dik_dikij (dik_dikij) wrote,
dik_dikij
dik_dikij

Category:

Шутки шутками...

Алексей Битов (poziloy)

1 апреля. День дурака, он же – День смеха.

Сейчас, конечно, не до смеха. А ведь поводов хватает. Взять хотя бы не очень-то пристойную возню вокруг назначения нового худрука МХТ. Аккуратно к 1 апреля появились новые, так сказать, публикации.

Например, канал zakuliska опубликовал нечто из рубрики «нампишут». А когда на них разозлился А.Калягин (было, за что), закулисники сослались на своих информаторов: «По результатам событий с назначением худрука МХТ нам пришло порядка десяти писем, в которых факты, к сожалению, сходятся» (опубликовано 30 марта в 14.54).

Сходятся, говорите? Смешно, поскольку даже в одной публикации (той самой, на которую отреагировал Калягин – от 29 марта, 10.11) концы с концами как-то не очень сходятся.Цитата: «За 5 минут до начала сбора труппы Золотовицкому поступила угроза потери работы в школе-студии. Говорят, что от Журавского... Золотовицкий и Кравец, которые должны были озвучить кандидатуру Хабенского, озвучили назначение Женовача.
Это было шоком для совещавшихся.., тк за пять минут до начала , было решено объявить кандидата на пост от труппы
». И что получается? Точно известно, что Золотовицкому угрожали – значит, были свидетели, но эти свидетели почему-то не знают, кто конкретно угрожал: Журавский то ли был в маске, то ли говорил изменённым голосом. Причём в то время, когда Золотовицкому угрожали («за пять минут до начала»), его утвердили на озвучку. Мало того, «кандидата от труппы» сама труппа в итоге не поддержала. Или каждому актёру за 5 минут успели поугрожать? Нет, ребята, эта версия прошла бы только 1 апреля, так что вы несколько поторопились.

Но это ещё что! 30 марта lenta.ru вдруг опубликовала мощную статью крупного театрального авторитета В.Вилисова. Кстати, этот авторитет до недавних пор был связан с журналом «Театр.», но прошла любовь, увяли помидоры... По ходу Вилисов даже АТК лягнул... впрочем, похоже, М.Давыдова сама напросилась: надо было добиться, чтобы Фонд Прохорова профинансировал установку памятника г.Вилисову – разумеется, из чистого золота и работы, как минимум, З.Церетели. Заслужил!
Достаточно 3 цитат.

1. «Олег Табаков (и это уникальная для советского и постсоветского культурного деятеля ситуация) был настоящим визионером, как минимум в сфере культуртрегерства. Он обладал важнейшей способностью понимать время и не сопротивляться ему». По анекдоту – умел, дескать, расслабиться и получить удовольствие? почтил память, сделал комплимент или как?

2. «Актеры в конвенциональных типах исполнительских искусств по профессии не обязаны быть отягощены интеллектом, но все это происходит в эпоху, когда уже с полвека даже культурная индустрия старается шагать по пути открытости, прозрачности и взаимовыгодного обмена информацией». Да, сразу видно: автор прошёл хорошую школу и теперь отягощён чем-то-там по полной программе.

3. «Это рождает проблемы, имеющие отношение к способам производства культуры и мышления о культуре... Такой тип институций и такой тип отношений никак не адекватен тому времени, в котором расположена современность». Интересно, а «производство культуры» – это у нас лёгкая промышленность или тяжёлая? И почём нынче фунт культуры, произведённой промышленным способом? Кстати, а где расположена современность? В каком времени, не подскажете? Do you speak Russian, sir?
(Для недоверчивых: цитаты – с https://lenta.ru/articles/2018/03/30/mht/.)

В общем, всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно... Давайте о том же самом, но уже всерьёз. В «Аргументах недели» – статья Т.Москвиной «Московский Художественный: варианты будущего». Понятно, с какими-то моментами в статье можно не соглашаться, но с главной мыслью автора не согласиться сложно: раз в кои-то веки Минкульт принял вменяемое решение. Да, не бесспорное (бесспорных кандидатур тут, увы, не просматривается), но вполне вменяемое. Как бы ни противились этому назначению знатоки русского языка и театрального дела, мечтавшие (и до сих пор, похоже, мечтающие) пропихнуть в Камергерский переулок своего человечка (того или иного, по вкусу). Аппетит у ребят отменный, кто бы сомневался... но лучше пусть попостятся, на диете посидят. Так будет лучше.

«Аргументы Недели», № 12(605) от 29.03.18
Татьяна Москвина
Московский Художественный: варианты будущего

Вопрос о новом художественном руководителе МХТ имени Чехова решён. На эту должность назначен Сергей Женовач, один из лидеров театральной России, известный режиссёр с большим стажем работы, создатель Студии театрального искусства в Москве. Решение это удивило многих.

Решение удивило тем, что оно разумно. Как говорится, раз в год и кочерга стреляет. Ведь грамотных кадровых решений в сфере культуры маловато будет. Особенно отличается по этой части московское правительство. Назначением И.Апексимовой на Таганку превратившее, на мой взгляд, этот театр из пространства, куда ходят неохотно, в место, куда театралы направляются разве по приговору суда. А смена в театре «Модернъ» яркой одарённой С.Враговой на воинствующего дилетанта Ю.Грымова? Ясно же – начальники сели в лужу, но так и сидят, угрелись, нравится.

Но тут, как в нашем кино: прилетели на вертолётах федералы и всех спасли. Даже проявив неожиданную деликатность – Сергей Женовач вступит в должность 23 апреля, когда минует 40 дней со дня кончины Олега Павловича Табакова. А до этого будет знакомиться с репертуаром театра.

Действительно, если и есть в России режиссёр, соответствующий идеальным принципам Московского Художественного, как о них грезили основатели театра Станиславский и Немирович-Данченко, так это именно Сергей Женовач (и, ну разве что Григорий Козлов в Петербурге). Я видела почти весь репертуар его Студии, и могу констатировать три явных факта.

1. У Женовача отличный и взыскательный литературный вкус. Никакая дребедень и подделка не проникнет на сцену МХТ. Да, он, почитатель Чехова, Достоевского и Булгакова, строг к современной драматургии. Однако теперь можно быть в уверенности - если что современно сочинённое и пойдёт в МХТ, оно будет отменного качества.

2. Женовач – подлинный режиссёр психологического театра, но не приземлённо-бытового, а с вплетением вольной игровой стихии, поэтому в его Студии сидит и радуется на диво молодая публика.

3. Женовач – любитель, «открыватель» и воспитатель актёров. Он ценит, угадывает, выявляет их талант. Если своих юных артистов он просто создал, то напомню, что Женовач работал и в МХТ, и в театре на Малой Бронной, и в Малом театре. Где в его руках были монстры и зубры актёрского цеха, и ничего – блестяще справился. Великолепные спектакли Женовача, «Горе от ума», «Правда-хорошо, а счастье лучше» и «Мнимый больной», до сих пор в репертуаре Малого театра и притягательны для публики.

Проблема же только одна: насколько у Сергея Женовача хватит сил и воли в новой должности. И дипломатических способностей. Ведь когда он станет отсматривать репертуар МХТ, там наверняка найдутся спектакли, целиком и полностью чуждые его природе и убеждениям. Но резко менять «поворот винта» нельзя – театр залихорадит моментально. Его уже лихорадит.

Не успело министерство озвучить своё удивительно разумное решение, как директор МХТ Ю.Кравец созвал собрание артистов и призвал подписать письмо президенту, чтоб тот явил милость, не засылал в театр «варяга», а назначил художественным руководителем МХТ – актёра Константина Хабенского. Расчёт коварный и грамотный: Хабенского президент знает наверняка, а Женовача – есть сомнения. А при своём человеке, не режиссёре, на посту худрука, директору как-то спокойнее. Знай прикрывайся лозунгами о «традициях МХТ» да лепи свои пирожки – один пришёл, поставил, ушёл, другой пришёл, поставил, ушёл…главное же – медийные лица на сцене, за созерцание которых зрители, особенно приезжие, готовы платить. Но это – верное и однозначное сползание в трясину. А Женовач – это новый путь. Каким успешным не был бы театр, ему нельзя жить по инерции, чтоб «всё было как было». Надо хронически пробовать брать новые высоты, иначе – «тепловая смерть». Кроме того, лишь профессиональный режиссёр может добиться полноценного проката спектакля, строго присматривая за его качеством. Критики пришли на премьеру, отписались и сгинули. А спектаклю жить в репертуаре, и если не следить за ним, всё вмиг разбалтывается и деградирует, даже дикция актёров. Кто скажет артисту – парень, ты мнишь себя звездой, а тебя в десятом ряду не слышно? Константин Хабенский?

Труппа МХТ на том собрании проявила неожиданную для актерских коллективов вменяемость и письмо не подписала. Спасла президента от очередной порции дурных заморочек на голову с утра. Отвело, и слава богу, но вот что интересно: а как теперь директор Ю.Кравец собирается сотрудничать с новым худруком, которого так пылко старался сместить? Впрочем, всегда ведь можно раскаяться. Это давняя русская традиция. «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». Ещё и какие отменные святые получаются из бывших грешников!

В общем, у публики есть весомые основания надеяться на творческое будущее МХТ имени Чехова. Но не будем скрывать и тревоги. Скажем откровенно, это грустная правда: старшее поколение выдающихся советских артистов и режиссеров уходит, сделав всё возможное для отечественного театра. Поколению художественных руководителей, рождённых ещё до Отечественной войны, не занимать силы воли и профессиональной закалки. Но – что дальше? Есть ли у кураторов культуры кадровый резерв, возможные варианты? Заботятся ли они о воспитании будущих худруков? Если говорить о московском правительстве, имею обоснованные сомнения. Предмет, которым руководишь, надо знать, а что знал тот, кто назначил Ю.Грымова в «Модернъ»? Да и федералы склонны к таинственным загогулинам культурной политики, вроде появления А.Могучего в Большом драматическом театре Санкт-Петербурга…

На этот раз назначение худрука МХТ сделано разумно, оно открывает перспективы. Но что будет завтра с другими театрами и назначениями?


Хороший вопрос, кстати. Разумный.
Subscribe

  • 2021: 23 – 31 августа

    dik_dikij и poziloy Прощаемся с летом. 23 августа 2021 года умер Гоча Ломия. « Ломия... знаком советскому зрителю по своему экранному дебюту – в…

  • 2021: 12 – 22 августа

    dik_dikij и poziloy Продолжаем свою припозднившуюся «летопись». 12 августа 2021 года умерла Уна Стаббс. « Стаббс в Британии была известна как…

  • Год назад: 2020, 8 – 19 сентября

    dik_dikij и poziloy Ещё 12 дней прошлой осени. 8 сентября 2020 года умерла Нафисет Айтекова-Жанэ. « В 1961 году пришла на работу в Краснодарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments