dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Петер Штайн о «бирже тщеславия». И не только

Публикация на http://news.ap-pa.ru/news/i4772-vpervye-po-russki-intervyu-petera-shtajna-shvejcarskomu.html – «Впервые по-русски: Интервью Петера Штайна швейцарскому радио (2009)». Найдено по наводке переводчицы Н.Переверзевой.

Четыре цитаты. Без комментариев.

«Моё понятие режиссёрской профессии базируется на том, что я интерпретатор, инструмент. Я стараюсь проанализировать литературную основу драматургии, понять, что там заложено и понять смысл произведения. А потом попытаться с тем, чем мы располагаем, проникнуть в психологию произведения, донести и описать доступными нам возможностями на сцене. Мои инсценировки всегда различны, и это зависит всегда от пьесы, которую я ставлю».

«Сегодня то, что я делаю, считается просто недопустимым. Это считается сейчас устаревшим и неприемлемым – так мне было сказано. Ну хорошо, это я понимаю, мне осталось недолго и я не хочу никому навязывать. Но в действительности мне было так и сказано, что так не пойдёт, и почти запрещено. Вот это и есть черты тоталитаризма. И я не могу на это не обращать внимания. И кроме того, я убеждён, что театр в основе своей это разнообразие разных эстетических принципов, методов и течений, а не только для "модных " режиссёров. И это одна из главных проблем сегодня – и это странным образом написано на флагах тех, кто объявил борьбу рутине в театре. Это как раз и есть ловушка для молодых людей. Ты попадаешь из одной рутины в другую. Я это понимаю, я прошёл через это и это очень печально. Молодым людям нужно больше читать, размышлять и пытаться понять и поставить вопрос – чем же ты хочешь заниматься? Я это очень рекомендую начинающим».

«Проблема в основном в том, что немецкий театр сейчас очень хорошо финансируется и субсидируется, и это уже внутри себя содержит опасность, она заключается в независимости театра от мнения публики. Он зависим только от решений высокомерных государственных чиновников от культуры, что позволяет показывать чёрт знает что на подмостках театров. В этом и заключена опасная проблема. Посмотрите в других странах – Италии, Англии, Франции не существует понятия того, что мы называем "современной немецкой режиссурой". Они действительно заботятся о различных эстетических театральных направлениях и трактовках. Их заботит реакция публики, вместо того, чтобы просто финансировать снятие штанов на сцене, и беспокоит то, как ведёт себя актёр в публичном пространстве. Постоянное снятие штанов не может быть интересно. И понятие "культуры" у них не размыто. А это очень немецкая проблема конечно, интересен сам театр, не какой-то там перфоманс или непонятно что, а интересна центральная фигура театра, сам актёр, текст, структура его роли. Вот что интересует публику, втягивает её в процесс творчества и занимает необходимостью думать. А не снятие бесконечное штанов.
Но есть в Германии очень сильное и авторитарное режиссёрское течение, где актёры и другие творческие работники театра исполняют роль игрушек. Ещё и в этом разница. В Германии сложилось так, что появились представители театральной общественности, которые считают, что мы должны бежать за каждым ударом модернистского пульса. Они частично влияют на формирование общественного мнения, и чиновники от культуры прислушиваются к мнению этих самозванцев, и уже очень давно не ко мнению публики. Чиновники не смотрят и не контролируют всё, и ориентируются уже в основном на эту биржу тщеславия.
И как следствие мы имеем контраст между тем, что нужно и интересно публике и что финансируется культурным чиновничьим руководством
».

«Актёр – это тот человек, который в состоянии показать чудо, он должен быть в состоянии произнести текст, который мы не чувствуем, так, как будто он его сам сочинил, вселив в нас ощущение и уверенность ,что перед нами стоит сам автор. Это магический процесс и я ему охотно поддаюсь. Я полностью завишу в работе от актёра, всегда любуюсь и переживаю чудо одно за другим. И я знаю точно, что за кулисами или за стенами театра с ними лучше не общаться. Это очень специфичные особи нашего вида.
Но когда они стоят на сцене, и у них получается оживить эти мысли и чувства, которые заложены в драматургии пьесы, так, что возникает чувство, что это идёт от самого сердца и души, хотя точно знаешь, там почти ничего нет – вот это для меня просто никогда не перестанет оставаться волшебством.
Вот что для меня называется актёрством и это не изменится никогда
».

2009 год. Немецкий театр. Догоним и перегоним?
Назад, в будущее?
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments