dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

2018: 1 – 15 сентября

dik_dikij и poziloy

Из «мемориального» графика мы выбились – надо навёрстывать. В сегодняшнем посте много актёров, а вот видео совсем мало. И ничего с этим поделать мы не можем.

1 сентября 2018 года умер актёр Святослав Ушаков. Потомственный нижегородец, он провёл в родном городе почти всю жизнь, за вычетом двух «командировок» – в Москву, когда учился в «Щепке», и в Казань, где 5 лет прослужил в Русском театре имени Качалова. Вся остальная профессиональная жизнь Ушакова связана с Горьковским/Нижегородским театром драмы: 10 лет до Казани и 53 – после возвращения; более 200 ролей; последний выход на сцену – в 94 года в «Нахлебнике».
«Он создал незабываемые, яркие образы Дона Мануэля («Дама-невидимка»), Альдемаро («Учитель танцев»), Степана («Сон на Волге»), Алексея («Оптимистическая трагедия»), Фиеско («Заговор Фиеско»), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»)…
Невозможно перечислить все сыгранные Святославом Михайловичем роли – их очень много, назовём лишь некоторые из них: Бенедикт («Много шума из ничего»), Фердинанд («Коварство и любовь»), Болингброк («Стакан воды»), Дмитрий Ершов и Степан Ершов («Братья Ершовы»), Петя Трофимов ("Вишневый сад»)...
Он был летописцем нашего театра, в подробностях и деталях знал всю историю Нижегородского театра драмы, помнил все спектакли начиная с 1931 года. На протяжении многих лет Святослав Михайлович собирал материалы и фотографии, связанные с новыми постановками и мастерами сцены Нижегородского театра драмы, написал 30 очерков о творческих судьбах режиссеров и актеров театра, изданных в 2007 году отдельным сборником под названием «Театральные портреты». Вышла в свет также книга его воспоминаний «Судьбой дарованные встречи».
Он подготовил и провел на областном радио цикл прекрасных передач «Нижегородские театральные сезоны», в которых рассказывал не только о мастерах сцены, но и о художниках, гримерах, администраторах, технических работниках театра. Он выступал с беседами-воспоминаниями о коллегах на творческих встречах в Доме актера
...» (http://drama.nnov.ru/news/?ItemID=26061).
А в кино Ушаков снялся всего дважды, причём в небольших ролях: в 67 лет – у Г.Панфилова («Мать», Прокурор), а в 86 – у Т.Ангелопулоса («Пыль времени», Дед).
Короткий телесюжет, не мемориальный, а юбилейный («Вести. Нижний Новгород», 2017 год) – https://www.youtube.com/watch?v=0UWe1hLP_Z0.
С.М.Ушаков, 01.02.1922 – 01.09.2018


3 сентября 2017 года во время гастролей Курского драматического театра во Владикавказе умер актёр Николай Шадрин. И не только актёр, но и писатель: «В 2006 году Шадрин попал в рейтинг газеты «Литературная Россия». Среди 50 ведущих литераторов страны, которые пишут на исторические темы, Шадрин занял 14-е место. Среди его работ – роман «Без царя», повести «Грех», «Небо в алмазах» и др.» (https://news.rambler.ru/community/40724120-nikolay-shadrin-umer-vo-vremya-gastroley/?updated).
Шадрин был литературным «крестником» Е.Носова, отмечался на конкурсах, опубликовал 13 книг. Найти информацию о Шадрине-актёре, как оказалось, сложнее; известно, что в Курске он служил более 40 лет и сыграл более 100 ролей (Сарай Салтаныч и Самоквасов, Мистер Паравичини из «Мышеловки» и Сэм, похититель «Вождя краснокожих»). И ещё про него же: «Не заслуженный, не народный, но любимый народом актёр».
Это – в театре. О кино сведения, так сказать, исчерпывающие – не снимался нигде и никогда. И никакого видео мы, к сожалению, предложить не можем.
Н.И.Шадрин, 01.05.1947 – 03.09.2018


3 сентября 2018 года умерла Лидия Постникова. «Она болела, но совсем недолго. И даже чувствуя себя не очень хорошо, постоянно интересовалась, как дела в театре.
Он был не просто ее домом. Лидия Владимировна, Ляля, Лялечка была одной из тех, кто этот дом построил.
Она пришла в "Современник" в 1962 году. Начинала как помощник режиссера, через полгода была назначена заведующей труппой, а в 1969 стала заместителем директора...
Лидия Владимировна много, очень много сделала для людей. И никогда не ждала благодарностей или поклонов.
Сегодня ее не стало. И мы осиротели
» (https://sovremennik.ru/news/sezon_2017_2018/sentyabr_2018/segodnya_3_sentyabrya_2018_goda_skonchalas_lidiya_vladimirovna_postnikova_zamestitel_direktora_teatr/).
«Современник» продолжает нести потери, будто кто-то сглазил.

3 сентября 2018 года умерла Лидия Мэри Кларк-Хестон. Тягаться в известности с оскароносным мужем, Ч.Хестоном, ей, конечно, было сложно, но и она не была «бедным родственником» в актёрском мире – играла на Бродвее, снялась в нескольких фильмах и сериалах, да и вне рамок основной профессии была не на последних ролях: «Супруги активно участвовали в движении за гражданские права – например, шли в марше 1963 года в Вашингтоне. Сама Лидия была не только актрисой, но и фотографом. В преклонном возрасте она много путешествовала, чтобы снимать красоту природы и людей. Ее работы опубликованы в фотокнигах «Дети во всем мире» и «Свет планеты»» (https://teleprogramma.pro/news/427189/).
А что касается видео... конечно, мы собирались дать ссылку на «Атомный город», но увы! вроде бы, ссылок хватает, только открываются либо совсем другие фильмы, либо вообще невесть, что. Вынужденно ограничимся трейлером на английском – https://www.youtube.com/watch?v=3Vj-XY_R5fI (благо, главную героиню не приметить трудно).
Л.М.Кларк-Хестон, 14.04.1923 – 03.09.2018


4 сентября 2018 года умер Геннадий Мелёхин. Основная часть его актёрской службы прошла в двух Русских драматических театрах – сначала в Мордовском, потом в Карельском.
«В Петрозаводск Геннадий Михайлович приехал сложившимся профессионалом, уже имея звание народного артиста России.
Главный режиссер театра Отар Джангишерашвили принял артиста в труппу и дал ему центральную роль в спектакле «Рядовые», которая стала одной из самых ярких социальных ролей Мелехина. Удачны были и последующие роли социального характера – Зиновий Борисович, психологическая роль в «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову, роль купца Большова в «Банкроте» Александра Островского, бытовая роль Николая Звягинцева в «Кадрили», – сообщает карельский портал Ottodix.
Но, по признанию местных ценителей, самыми интересными в исполнении Мелехина стали такие острокомедийные роли, как Берлиоз и Босой в «Мастере и Маргарите», трагикомическая роль страдающего Мольера из «Кабалы святош» также Михаила Булгакова, яркий пародийный эпизод из спектакля «Что тот солдат, что этот» Бертольда Брехта
» (http://ottodix.ru/article.php?id=696).
К сожалению, непонятно, какую «центральную роль» актёр сыграл в «Рядовых»: по данным kino-teatr.ru это был Дугин, Википедия предлагает другую версию – Дервоед. Зато по поводу спектакля «А зори здесь тихие» источники сходятся: Старшина Васков.
Мелёхин был режиссёром-постановщиком ряда спектаклей и концертных программ. Это, в частности, указано на http://library.karelia.ru/kalendar2011/kalendar2011/months/html/1936.html. Публикацию 2011 года предваряет заголовок: «Юбилейные даты актёров Русского театра драмы Республики Карелия (Г.М.Мелёхина, Э.А.Утикеевой)». А сейчас эти фамилии снова упоминают рядом: Э.Утикеева умерла 28 мая, Мелёхин пережил её на 99 дней.
И оба они не снимались в кино. Когда мы вспоминали Утикееву, пришлось ограничиться мемориальным видеосюжетом из программы «Вести/Карелия», а сейчас и этого нет, только маленькая подборка «ролевых» фотографий – https://russian.rt.com/nopolitics/foto/551344-umer-artist-gennadii-melyohin.
Г.М.Мелёхин, 31.03.1936 – 04.09.2018


4 сентября 2018 года умер украинский певец (баритон) Роман Майборода. Он пел Мазепу, Евгения Онегина, Князя Игоря, Дон Жуана, Риголетто, Набукко, Яго. «Роман Майборода, как один из самых ярких представителей украинской вокальной школы, выступал на самых престижных оперных сценах мира, а в последние годы вел вокальные мастер-классы в ряде зарубежных консерваторий... Его студенты с гордостью будут называть себя учениками Романа Майбороды» (https://opera.com.ua/news/proshchannya-z-romanom-mayborodoyu).
Поёт Р.Майборода – Две арии Демона из оперы А.Рубинштейна, https://www.youtube.com/watch?v=bDL4Jbexnik.

5 сентября 2018 года умер Николай Черныш. После Харьковского театрального института он попробовал свои силы в Ужгороде, Петропавловске, Архангельске, и, наконец, нашёл себя в Белгороде, где 35 лет отслужил на сцене, а в 2002-м перешёл на преподавательскую работу. По подсчётам самого Черныша (возможно, чуть округлённым) он за свою профессиональную жизнь сыграл 160 ролей и поставил 40 спектаклей (см. https://weekend.rambler.ru/places/29769928-energetika-stseny-nikolay-chernysh-ob-akterah-zritelyah-i-magii-teatra/?updated).
Ещё два фрагмента из того же интервью. «Зритель, который сейчас приходит на спектакли и который приходил раньше, совсем разный: его долго и постепенно готовили». Кстати, не факт: современного зрителя-новобранца готовят ещё тщательнее, иначе неофит может не увидеть «нового королевского наряда» или, не дай Бог, попытаться увидеть в зеркале сцены не кого-то там, а себя самого, да ещё и без прикрас. А кураторам-наставникам нужно совсем другое: чтобы смотрел туда, куда велено, и видел не далее поверхности, как приказано. «если есть только внешний ряд – мы это и так каждый день наблюдаем по телевизору, в Интернете – клиповое сознание, когда идёт иллюстрация, фотографирование» (это уже, понятно, второй фрагмент из того же интервью 2015 года).
Среди 160 ролей, сыгранных Чернышом на сцене, были и Яго, и Ричард III, и Эфраим Кэбот, но преобладали всё-таки наши соотечественники: Кочкарёв, Подхалюзин, Расплюев, Дядюшка Адуев, Фамусов, Князь К... А экранные роли и перечислять нечего – их попросту не было. Такой уж у нас сегодня выпуск получается.
Н.К.Черныш, 16.05.1938 – 05.09.2018


6 сентября 2018 года умер Олег Лобов – человек, в 1990-е занимавший достаточно высокие посты в России (первый заместитель главы Совмина, министр экономики, секретарь Совета безопасности). Известен в основном тем, что обвинялся в продаже зарина сектантам из «Аум Синрикё». Зато в Армении, где Лобов некоторое время трудился на посту второго секретаря республиканской Компартии, его вспоминают не без симпатии и даже называют «большим другом армянского народа». А в России его, если честно, не вспоминают никак.

6 сентября 2018 года умер Бёртон Леон (Бёрт) Рейнолдс, один из первых парней Голливуда второй половины прошлого столетия. Звёздную карьеру он начал с мелких ролей в сериалах («Перри Мэйсон», «Сумеречная зона» и др.), потом добрался до большого экрана, а в 1966-м сыграл свою дебютную главную (даже заглавную) роль в фильме С.Корбуччи «Навахо Джо». Следующее «повышение в статусе» – через 6 лет: после «Избавления» об актёре заговорили всерьёз. Кстати, в том же году Рейнолдс снялся у В.Аллена («Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить»), но там солировал, естественно, не он. Зато потом были «Смоки и Бандит», «Переключая каналы», «Ночи в стиле буги» и множество других фильмов – всего набралось около 180 ролей. Могло быть и больше – Рейнолдс рассматривался как один из претендентов на роли в «Гнезде кукушки» (МакМёрфи), «Ребёнке Розмари» (Гай Вудхауз), «Звёздных войнах» (Соло) и даже в Бондиане (понятно, кто), но чего не случилось, того не случилось, вне зависимости от причин. Последним фильмом, в котором Рейнолдс так и не снялся, стал «Однажды в Голливуде» К.Тарантино, но тут причина исключительная: смерть. А последняя картина актёра, вышедшая на экраны при его жизни, носит зловеще-символичное название: «Последняя кинозвезда».
Комедия-мюзикл «Самый приятный бордель в Техасе» не стала этапной в истории кино или в профессиональной биографии Рейнолдса, но прошлой осенью мы вспоминали о ней, когда писали о смерти Дж.Нэйборса. В этом фильме Нэйборсу досталась роль заместителя шерифа, а самого шерифа играет Рейнолдс. И появляются они одновременно, на 7-й минуте. Так что смотрите – https://my.mail.ru/mail/super.masl/video/2817/2782.html.
Б.Л.Рейнолдс, 11.02.1936 – 06.09.2018


7 сентября 2018 года умерла Нонна Скегина. «не стало Нонны Михайловны Скегиной. Долгие годы она работала с Анатолием Васильевичем Эфросом, она не просто работала, а была ему преданным и верным помощником. Для нее Эфрос был Богом, и после его смерти свою жизнь она посвятила его памяти. Она сохранила весь его архив, сберегла абсолютно все, каждую записку, каждую заметку на полях. Она издала все, что было написано великим режиссером. Это был грандиозный труд, который останется, что называется, на века» (А.Калягин, http://stdrf.ru/news/1985/).
В словах Калягина нет ни малейшего преувеличения: Эфрос для Скегиной действительно был Богом. Более того, его непогрешимость распространялась на всех родственников, вне зависимости от того, связаны они с театром или нет. Знакомый вспоминал, как он однажды резко высказался по поводу одного из нетеатральных родственников Эфроса – и тут же был атакован разъярённой Нонной Михайловной, да так, что мало не показалось. Все, на кого так или иначе падал отблеск Высокого Света, находились под её защитой – если угодно, это было её жертвенное служение, и не ищите тут никакого намёка на иронию.
«Когда ее спрашивали: Нонночка, как ты себя чувствуешь, не надо ли немножко поберечься. Она отвечала: Я хочу уйти на бегу» (А.Калягин).

7 сентября 2018 года умер Гастон-Арман Амодрюз – швейцарский, как утверждают, философ и основатель альянса «Новый европейский порядок (New European Order, или просто NEO). Вот один из его философских, типа, постулатов: «Антропологи знают, что физическим различиям между большими расами соответствуют психические различия. Соединение в одной личности черт характера белого и негра приводит к тому, что эту личность раздирают противоположные устремления, и она не в силах обрести цельность. Кроме того, метис теряет качества каждой из соединившихся в нем больших рас. Нестабильный, слабовольный, но склонный к насилию, он повинуется силам, которые контролируют СМИ и управляют его склонностью к насилию. Такова одна из причин, по которой для сторонников мирового правительства желательно смешение рас. Ибо существует мировой заговор с целью смешения рас» (https://fil.wikireading.ru/61002). Кстати, этот опус называется «Русский народ и защита белой расы», и у нас, понятно, не особо грамотные люди на такую приманку клюют – тем более, наткнувшись в самом начале на реплику «я убежден, что русский народ сыграет важнейшую роль в деле защиты белой расы». Вот кто бы защитил белую расу от подобных Амодрюзов, а равно и от их зеркальных братьев, ратующих за тотальную интеграцию? Между прочим, от «генетических» рассуждений швейцарского «философа» старина Мендель, надо полагать, лопнул бы со смеху. Тем не менее, Амодрюз умер, но дело его живёт, хотя, как было когда-то замечено по другому поводу, «Дедушка умер, а дело живёт. Лучше бы было наоборот!»

12 сентября 2018 года умер Уолтер Мишель – американский психолог, прославившийся т.н. «зефирным экспериментом». Эксперимент, конечно, можно назвать садистским – ребёнку 3-5 лет давали кусочек зефира и обещали: если лакомство останется нетронутым до возвращения взрослых, малышу дадут второй кусочек. Незатейливый такой выбор: чуть-чуть, но сразу, или больше, но позже. Как выяснилось, 70% детей не смогли преодолеть искушения, и через 30 минут вернувшиеся взрослые обнаруживали, что зефир успешно съеден. Да уж, терпение – вещь хорошая, но редкая, особенно у детей. А во времена побеждающего инфантилизма... сами понимаете... «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»? Можно и так, конечно, но не забудем и про первородство, проданное за чечевичную похлёбку... Оно, конечно, кушать хочется здесь и сейчас, и особо нетерпеливые выкапывают картошку из земли задолго до появления первых признаков нового урожая. Дети любого возраста, как известно, ждать не любят...

13 сентября 2018 года умер Михаил Асафов, актёр Владимирского театра драмы. Поручик Ржевский и Дон Жуан, Иванов и Войницкий, Гуревич («Вальпургиева ночь», если кто не в курсе) и Крутицкий, Подколёсин и Городничий, а также Оргон и Фальстаф – завидный список ролей, не правда ли?
А в кино... тоже мимо. Почти мимо – несколько раз Асафов на экране всё-таки появлялся, но в ролях, увы, далеко не главных. О своём участии в сериале «Эксперты» актёр вспоминал не без юмора: «два моих эпизода снимали в обратном хронологическом порядке, так что начал я... с трупа. Только тогда я узнал, что это плохая актерская примета – играть мертвеца. У нас в театре все проще: кинул мешок – вот вам и труп. А здесь – крупные планы... Это, пожалуй, самое трудное – играть, не двигаясь» (https://www.vrn.kp.ru/daily/26882.7/3925329/). Примета, к счастью, не сработала – «Эксперты» снимались достаточно давно, больше 10 лет назад.
18 сентября, в день открытия в театре нового сезона, Асафов должен был выйти на сцену. А.Зайцева, актриса: «мы вспоминали "Три сестры", и даже не представляем, как мы будем без него. Он входил, и сразу была другая атмосфера» (http://vladtv.ru/culture/95650/).
В.Кузнецов, режиссёр: «5-6-7 дней назад я вызывал его на репетиции. И все мы работали с ним, общались. Потом не пришёл на репетицию, мы узнали, что мама у него умерла. Уехал в Москву. Потери такие. Сына потерял, маму потерял. Сердце не выдержало» (там же).
«Вести-Владимир», телесюжет «Памяти Михаила Асафова» – http://vladtv.ru/culture/95611/.
М.В.Асафов, 06.12.1950 – 13.09.2018


13 сентября 2018 года умер Роман Баскин, эстонский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер. Пишут, что он снимался в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» – советском боевике про будущего Штирлица в молодости, но подтверждения этому мы не нашли. А вот то, что он ставил «Визит старой дамы» (на экране) и «Костюмера» (на сцене), а также играл Хлестакова (в театре) и Тоцкого (в вольной киноверсии «Идиота») можно считать несомненным фактом.
Р.Баскин, 25.12.1954 – 13.09.2018


14 сентября 2018 года умер Александр Король, создатель (по-украински – творець) и первый руководитель Запорожского ТЮЗа (Театра молодёжи), а с 1984 года – режиссер и художественный руководитель Музыкально-драматического театра имени В.Магара.

15 сентября 2018 года умер писатель Александр Бородыня. «В 1990-е годы Бородыня публиковался в журналах "Знамя", "Новый мир", "Дружба народов". Выпустил ряд книг – детективы, исторические и приключенческие романы. Был основателем и председателем литературного товарищества "Черновик". В Сети тексты Бородыни можно встретить под псевдонимом Эрвин Каин» (https://rg.ru/2018/09/16/pisatel-aleksandr-borodynia-skonchalsia-posle-tiazheloj-bolezni.html).

15 сентября 2018 года умерла режиссёр-документалист Ирина Бессарабова. «Бессарабова – автор фильмов "Пол-листа бумаги", "Алые паруса Василия Ланового", "Свобода по-русски", "Спасительный храм. Голоса художников". Бессарабова также писала стихи и выпустила два поэтических сборника: "Первый жизненный слой" и "Неузнанная жизнь"» (https://ria.ru/culture/20180916/1528661673.html). Кстати, документальный сериал «Свобода по-русски. История русского парламентаризма» до наших телеэкранов так и не добрался.
«Бог плачет», режиссёр И.Бессарабова – https://www.youtube.com/watch?v=XumnpxsABdE.

Помолчим.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments