dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

6 мая. Владимир Этуш

Алексей Битов (poziloy)

Если верить Википедии, 6 мая родились два Папы Римских, а также М.Робеспьер и З.Фрейд. Но ни Эдипов комплекс (особенно в сочетании с Папами), ни, тем более, гильотину лучше не трогать (от греха подальше), и мы охотно оставим их в покое – благо, список родившихся 6 мая четырьмя именами отнюдь не исчерпывается. Так, среди актёров, родившихся в этот день – и неотразимый Р.Валентино, и удивительный О.Уэллс.

И Владимир Этуш, которому сегодня исполняется 96. Действующий актёр, между прочим: в мае у него запланировано 5 спектаклей, включая сегодняшний «Бенефис», в кавычках и без.

Цитаты. «Что ни говори, всенародную славу актёру нынче может обеспечить только экран. Никто не спорит, среди народных любимцев есть замечательные актёры, но хватает и дутых величин: выгодный ракурс и умелый монтаж превращают неумех в звёзд. А театральный актёр – как женщина без макияжа, и достаточно открыть глаза, чтобы увидеть, кто есть кто».

«Потерпевший Гольдинер». «Я не знаю, как описать то, что он делает в этом спектакле. Я даже не знаю, как это назвать – во всяком случае, слова «игра» или «работа» здесь не подходят категорически. Остаётся один вариант: на сцене он живёт... нет, живёт – не Этуш, а Гольдинер, никакого Этуша в спектакле и в помине нет.

Забавно: один из самых злобных театральных критиков настолько (видимо, сам того не осознавая) впечатлился главным персонажем, что вконец запутался, воспринял всерьёз «антиамериканские» пассажи Гольдинера и возмутился, что в сеансе «чёрной магии» не было «разоблачения». Человек не понял простой вещи: театр (если это не подделка) – конечно, магия, но не чёрная и даже не белая, а своя, особая; разоблачения требуют только фокусы, а фокусы, в отличие от магии, основаны на ловком обмане, а вовсе не на таинстве.
Гольдинер в своих монологах и комичен, и трагичен; его слова не обязательно принимать за чистую монету, но не сочувствовать ему – нельзя. Магия.

Гольдинер несчастен, трогателен и по-своему обаятелен. Несчастен не напоказ и обаятелен не обаянием, полученным напрокат от замечательного актёра, а своим собственным.

Повторюсь: перед нами – именно Гольдинер, он сам, а никакой не Этуш. Чудо.

При всём его обаянии Гольдинера трудно назвать симпатичным персонажем. И всё-таки нельзя не восхититься мужеством, с которым он проживает свою одинокую и, в общем-то, совсем не весёлую старость, не теряет при этом вкуса к жизни и не пытается перевалить на других свой груз. Человек, который прогибался основную часть жизни, в старости как-то сам собой распрямился. Раньше трясся, всего боялся, а теперь перестал. Грехи и пакости остались в прошлом, срок давности давно истёк – тем более, мы видим, как Гольдинер расплачивается и принимает расплату, в общем-то, как должное. Получилась, можно сказать, ода жизнелюбию, которой автор текста, скорее всего, никак не планировал. Театр – это ведь больше, чем разыгрывание написанного текста, намного больше. Существительное из 5 букв, начинается на «т», кончается на «р»... Нет, не топор, которым, как известно, написанного не вырубить, а театр, способный всё перевернуть и переиначить по-своему. А вы думали, теперь всё по-другому?..

Самый сложный момент, пожалуй, – во втором действии. Возможно, в какой-то момент Шендерович почувствовал, что в пьесе чего-то не хватает, и решил поддать пару: вдруг выяснилось, что старый Гольдинер когда-то в СССР (в бытность советским партработником Семёновым) весьма поспособствовал изгнанию в эмиграцию отца своей нынешней визави, Джейн Уотсон (в то время – совсем маленькой Жени Ровинской). Поворот, честно сказать, в духе самой дешёвой мелодрамы, да и Джейн (по тексту) как-то странно на это реагирует (то ли не въехала, то ли ей по барабану). Момент действительно сложный, только Гольдинеру и это нипочём – мало ли, что в жизни бывает. Это же вам не театр какой-нибудь. И вообще.
А в частности – перестаньте жевать сапожные шнурки и постарайтесь попасть на этот спектакль. Название, надеюсь, напоминать не надо
».

«Пристань». «В.Этуш (Грегори Соломон, «Цена» А.Миллера) показал роскошный образец старого доброго (и ненавистного некоторым) психологического театра. Актёр полностью сливается со своим героем (надо признать, для меня это стало неожиданностью); на сцене – не артист в роли, а именно старый оценщик. Как-то сами собой вспомнились спектакли с замечательными стариками прошлых лет – «Соло для часов с боем» и «Дальше – тишина». Характерно, что все три спектакля – о стариках; ничего удивительного, хороший актёр со временем «набирает градус», а благородный напиток ценится куда выше, чем молодое, ещё невыдержанное вино. Мы как-то привыкли в последнее время к невыдержанному вину (пиву, сыру) – спешим, спешим, спешим... а зачем? Такими темпами, того и гляди, «эффективные менеджеры», приставленные к медицине, решат, что 9 месяцев – слишком длинный срок для вынашивания ребёнка, можно и за 2 недели справиться, а иначе – нерентабельно, типа. К этому, собственно, всё и идёт... Впрочем, виноват, отвлёкся, проще привести один из монологов Грегори Соломона: «Мальчик мой, вы не знаете людскую психологию! Не сломается – значит, больше уже ничего не изменится. Возьмем, например (подходит к столу), этот стол. Послушайте (ударяет по столу). Да его же не сдвинуть! Когда человек садится за такой стол, он не только знает, что женат, он знает, что будет женат всегда, и больше уже ничего не изменится. Вы смеетесь, а я вам обрисовал ситуацию. Какое сегодня модное слово? Заменяемость. Чем больше вы можете выбросить – тем лучше. Машина, мебель, жена, дети – все должно быть заменяемо. Потому что, вы же видите, сегодня основное занятие – делать покупки». Этот монолог (и не только его) я, честно говоря, слушал с изумлением: всегда считал Миллера немного пресным, а в исполнении Этуша всё зазвучало сочно и вкусно, будто это Бабель написал. Вообще в таких ролях легко сорваться в шарж, в чисто внешнюю экспрессию, но у Этуша я не услышал ни одной шаржевой нотки, ни даже намёка на неё. Экспрессии полно, но она – внутри, а наружу прорываются только бурунчики, если можно так выразиться. Но ведь так и должно быть! Кому-то, я слышал, показалось даже, что Этуш монотонен, но нет, простите, никак не могу с этим согласиться».

«Бенефис». «Если выдающемуся мастеру для создания образа достаточно всего лишь приподнять бровь и произнести пару фраз – зачем ему бегать и прыгать? А если зрителю хочется полюбоваться на бег и прыжки – не проще ли вместо театра сходить на соревнования по лёгкой атлетике? Тем более, там можно увидеть и метание копья, и марафон, а на сцене этого не будет...

Что же до «расцвета таланта» – дешёвка скисает, а хороший актёр, как благородное вино, с годами становится ещё лучше. И точнее – настолько, что достаточно одного жеста и пары фраз. И дело даже не в наработанной, отточенной технике, а в фантастической органике, приходящей с опытом (понятно, не ко всем, но...)

Можно, конечно, сбрасывать «стариков» со сцены, как с «корабля современности»... или со скалы, как это делали в древней Спарте. Но разве Спарта была театральным центром Греции? Что вообще известно о достижениях спартанского театра?

Да, на сувенирных открытках, понятно, молодые выглядят эффектнее. Но театр – не легкоатлетическая арена, не подиум для бодибилдеров и даже не место материализации «прекрасных лиц» с глянцевых фотографий. Театр – нечто другое, и тем, кто этого не понимает, лучше туда не ходить
».

И ещё один спектакль – к сожалению, в репертуаре его уже нет, кто не успел, тот опоздал. «Дядюшкин сон». «Доводилось слышать мнение, что весь спектакль держится на М.Ароновой; на мой взгляд, это не так: Аронова – безусловная главная героиня первого действия, а после антракта (хотя и не сразу) на первый план выходит, конечно, В.Этуш. Говорить об Этуше – всё равно, что повторять «Волга впадает в Каспийское море»; есть, конечно, недоросли, которые не в курсе, но на то они и недоросли, какой с них спрос? А я бы добавил одно-единственное: роль неадекватного великосветского бонвивана никак не сопрягается с ролями, в которых до этого довелось увидеть замечательного актёра, и она, понятно, должна быть интонирована по-другому. Так вот, роль интонирована, как надо, не сомневайтесь; кто хоть немного различает обертона и оттенки, не может этого не отметить. Браво, Владимир Абрамович!»

Тот случай, когда повторяться – одно удовольствие. Тем более, есть повод причина.
Уважительная!
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments