dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Дышите глубже

Алексей Битов (poziloy)

На следующей неделе мы по-прежнему в отгулах. Планируется только пост-напоминание о предстоящих годовщинах (скорее всего, в воскресенье). А сегодня – несколько слов о том-о сём.

Начну с цитаты: «часто наиболее мракобесные и вульгарные суждения искусства исходят именно от прогрессистов, а социальность и общественная ценность высказываний прикрывает бездарность». Знаете, кто автор? Не поверите – К.Ю.Богомолов (см. https://republic.ru/posts/91993). Что ж, спорить не могу, прогрессивному автору социально и общественно значимого шпектакля (с небольшими вариациями: «Идеальный муж. Комедия» – «Карамазовы» – «Борис Годунов» – «Князь» – …), разумеется, виднее. Сам сознался, что называется.

Отмечу заодно и ещё один примечательный момент в послании вечно юного режика «городу и миру». Цитирую: «могу поделиться некоторыми наблюдениями и навыками из моей профессиональной практики. Один из них – умение превращать реакцию зрителя в отдельный, сначала личный, а затем и публичный спектакль. Это ведь зрителю в зале кажется, что он – спрятан в темном пространстве, а на сцене перед ним разворачивается нечто, жаждущее его одобрения, или страшащееся осуждения. И ему не понятно, что в ту секунду, когда происходящее на сцене вызывает его зрительскую реакцию, он, зритель, сам оказывается в луче света. И чем яростнее реакция, тем интенсивнее свет, направленный не на сцену, а в зал.
И вот зритель стал частью спектакля, а находящиеся на сцене наблюдают за ним. И спектакль перемещается туда – в темную яму
».

Замечательно, но возникает вопрос самого низменного (меркантильного) свойства. Если те, кто на сцене, наблюдают за зрителями (а не наоборот), то почему деньги за просмотр берут со зрителей (а не наоборот)? Вот, к примеру, нежно любимый Богомоловым г.Собянин не платит москвичам, а, напротив, получает от них некую денежку; тут всё логично – мы смотрим на Собянина, а ему до нас дела нет. А наш режик хочет, чтобы всё досталось ему – и зрелище, и гонорар, и удовольствие, и плата за полученное удовольствие. С позиции избалованного мальчика всё очень логично, не правда ли? Он ведь уверен, что в центре мироздания находится именно он, Константин Великолепный...

На этом режиковую тему, извините, закрываю (временно, понятно) и обращаюсь к проблемам драматургии.

Тут буду серьёзен. В очередной раз сформулирую главное отличие пьесы от не-пьесы: пьеса – текст, который можно перенести на сцену, ничего не меняя и не «переформатируя». Заметьте, речь не об обязательности, когда шаг в сторону приравнивается к побегу с соответствующими последствиями, а о возможности – если угодно, технической.

Понятно, факт жанровой принадлежности не гарантирует качества пьесы. Посему попытаюсь сформулировать постулат № 2: в пьесе должны действовать не персонажи, более или менее имитирующие живых людей, а живые люди, прикидывающиеся персонажами.

Разумеется, тут тоже нет никаких гарантий, но без выполнения этого условия облом гарантирован. По аналогии: если есть атмосфера – жить на этой планете то ли можно, то ли нельзя (зависит от состава конкретной атмосферы). Но если атмосферы нет – поворачивайте Ваш звездолёт и летите, скажем так, домой.

Собственно, не сегодня – всё. А равно и на ближайшие дни.

Пожелание – в заголовке.
Чтобы, типа, не ходить далеко.
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments