dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Съедобное – несъедобное

Алексей Битов (poziloy)

Детская игра, говорите? Но взрослеют нынче поздно...

Довелось недавно стать участником спора по поводу некоего текста, гордо обозначившего себя как пьеса. Собственно, назвать это спором можно разве что с натяжкой: человек 10, которые сходятся во мнениях исключительно по большим праздникам, дружно спрашивали, «что это было, Бэрримор?» – и только двое (из непричастных) выступили в защиту т.н. пьесы. О самом тексте говорить не собираюсь, с ним, увы, всё понятно, но умилил аргумент одной из защитниц: дескать, те, кто не оценил шедевра – ортодоксы-любители «театра с люстрами».

О, Господи! Хоть кол на голове теши поклонникам всего «нового», они будут стоять на своём, как партизаны на допросе, и повторять нелепые мантры. В частности, одну из любимых: кто не вдохновляется «театром времён Дмитрия Анатольевича», тот обожает «раскраски» времён Леонида Ильича. Типа, кому не по вкусу столярный клей, тот с радостью грызёт древесные опилки. Объяснять поклонникам нашего Аум Синрикё, что, кроме двух «вариантов», есть немалое количество съедобного (хотя бы относительно съедобного) – то же самое, что орошать Сахару из пипетки; «продвинутые» уверены: Волга впадает в Саргассово море, Могадишо – главный город земли Рейнланд-Пфальц, а ча/ща пишется с буквой «игрек», и всё тут. Вне зависимости от того, идёт ли речь о драматургии, о театре или о чём-нибудь ещё: двоичный код, где одно серое считается белым, а другое – чёрным.

Справедливости ради, помню парочку случаев, когда люди, приближённые к секте, по ходу «прений» удивлялись: мы думали, вы за псевдо-классику («театр с колоннами» или «театр с люстрами», не суть), а всё, оказывается, не так просто...

Да, ребята, всё совсем не так просто, как внушают всевозможные Асахары и иже с ними; так уж устроен мир, и мир театральный – в том числе. Может быть, кто-то из вас со временем это поймёт, дай-то Бог.

Повторяюсь, конечно. Два года назад писал почти то же самое.

Одна из популярных мантр: театральным новаторам противостоят критики консервативно-охранительного направления. Ладно, давайте попробуем слегка поскрести пальчиком по этой «надписи на камне» и поглядим на сухой остаток.

Первый вопрос: какие театры на Москве называют консервативными? Из тех, которые на слуху – Малый, МХАТ Горького, Театр Армии... пожалуй, всё.

Следующий вопрос: а новаторы у нас кто? Понятно...

В таком случае, по логике, прогрессивные критики должны хвалить С. и Б, а консерваторы-охранители – спектакли «своих» театров. С прогрессистами всё сходится – они в восторге от С., Б. & Ко и слагают им восторженные оды, одну за другой; с одинаковым рвением этому занятию предаются и «вожатые», и скромные пионерки. В то же время самые известные «ретрограды» (О.Егошина, М.Тимашева, М.Токарева, Г.Заславский и другие) о Малом пишут нечасто и сдержанно, о доронинском МХАТе – ещё реже и ещё сдержаннее, а о Театре Армии... ну, не знаю, может, и пишут, но мне не попадалось. Не находите, что идеологическая конструкция уже начинает крениться, как Пизанская башня?

А о ком же эти традиционалисты пишут чаще всего хорошо? О Погребничко, о Туминасе, о Гинкасе, о Женоваче... Это, что ли, главные «традиционалисты» столичного театра? Сомнительно... на того же Туминаса, случается, набрасываются как на новатора, не уважающего традицию, но другие «консерваторы» с этим почему-то не согласны. Понятно, у каждого антисемита есть свой любимый еврей, но тут перебор какой-то – слишком много «любимых евреев» на один печатный лист, так не бывает.

Теперь о других новаторах/консерваторах. Вот, скажем, Бутусов или Клим – они кто? Неужели консерваторы? А если нет – почему же критики-«охранители» пишут о них то хорошо, то очень хорошо? Мантры – ценная вещь в народном хозяйстве (и в партийном строительстве), но концы с концами у заклинателей снова не сходятся...

Короче, так: если «ремонтник» хватает кувалду и начинает разбивать наружную стену вашего дома, объясняя, что это позволит «расширить пространство», а вы в ответ предлагаете ему не заниматься ерундой – означает ли это, что вы, типа, консерватор-охранитель или, скорее, свидетельствует, что вы не чуждаетесь здравого смысла? Вопрос, по-моему, риторический – более, чем.

Разумеется, не возьмусь утверждать, что среди наших театральных критиков нет реальных консерваторов и охранителей; наверняка есть, но это, скорее, из серии «"Сатурн" почти не виден». Другое дело, есть нормальные критики (кто-то из них больше тяготеет к «новым формам», кто-то меньше, но никто нового не отрицает), а есть некая группировка, именующая себя «новаторами» (между прочим, В.Жириновский назвал себя либеральным демократом – и что?)

Да, о психологическом театре. Знаю, что многие нормальные (беспартийные) критики считают его высшей формой театра (со своей стороны, соглашусь), но какие т.н. «консерваторы» утверждают, будто это – единственно возможная форма театра? Более того, настоящий психологический театр – в своём роде, высший пилотаж, способны к нему очень немногие, а театров у нас не в пример больше. Но это уже так, по мелочи, главное – в другом: либо придётся признать, что те же Бутусов и Клим – ярые традиционалисты (за Клима не скажу, не знаю, а Бутусова ценит даже такой «махровый реакционер» как Т.Москвина), либо никакого сколько-нибудь существенного «охранительного» лагеря в нашей сегодняшней театральной критике не существует. А это значит, что никакого «новаторского» лагеря не существует тоже – для противостояния виртуальным «монстрам» реальный лагерь не выстраивается. Нет «новаторской» тусовки, есть группа разъевшихся монополистов, окружённая сектантами и некоторым количеством приблудной публики, вот и всё.

Казалось бы, очевидности отрицать нельзя. Но если нельзя, а очень хочется... продолжайте, страждущие, твердите свои мантры хоть до посинения; чёрное и белое от этого не поменяются местами, даже в относительном мире есть вполне абсолютные величины (как бы этого ни оспаривали сектантские гуру)...


На всякий случай повторю по памяти тех режиссёров, чьи спектакли были интересны лично мне. Ограничусь только общеизвестными театрами (если кого-то не вспомнил – простите).
Итак (по алфавиту): С.Женовач, Клим, И.Керученко, Г.Козлов, А.Коручеков, Ю.Погребничко, Н.Рощин, Р.Туминас, С.Федотов...

Убедительная просьба: пожалуйста, найдите в этом списке «театр с люстрами». И поделитесь своим открытием, если не сложно.
Поехали...


И последнее. Глупо требовать, чтобы какой-то спектакль или какая-то пьеса нравились всем и каждому; один граф, как известно, не любил одного Барда – и что? не будем вмешиваться в чью-то личную жизнь, вне зависимости от сословной принадлежности фигуранта. Проблема ведь не в том, кто кому не нравится – всяко бывает. А вот если кому-то нравится уписывать за обе щеки нечто несъедобное (тот же столярный клей, например) – да, это уже проблема. Увы.

А всё остальное – от лукавого: кто что пьёт, кто за какую футбольную команду болеет, кем была чья-то двоюродная бабушка, кто что думает о положении в Гондурасе... и т.д.
«То есть, как это советский? Вы ошибаетесь! – Ну, антисоветский. Какая разница».
Subscribe

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Год назад: 2020, 1 – 7 сентября

    dik_dikij и poziloy Воспоминания вслед. В первый день прошлой осени ушли Крапивин, Клюев и Печерникова. А закончилась та первая неделя смертью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments