr-kalyagin-o-chem-ya-govoril-na) я нашёл 3 предметных претензии к министерскому плану.

1. «Центральное место в Год театра должно быть уделено регионам. В столицах событий и без того хватает и надо бы ими поделиться со страной». Тут всё очевидно: у федеральных чиновников – своя логика, им надо отчитываться перед начальством, обитающим в столицах, а регионы... да ладно Вам, где Бог, а где Таганрог... в крайнем случае, успеют подсуетиться, ибо о «сошествии» небожителя в условный Таганрог в коридорах власти узнают заранее.

2. «в первых вариантах плана был специальный пункт «Мероприятия по плану СТД РФ», который потом исчез». Вот тут – извините, не знаю, во благо это или во зло; многое зависит от того, в каких мозговых (не сочтите за каламбур) центрах готовился упомянутый «план СТД». Бессмысленные канцелярские каракули вряд ли грозят театру какими-то страшными последствиями (чиновникам не до того, театр им по барабану), а вот от любителей разрушать всё до основания (и одновременно – профессиональных штурмовиков) лучше бы держаться подальше.

3 «Мы вдруг обнаружили в предварительных вариантах Плана некую новую – сначала Национальную, а потом превратившуюся в государственную – театральную премию... любые попытки создания альтернативы Национальной театральной премии «Золотая Маска» не просто неконструктивны, но и разрушительны». А вот тут – забавно. Две «национальных театральных премии» в одной стране – это, знаете ли, явный перебор, до смешного. Но у нас сейчас вовсе нет национальной театральной премии; была одна, да вся вышла, превратилась в тусовочный междусобойчик, куда посторонним вход воспрещён. Кстати, замечу в скобках: если верны похожие на правду предположения тусовщиков, откуда у «альтернативной» премии растут ноги, мы рискуем получить сразу две «национальных премии» одного пошиба, обновленчески «либеральную» и обновленчески «патриотическую» – при минимуме (или даже отсутствии) условно эстетических расхождений. Если по уму, надо не учреждать новую (вторую) премию, а возвращать существующую к прежнему статусу, т.е. прежде всего избавляться от АНО «Золотая Маска». Другого пути, извините, нет.

Как иллюстрация того, что мы имеем сейчас под видом «национальной театральной». Совсем недавно обнародован состав Экспертного совета «Золотой Маски-2019»; в «драматической» номинации – 9 экспертов: 6 членов Ассоциации театральных петриков плюс 2 очевидно сочувствующих (про девятого эксперта ничего не знаю, не обессудьте). Полагаете, всё путём? Путём куда? Понятно, у АНО имени Ревякиной других экспертов для нас нет, но при чём тут, скажите на милость, национальная премия? «Маша любит Ваню» – это прекрасно, но придавать такому событию национальный статус... спасибо, насмешили. Что, заранее не известно, каким будет выбор этих «экспертов»? Каким надо, таким и будет, не сомневайтесь. По списку.

На уровне «кухонных бесед» эту позицию разделяют очень многие театральные деятели. Но идти против ветра не хотят. И понятно, что дело не в силе тусовки, а в той самой поддержке сверху. Без подпорок «новаторская» пирамида рассыпется мгновенно (оставив, к сожалению, чуть ли не целое поколение, отравленное заражённым воздухом, но это уже другой вопрос). Если звёзды зажигают...

А Год Театра... У нас уже с неизменным успехом прошли Год Семьи... Год Молодёжи... Год Учителя (не того, который снял «Матильду», не волнуйтесь)... Год Литературы, опять же...Что год грядущий (после 2019-го) нам готовит – даже не знаю, не интересовался. Но то, что он, как и все предыдущие, пройдёт с небывалым размахом... про успех уже сказано выше. Как хотите, в этом сомневаться не приходится.

Увы.


P.S. Ой! Смех сквозь слёзы... Соцсети бурлят. Новость дня: «Министерство культуры РФ вышло из числа организаторов российской национальной театральной премии "Золотая маска"» (https://tass.ru/kultura/5648615). Источник бьёт прямо из Минкульта: «В 2017 году был взят курс на повышение объективности премии, соответствующим образом было изменено положение о награде [прямо не Министерство, а приют для писателей, специализирующихся на ненаучной фантастике]. Мы всячески приветствуем данный процесс и считаем, что главная театральная премия страны должна быть максимально независимой». И тут же: «Мы не считаем целесообразным в дальнейшем выступать в этом качестве, так как фактически не влияем на принятие каких-либо решений».

Так почему вышли-то? Потому, что «премия страны должна быть максимально независимой» (в случае с ревякинскими приватизаторами – надо полагать, от профессиональных критериев и здравого смысла, но в любом случае тёплой компании даётся карт-бланш) или из-за невозможности повлиять на тусовочные решения (опаньки!) и желание от этих решений отмежеваться?

Да уж, вопросики. На засыпку. Первый вариант, кстати, вероятнее – крыша-то у и тусовки повыше министерской, и они этой крыше по-прежнему нужны.

А от подробных комментариев пока что лучше воздержаться.

Понятно одно: национальной театральной премии у нас нет. Почила в бозе. И не сейчас, а несколько лет, как. С тех пор, как наступило АНО.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments