dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Вместо точки над ”i” (окончание)

Алексей Битов (poziloy)

Вчера я остановился на реплике Ю.Клавдиева: «от казино толку (и налогов, а значит – зарплаты полицейским, врачам, учителям) в любом случае будет больше, чем от театра, неспособного заплатить элементарную полторашку автору, который дал театру самое дорогое (во всех смыслах), что у него есть – свой текст. Почему это должно за него делать государство? Государству он ничего не продавал...» (http://dik-dikij.livejournal.com/143055.html?thread=1692879#t1692879). Чтобы больше не возвращаться к этой теме, отмечу сразу: Клавдиев вскоре изменил своё отношение к государству и написал по поводу нашумевшей в узких кругах статьи А.Лошака на openspace.ru: «Вот так и надо. Я всю жизнь был убежден в том, что государство вообще нам не нужно. Оно обслуживает собственные интересы и набивает исключительно свой карман. Мне не завидно, просто я в состоянии набить свой собственный не хуже. Так для чего мне тогда тащить на своём горбу всю эту ораву?» Ссылку на Лошака не даю специально, чтобы не отклоняться от темы, а вот на Клавдиева – с большим удовольствием: http://klavdiew.livejournal.com/68110.html#stop.
Всё, о Клавдиеве забыли. Давайте о государстве и его обязанностях. А то мы как-то подзабыли, что обязанностей у него перед нами не меньше, чем у нас перед ним. И одна из главных обязанностей государства – помнить о будущем, не зацикливаться на вопросах сиюминутных. Нет проблем со «спонсорами», желающими сделать вложение, которое окупится через два-три дня. Кто-то готов вложиться в проекты, рассчитанные на пару месяцев. На несколько лет – это уже редкое явление в нашей жизни, на десяток лет – и вовсе уникальное. А если речь идёт о совсем длительной перспективе, включая необозримое будущее? Никто, кроме государства, уверенного в своей долговременности, заниматься этим не станет. Не буду апеллировать к образованию или здравоохранению, лучше для примера взять армию. Если какому-нибудь государству в данный момент никакая война не угрожает (это редко, но случается) – следует ли из этого, что в армию вкладываться больше не надо, и так сойдёт? Порвать цепочку легко, но сколько усилий потребуется потом, чтобы восстановить прерванную преемственность!
Вот сказал я про государство, уверенное в своей «долговременности». Надо бы уточнить. Во-первых, государство ни в чём не может быть уверено, как не может оно ни обмануть, ни ограбить: государство - вещь неодушевлённая. Обманывают и грабят чиновники; они же определяют стратегию. Во-вторых, наш нынешний чиновник, как известно, исходит из принципа «умри ты сегодня, а я завтра», что несовместимо ни с какой долговременностью. Но это лишь означает, что наши чиновники своих функций не выполняют, своего существования не оправдывают. И вовсе не означает, что государство должно быть разрушено «до основанья, а затем». А то начнётся такой хаос, что нынешний покажется образцом порядка (проходили, знаем). Из двух зол, как говорится...
Любая эпидемия рано или поздно идёт на убыль. Нынешняя (я бы диагностировал её как маразм с сопутствующим беспределом) тоже не станет исключением. Жаль только, жить в эту пору прекрасную... Ну, хорошо, если после нас – хоть потоп, давайте, что ли, тайгу спалим от не хрена делать. Так что альтернатива тут простая – либо исходить из того, что рано или поздно станет более или менее (кому нравится такая формула – дарю, но никоим образом не призываю дожидаться светлого будущего, сложа руки)... либо загодя запастись белыми тапочками и всеми сопутствующими атрибутами. Если исходить из первого варианта – очень важно, чтобы следующая ремиссия не застала нас врасплох. Ну, а кроме того – потерянного не вернёшь, растащенного не соберёшь, и то, что мы разбазарим (или позволим разбазарить), преемникам нашим придётся воссоздавать с нуля и затратить при этом гораздо больше времени и сил.
Какой, на мой взгляд, должна быть система? Самой простой: есть режиссёр – есть театр. Конкретный режиссёр, а не абстрактная концепция и не общее представление. Сначала – полигон, потом – театр. Полигонами (я уже писал об этом) должны стать прежде всего сценические площадки, всяческие центры и т.д. Хотите иметь сцену для рентабельных гастролёров? Предоставьте другую режиссёрам, не имеющим на данный момент своего театра, причём по символическим расценкам. Сумел режиссёр проявиться – и он попадает в число претендентов на освободившуюся вакансию в крупном театре. Понятно, тут есть очень слабое место – кто будет отбирать и не получится ли так, что отберут только своих плюс позвоночников? Нет у меня идей на этот счёт, общепризнанных авторитетов нынче почти не осталось, а независимых – и того меньше. Проблема, не спорю.
А вот насчёт роли государства – тут как раз всё понятно. Оно должно вкладываться в будущее своих граждан, в том числе в искусство, иначе не останется ни будущего, ни самих граждан. Причём индивидуалов (литераторов, художников, композиторов) содержать по минимуму (система грантов), но щедро вкладываться в библиотеки, галереи, концертные залы, а также в музыкальные и художественные школы. В каких-то случаях (кинопрокат, допустим) вообще не вкладываться, а установить гибкую шкалу налогообложения (могу ошибаться, но, по-моему, нечто похожее есть во Франции). А собственно в искусстве главная задача государства – поддерживать «командные» виды, прежде всего – театры и оркестры. И не потому, что они что-то «продают государству», как рассуждает высокоуважаемый «оппонент», коего я обязался сегодня больше не поминать (интересно было бы понять, что продают государству врачи или полицейские). А потому, что они помогают гражданам этого государства оставаться homo sapiens'ами; это совсем не нужно чиновникам, а вот государству как раз необходимо. Инвестиции в будущее, как и было сказано, хотя и очень сумбурно. С той оговоркой, что дело чиновников – платить, а музыку заказывать – это уже превышение полномочий. Утопия? Отнюдь: денежки-то они отстёгивают не свои собственные, а наши, то есть выполняют чисто технические функции (кассиры в банке, а не пауки в банке).
Ну, вот, высказался – вроде бы, легче стало. Панацеи не обнаружил, но какие-то обрывки сформулировал. Теперь можете бить меня ногами. Всё лучше, чем заниматься тотальным реформаторством, безумным или своекорыстным – без разницы.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…