dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

В День учителя. Личное

Алексей Битов (poziloy)

Вчера, 4 октября, исполнилось 90 лет Владимиру Фёдоровичу Овчинникову, директору почти легендарной Второй школы. Точнее, дважды директору: с 1956 года (т.е. с самого начала) до 1971-го и с 2002-го по настоящее время. Да-да, по самое настоящее.
Нельзя сказать, что время его не берёт, но для такого юбилея Овчинников неправдоподобно молод. Принято в подобных случаях писать «и рукопожатие у него крепкое», но как не написать, если это (сам проверил) вполне реально? Против факта не попрёшь.

О, Господи! а ведь когда я увидел Овчинникова впервые, ему было только 40. Или, возможно, 41 – примерным поведением я не отличался и мог угодить «на ковёр» ещё в сентябре. А мог и позже, но какая разница? Существенно другое: как и громадное большинство экс-учеников Второй школы, я сохранил о ней самые нежные воспоминания. Честно скажу, далеко не все остальные «кузницы поколения», где меня пытались более-менее подковать, оставили в душе незаживающие шрамы; приятных воспоминаний хватает, но второй Второй школы... нет, не было.

В чём секрет? Там хорошо учили? Да, пожалуй. Там учили думать своей головой? Но этому хрен научишь, от «реципиента» тут зависит больше, чем от «доноров». Другое дело – создать среду, где приветствуется желание не подставлять уши под лапшу, какой бы развесистой она ни была. Вот это вот, наверное, самое главное. (В скобках: создать среду единомышленников, разумеется, намного проще, только стоит ли оно того?)

Были конкретные люди, учителя, которые многое мне дали и во многом помогли. В других моих школах они тоже были, но сами по себе, вне среды, можно сказать – в вакууме. Попадались в моей школярской жизни и директора, на которых грех жаловаться (повезло, наверное), но в лучшем случае кабинет первого лица оставался эдаким островком в море официозной полумертвечины, где «туда нельзя, сюда нельзя», и нет бога, кроме регламента. Овчинников смог распространить свой «островок» на всю территорию школы – в этом, полагаю, он был уникален. Тогда нам, конечно, ничего такого в голову не приходило – но теперь, оглядываясь назад... (как говорится, «Большое видится на расстояньи»).

Сейчас, конечно, другие времена, но лучше, судя по всему, не стало – вместо былых рамок появились новые, не менее идиотские. Кстати, в недавнем интервью Овчинникова спросили: «Что Вы думаете по поводу концепции «Новой грамотности»? Один из ее создателей, профессор Высшей школы экономики Виктор Болотов, например, пишет: «И в России, и в мире есть научные работы, которые показывают, что так называемые мягкие навыки, soft skills (например, в них входят коммуникабельность, креативность, умение работать в команде и т. д.), гораздо важнее для развития человека, чем знание теоремы Виета. То есть ребенку для успешности нужно не столько выучить тот или иной объем предметного содержания, сколько умение находить это содержание, вступать в контакт с людьми». Ответ был тактично ироничным: «Я приглашаю его к нам в школу, на уроки. Пусть он поговорит с ребятами: как они отнесутся к такой идее». Слава Богу, если хотя бы некоторые сегодняшние школьники понимают, что пресловутые «soft skills»,поставленные во главу угла, превратят их в недорослей с уникальными познаниями в грамматике, географии и особенно в математике («ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке»).

Ладно, речь не об этом. Два примера из жизни той, старой доброй Второй школы. Несколько позже столкнулся я (вне всяких школ) с преподавателем литературы, который тоже был, типа, против «канона». Вот только причина недовольства тут была своя: он сам хотел быть гуру, а ученикам следовало внимать и повторять. Одно время он преподавал во Второй (до меня), но долго там не задержался – «оппозиционные» гуру тоже не терпят, когда слушатели имеют привычку не принимать чьи-то слова на веру. В общем, не вписался, хотя дядька был умный и предмет свой, говорят, знал неплохо. Только веяло от него каким-то чужим духом, и для Второй он не подходил.

А в моём классе литературу преподавал Г.Н.Фейн. Не успели мы толком осмотреться в новой школе (туда принимали только с седьмого класса), как он нас несколько огорошил: вошёл на урок, начертил на доске несуществующее слово («Тимбуки», если не ошибаюсь) и предложил без подготовки написать сочинение, что бы это слово могло означать. Так сказать, оставь шаблоны, всяк сюда входящий, что вполне соответствовало тому самому духу Второй школы. Кстати, с нашим Фейном очень даже можно было спорить, и не снизу вверх, а на равных; какую бы ахинею мы ни несли, самостоятельность поощрялась (при условии, разумеется, что это была аргументированная самостоятельность).

Среда обязывает – но она же одновременно даёт энергетическую подпитку. Похоже, процесс тут не односторонний: мы подпитывались от учителей, они – от нас. Вот, может быть, ответ на вопрос, каким образом Овчинников в свои 90 лет сохраняет не только ясную голову, но и работоспособность. Много вы знаете таких примеров? Раз-два, и обчёлся. Уникум. Дай Бог и дальше...

А если всё-таки оглянуться назад, только одно и можно сказать:

Спасибо, Владимир Фёдорович!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments