dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Categories:

Душевное

Алексей Битов (poziloy)

Если кому-то осталось недолго, о нём говорят: Пора бы и о душе подумать. Но с нами, человеками, трудно угадать, кому сколько отмерено. С учреждениями (по крайней мере, с некоторыми) всё-таки попроще; можно даже обойтись без классического «Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть – несчастье... вечер – семь...» – и так всё известно.

К примеру, Минкульту в его нынешней версии осталось жить меньше месяца (до инаугурации). Самое время подумать о душе... а ещё лучше – что-нибудь сделать для души.

Стало быть, для души: «Независимая оценка качества условий оказания услуг в сфере культуры не будет проводиться в отношении федеральных театров, филармоний, библиотек и цирков» (https://www.mkrf.ru/press/news/nezavisimaya_otsenka_kachestva_usloviy_okazaniya_uslug_v_sfere_kultury_ne_budet_provoditsya_v_otnosh/). Безусловно, решение правильное, можно только приветствовать редкую победу здравого смысла. Но тут же начинаются странности: в заголовке говорится о театрах, филармониях, библиотеках и цирках, а текст начинается с фразы: «Федеральные театры, филармонии, библиотеки, реставрационные организации и ряд других учреждений культуры исключены из независимой оценки качества оказания услуг в сфере культуры. Соответствующий приказ Минкультуры России зарегистрирован Минюстом 4 апреля 2018 года». Цирки, получается, отнесены к «и другим» (надеюсь, не исключены), а их место заняли реставрационные организации.

Смотрим Перечень. Под № 1 – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации». Это у нас реставрационная организация или цирк? Он-то тут с какого бока?
Нетерпеливые читатели детективов порой сразу же заглядывают в конец; что ж, дурные примеры заразительны. Две последних позиции:
«67. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия художеств».
68. Федеральное государственное унитарное предприятие «Финансово-хозяйственное управление при Российской академии художеств»». Академия, допустим, вопросов не вызывает; с ФХУ сложнее. Впрочем, по одной из версий составителей Перечня сбила с толку буква «Ф» – они решили, что речь идёт о филармонии.

Теперь возвращаемся к началу. С № 1 – ясно, что ничего не ясно; далее следуют 8 учреждений, так или иначе связанных с реставрацией – Дирекции, Агентство, Мастерские и т.д. Десятку замыкает Фонд «Российско-польский центр диалога и согласия» – возможно, занимающийся реставрацией российско-польских культурных отношений.

Следующие 20 позиций – театры и Театральный центр (из московской части почему-то выпала СТИ). Потом – музыкальная группа: филармонии, Дом музыки, оркестры, Центр духовой музыки, капеллы (всего – 16 наименований). А дальше – загадка: за № 46 (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственная академическая хоровая капелла России имени A.A. Юрлова») сразу следует № 64 (Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации»); 17 организаций (четвёртая часть всего Перечня) то ли засекречены, то ли исчезли под чёрным платком иллюзиониста (цирк?) Понимайте, как знаете. Неужели нельзя обойтись без фокусов, даже если речь идёт о душе?

Оно, конечно, чужая душа – потёмки, и из этих потёмок проступают контуры... нет, не почти одноименного броненосца, а ещё одной душевной инициативы: «Министерство культуры выступило с инициативой, согласно которой школьники должны посещать спектакли по классическим произведениям не менее трех раз в год и принимать участие в обсуждениях после просмотра»
http://www.teatral-online.ru/news/21407/. Приказом Минкульта тут не обойтись (школы, как-никак, проходят по другому ведомству), но любопытно, однако. Сразу два комментатора на teatral-online (К.Райкин и клинический психолог И.Мустафин) усомнились в целесообразности классных посещений («Для детей средней школы взаимодействие со сверстниками гораздо важнее, чем просмотр спектакля, поэтому когда их приводят в театр целым классом, толку от этого бывает мало»); это тоже неплохо бы учесть, но, пожалуй, только как аргумент второго плана. О более серьёзном моменте упомянула М.Брусникина: «Очень важно качество спектакля – дети быстро распознают халтуру, поэтому постановки, на которые ведут школьников, должны тщательно отбираться. Классическое произведение – это еще не знак качества». Ну, насчёт халтуры она погорячилась, конечно – дети порой (но не всегда) тонко чувствуют фальшь, а вот лапшу (по чесноку) на уши неофитам навешать, наоборот, проще. Существенно другое: постановки бывают, мягко говоря, разные: на ложно-классической школьники, чтобы не умереть со скуки, заснут или и впрямь начнут выкобениваться, зато «новаторские» версии сексуально озабоченных инфантилов могут показаться прикольными и несколько (мягко говоря) затуманить подростковые представления о самом изучаемом произведении; трудно будет преподавателю переубедить учеников, что в оригинале всё несколько не так и не о том.

Запросто может случиться, что у школьников с первых заходов возникнет аллергия на театр... или ребята сочтут, что набор приколов (гэгов, если угодно) – это и есть театр. Сказочный вариант: туда пойдешь - жизнь потеряешь, сюда пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь. А конём нынче не прикроешься, на каретах и даже на конке в театр давно не ездят.

И ещё один небезынтересный момент: «школьники должны... принимать участие в обсуждениях после просмотра». Где? Если в классах – это более, чем нормально, но можно ведь понять и так, что речь идёт об обсуждениях в самом театре («после просмотра»). Бедные актёры, им-то за что? Конечно, бывает и так, что «устами младенцев...» (Голый король тому свидетель), но практика, к сожалению, показывает, что Голых королей больше, чем зорких детишек... Не забудем и то, что мальчики-девочки, как правило, мало «насмотрены», им не с чем сравнивать увиденное – о чём тогда говорить?

Хотя, конечно, чужая душа – потёмки...
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вынужденное

    Алексей Битов (poziloy) Очень не хотелось снова писать про всю эту ковидно-вакцинную вакханалию, но деваться, повторю, некуда. Хотя прекрасно…

  • Мастер, Маргарита и немного футбола

    Алексей Битов (poziloy) « Смотреть матч по телевидению все равно, что изучать животное по скелету. Все вроде бы ясно, а теплого и трепетного…

  • 2021: 1 – 15 ноября

    dik_dikij и poziloy Юрий Клепиков, Геннадий Чихачёв, Виктор Коклюшкин и другие. 1 ноября 2021 года умер кинодраматург Юрий Клепиков – сценарист…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments