dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Кто-то ждёт перемен...

Предисловие – Алексей Битов (poziloy)

Лениво писать о драматической номинации «Золотой Маски-2018» – как в анекдоте: сколько можно? уже голова болит. С другой стороны, и отлынивать как-то ни пристало. Витязь на распутье, да и только... Конечно, «Витязь» и «Маска» – сочетание, согласитесь, странное, но двигаться куда-то надо.

Благо нашёлся компромиссный вариант: во время нашей паузы вышла статья Т.Москвиной в «Аргументах недели», посвящённая именно «Маске» в категории «Д» (драма, не подумайте плохого). Вот эту статью мы и перепечатаем – по обыкновению, с предисловием.

Ну, во-первых, насчёт того, кто прав – Москвина или Э.Бояков? Истина, полагаю, где-нибудь посередине: зеркало, понятно, кривое, но если его не хотят менять на нормальное – значит, это не просто кому-то нужно, но и чему-то соответствует.

Вопрос, какими гвоздями прибито к стене это зеркало, опускаю как риторический. Остаётся другой вопрос: кому это нужно (cui prodest, так сказать)? Но тут, как выяснилось, тоже не всё однозначно... кстати, об ОГ, о которой упоминает Москвина – «новаторы» тоже недовольны, им, как старухе из пушкинской сказки, мало быть просто номинантами, им хочется песен премий, и не каких-нибудь, а самых главных. Пишет Ж.Зарецкая (заметьте, ей тоже скучно, душа просит полёта): «в целом работой драматического жюри я не довольна категорически. Может, молодых пригласить пожюрить для разнообразия?!! Может, они разглядят каких-то новых лауреатов??? А то скука же смертная. И политика – во всех смыслах. Хоть бы удивили чем. На месте нежно и горячо мною любимого Льва Абрамовича я бы отказалась от дальнейших наград, как это давным-давно сделал Гергиев. Его (Додина) заслуги непоколебимы. А молодым – важнее
Коллеги, дорогие, ну вам самим-то не скучно выбирать между Додиным, Могучим и Бутусовым? В прошлом году Додину не дали, дали Могучему, давайте в этом – наоборот. Так вы что ли рассуждаете? А между тем, есть ещё несколько вполне достойных режиссёров
» (https://www.facebook.com/zhanna.zaretskaya/posts/10211605445787802).

Включаем дедукцию: выбирают из списка номинантов, отобранных узкой группой (УГ) экспертов; исключаем Бутусова, Додина и Могучего – и кто остаётся? Вот список основных номинантов «новых времён» (за 13 сезонов):
по 10 номинаций – К.Богомолов, С.Женовач;
по 9 – Ю.Бутусов, Л.Додин, К.Серебренников;
по 8 – М.Карбаускис, А.Могучий, В.Фокин.
Женовач и Фокин в этом сезоне не номинировались. Карбаускас стал лауреатом в прошлом году («Русский роман») – стало быть, речь не о нём. Кто остался на трубе? Элементарно, Ватсон.

Может быть, г-жа Зарецкая негодует исключительно от собственного имени? Нет, ей вторит, к примеру, комментатор Р.Должанский: «Жанн, неужели тебя все это ещё заводит на целый пост? Мне вот даж комментировать лень. Премия ЗМ давно стала просто нелепостью, которая ни о чем не свидетельствует. Обезьяна из крутящегося барабана достала бы более вменяемые результаты, чем эти жюри – и так уже года 4 как минимум. Особенно смешно мне, когда люди рассуждают, а вот из приличных ли состоит людей жюри, или из не очень приличных – хочется спросить, какая разница? А Фестиваль нужный, конечно, и хороший, в целом». Вывод (в последней фразе), понятно, парадоксальный, а стиль комментария вполне себе Должанский, но это уже мелочи жизни.

Любопытно, конечно, как уживаются в Театре Наций «оппозиционер» Р.Должанский и генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» М.Ревякина, но милые бранятся – только тешатся, и фракция «нетерпеливых», как видите, как-то уживается с фракцией «постепенцев» (причём не только в отдельно взятой ОГ).

Ещё комментарий. Пишет О.Зинцов, член «Масочного» жюри-2018: «Жанна Зарецкая, у нас была оппозиционная фракция, но, как обычно, это меньшинство»; ему вторит Т.Тихоновец: «Это всегда меньшинство. Во всех жюри», но показателен и ответ Зарецкой: «В этот раз действительно вроде все были свои». О, как! некоторые, наверное, просто затаились до поры, до времени...

Естественно, это было уже «во-вторых». И в-последних.

Слово – Москвиной.


О чём ваш театр?
№16(609) от 26.04.18 [«Аргументы Недели», Татьяна Москвина]

Всё, отшумела «Золотая маска», розданы награды, споры утихли. Было их немного. Известный театральный деятель Эдуард Бояков назвал театральную премию «Золотая маска» зеркалом современного театра и его нравов. А на зеркало, как мы знаем, нечего пенять, коли рожа крива. Не соглашусь!

НИКАКОЕ «Маска» не зеркало и никакого реального положения дел в театре не отражает. Это ОГ (организованная группа), представляющая интересы и вкусы входящих в неё членов. Система ценностей этой ОГ многими театрами не разделяется в принципе. Там вообще одни загадки. Вот, к примеру, в номинации «Лучший спектакль» появилось разделение – «спектакль большой формы» и «спектакль малой формы». Допустим, под малой формой подразумевается какое-нибудь камерное представление на одного-двух человек в маленьком зале. А вот и нет. «Маску» в этой номинации получает «Чук и Гек» на Новой сцене Александринского театра. А спектакль «большой формы» – это нынче «Страх Любовь Отчаяние» по Брехту в Малом драматическом театре Петербурга.

Но зал МДТ чуть не вдвое меньше Новой сцены Александринки. И «большую форму» в спектакле, где несколько первачей театра сидят на авансцене и мрачно декламируют текст Брехта, усмотреть трудно. Конечно, тут дело не в большой форме, а в том, что имеются «страх и отчаяние». При этих словах наша ОГ особенно возбуждается. Никогда ни одна комедия, ни один весёлый жизнерадостный спектакль не имеет ни малейших шансов на «Маску» – только мрак, страх, тоска и отчаяние. Каким-то чудом – на моей памяти лишь однажды – максимально жизнерадостный спектакль Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь» разбил эту тенденцию.

Но в списке номинированных был один спектакль, который вроде бы подходил под вкусы ОГ – чистая трагедия! – это «Царь Эдип» в постановке Р.Туминаса в Театре имени Вахтангова. Это действительно выдающееся произведение, это «спектакль влияния» – ему уже подражают. Воскресить в сытой Москве дух античной трагедии, чуждый принципиально современному мироощущению, и воскресить так мощно и ответственно – это шаг незаурядный. Туминас и сам любит пошалить, «раздвинуть границы интерпретации», как говорится. Но в этом спектакле он предельно строг и серьёзен. Отчего же не «Царь Эдип» становится лучшим спектаклем, а рядовой для МДТ «Страх Любовь Отчаяние»? Да вот откуда я знаю? Говорю же – загадка.

Мне как зрителю известно, что лучший театр Петербурга – это не унылый цирк БДТ и не ледяной дом Александринки, а молодая жизнерадостная «Мастерская» Григория Козлова – но эксперты ОГ обходят её стороной. Не хватает страха и отчаяния на сцене «Мастерской»? Может, вам к психотерапевту пора? И вообще, театроведы и театральные критики мыслят как-то мелко, от спектакля к спектаклю. Этот спектакль такой, а тот другой. А иногда стоит задать себе самый простецкий, элементарный вопрос – О ЧЁМ ТЕАТР?

Когда несколько лет назад в МДТ Лев Додин поставил «Врага народа» по Ибсену и на сцену выходил тихий врач, решивший бороться с полностью коррумпированным руководством родного городка, я понимала, о чём театр. И весь зал понимал. Мы видели негероического героя, человека с совестью, идущего на одинокий подвиг. А сегодня «о чём театр» (тот же МДТ), я перестаю понимать. Брехт, скажем, эффектный автор, отлично чеканит афоризмы, однако сопрячь современную Россию и ситуацию начала германского национал-социализма – это затруднительная умственная спекуляция. Другие у нас демоны, другой тип ада в принципе...

Что касается «Масок», розданных под лозунгом «надо поддержать...», то это и обсуждать смешно. Видимо, театроведы по-чеховски сомневаются в смысле своей жизни (правильно делают). Поэтому стремятся «поддержать» тех или иных режиссёров, как будто это сиротки-инвалиды, а не здоровые нахальные парни, смело «раздвигающие границы интерпретации» вплоть до полной неразличимости автора. Вопрос «о чём театр?» задавать в такой ситуации бессмысленно.
Subscribe

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments